Автор работы: Кристина Осина, 04 Июля 2010 в 17:41, реферат
Гражданин, гражданственность — это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".
Введение ........................................ 2
1. Понятие гражданства ....................................... 4
2. Основания и порядок приобретения российского гражданства ..14
3. Изменение и прекращение российского гражданства .......... 23
Заключение ........................................ 28
Литература ........................................ 31
Приложение ........................................ 32
Условием постоянного проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства является срок в общей сложности 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством (с обязательным получением вида на жительство). Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, международным договором РФ, указанные сроки могут быть сокращены вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца.
Решение вопроса о приеме в гражданство РФ исключает дискриминационный подход - в зависимости от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Закон о гражданстве РФ содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство, посредством сокращения установленных для проживания в России сроков, вплоть до полного снятия указанных требований.
Вместе с тем предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ. Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ (например, экстремистских), осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
Основанием приобретения
В действующем Законе о гражданстве РФ предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) признание факта восстановления; 3) по ходатайству лица.24
Так, регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. В последнем случае установлен срок 5 лет по достижении 18-летнего возраста. Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. Те лица, которые не имеют оснований для восстановления в гражданстве РФ в первых двух формах, могут подать ходатайство о восстановлении.
Гражданство РФ может
К иным основаниям
Например, в Договоре от 9 декабря
1999 г. о создании Союзного
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ИЗМЕНЕНИЕ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ГРАЖДАНСТВА РФ
Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.
Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).
В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации. Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).
Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности для российского законодательства.
Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличии от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.
Выход из гражданства РФ - базовое основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено ст.6 Конституции РФ. Закон о гражданстве РФ предусматривает 2 формы выхода из него: 1) по ходатайству гражданина РФ и 2) в порядке регистрации.
В первом случае решение о
выходе принимается
Федеральный закон о гражданстве РФ определил 2 группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства: 1) при наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано; 2) другие - вообще исключают возможность выхода (ст.23).25
К первой группе оснований относится наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом РФ.
Положения современного российского законодательства о гражданстве значительно сузили рамки свободного усмотрения государственных органов и их должностных лиц при решении вопроса выхода из гражданства по сравнению с установлениями бывшего союзного законодательства. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин РФ проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, новеллой является положение о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законодательством РФ.
Вторая группа оснований исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства РФ или отказ в регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ. Причиной этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Чтобы должным образом гарантировать права гражданина РФ, закон закрепляет судебный порядок установления такого рода фактов, не связывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем). Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме в гражданство возможна только в течение 5 лет после приема.
Специальную главу Федеральный закон о гражданстве РФ посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.
Закон закрепляет общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их письменного согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Указанные положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства.
На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при их усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства. Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его безгражданства.
Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.
Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее фактического правового регулирования. Этому посвящена значительная часть статей Федерального закона о гражданстве РФ, иных нормативно-правовых актов и документов, прямо и косвенно касающихся рассмотрения вопросов гражданства РФ. При этом надлежит учитывать, что в соответствии со ст. 71 (п. «в») Конституции РФ регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению РФ.