Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:43, контрольная работа
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума.
1. Определение
гражданского общества
1.1. Понятие
гражданского общества
Важнейшей
предпосылкой и одновременно фактором
формирования политической системы
демократического типа является наличие
гражданского общества. Гражданское
общество характеризует всю совокупность
разнообразных форм социальной активности
населения, не обусловленную деятельностью
государственных органов и воплощающую
реальный уровень самоорганизации социума.
Описываемое понятием «гражданское общество»
состояние общественных связей и отношений
является качественным показателем гражданской
самодеятельности жителей той или иной
страны, основным критерием разделения
функций государства и общества в социальной
сфере.
Реальная
свобода личности становится возможной
в обществе подлинной демократии, где
не государство, политическая власть господствует
над обществом и его членами, а общество
имеет безусловное первенство по отношению
к государству. Переход к такому обществу
— исторически длительный процесс, и он
связан с формированием гражданского
общества.
Между
понятием «гражданское общество» и
однопорядковым ему понятием «общество»
есть не только очевидная взаимосвязь,
но и весьма существенные различия.
Общество как совокупность отношений
между людьми становится гражданским
лишь на определенной стадии своего развития
зрелости, при определенных условиях.
В этом плане за прилагательным «гражданское»,
несмотря на некоторую его неопределенность,
стоит вполне конкретное и весьма емкое
содержание. Категория гражданского общества
отражает новое качественное состояние
общества, основанное на развитых формах
его самоорганизации и саморегуляции,
на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных)
и частных (индивидуально-личностных)
интересов при определяющем значении
последних и при безусловном признании
в качестве высшей ценности такого общества
человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому
обществу противостоит не просто «не гражданское»
общество, т. е. общество, не обладающее
качествами гражданского, а общество насилия
подавления личности, государственного
тотального контроля за общественной
и личной жизнью его членов.
Сам термин
«гражданское общество» употребляется
как в широком, так и в узком
значениях. В широком смысле гражданское
общество включает всю непосредственно
не охватываемую государством, его структурами
часть общества, т.е. то, до чего «не доходят
руки» государства. Оно возникает и изменяется
в ходе естественно-исторического развития
как автономная, непосредственно не зависимая
от государства сфера. Гражданское общество
в широком значении совместимо не только
с демократией, но и с авторитаризмом,
и лишь тоталитаризм означает его полное,
а чаще частичное поглощение политической
властью.
Гражданское
общество в узком, собственном значении
неразрывно связано с правовым государством,
они не существуют друг без друга. Гражданское
общество представляет собой многообразие
не опосредованных государством взаимоотношений
свободных и равноправных индивидов в
условиях рынка и демократической правовой
государственности. Это сфера свободной
игры частных интересов и индивидуализма.
Гражданское общество — продукт буржуазной
эпохи и формируется преимущественно
снизу, спонтанно, как результат раскрепощения
индивидов, их превращения из подданных
государства в свободных граждан-собственников,
обладающих чувством личного достоинства
и готовых взять на себя хозяйственную
и политическую ответственность.
Гражданское
общество имеет сложную структуру,
включает хозяйственные, экономические,
семейно-родственные, этнические, религиозные
и правовые отношения, мораль, а также
не опосредованные государством политические
отношения между индивидами как первичными
субъектами власти, партиями, группами
интересов и т.д. В гражданском обществе
в отличие от государственных структур
преобладают не вертикальные (подчиненности),
а горизонтальные связи — отношения конкуренции
и солидарности между юридически свободными
и равноправными партнерами.
Для современного
понимания гражданского общества недостаточно
представление о нем лишь с
позиции его противопоставления
государственной власти и, соответственно,
сфере реализации публичных интересов.
Главным в современной, общедемократической
концепции гражданского общества должно
быть определение собственных качественных
характеристик тех реальных общественных
отношений, которые в системном единстве
могут быть определены как современное
гражданское общество.
Гражданское
общество — это не просто некое
объемное понятие, характеризующее
определенную сферу общественных отношений,
пределы которых определяются лишь
тем, что это «область действия частных
интересов» (Гегель). В то же время «гражданское
общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое
понятие. Государство не может, не в состоянии
«учредить», «декретировать», «установить»
своими законами желательный для него
образ гражданского общества.
Гражданское
общество — это закономерный этап,
высшая форма самореализации индивидов.
Оно вызревает по мере экономического,
политического развития страны, роста
благосостояния, культуры и самосознания
народа. Как продукт исторического развития
человечества гражданское общество появляется
в период ломки жестких рамок сословно-феодального
строя, начала формирования правового
государства. Обязательным условием возникновения
гражданского общества является появление
возможности у всех граждан экономической
самостоятельности на базе частной собственности.
Важнейшей предпосылкой формирования
гражданского общества являются ликвидация
сословных привилегий и возрастание значения
человеческой личности, человека, который
превращается из подданного в гражданина
с равными юридическими правами со всеми
другими гражданами. Политическим фундаментом
гражданского общества служит правовое
государство, которое обеспечивает права
и свободы личности. В этих условиях поведение
человека определяется его собственными
интересами и на него ложится ответственность
за все действия. Такая личность превыше
всего ставит собственную свободу, уважая
вместе с тем и законные интересы других
людей.
Так как
в руках у государства
В этом
плане гражданское общество есть
объективно сложившийся порядок
реальных общественных отношений, который
основан на признанных самим обществом
требованиях справедливости и меры
достигнутой свободы, недопустимости
произвола и насилия. Данный порядок складывается
на основе внутреннего содержания этих
отношений, что превращает их в критерий
«справедливости и меры свободы». Тем
самым отношения, составляющие гражданское
общество, обретают способность нести
в себе определенные требования, нормативные
модели поведения граждан, должностных
лиц, государственных органов и государства
в целом в соответствии с идеалами справедливости
и свободы.
Это означает,
что в отношениях, составляющих гражданское
общество, воплощаются идеи права как
высшей справедливости, основанной на
недопустимости произвола и гарантировании
равной для всех членов гражданского общества
меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные)
требования, которые складываются и существуют
в гражданском обществе независимо от
их государственного признания и закрепления
в законах. Но следование им со стороны
государства является залогом того, что
закон в таком обществе и государстве
приобретает правовой характер, т. е. они
не только воплощают в себе государственную
волю, но эта воля в полной мере соответствует
требованиям справедливости и свободы.
Повседневная
жизнь индивидов, ее первичные формы
составляют сферу гражданского общества.
Однако многообразие повседневных потребностей
и первичных форм их реализации требует
согласования и интеграции устремлений
индивидов и социальных групп для поддержания
целостности и прогресса всего общества.
Равновесие, взаимосвязь общественных,
групповых и индивидуальных интересов
осуществляет государство посредством
управленческих функций. Следовательно,
глобальное общество, т. е. всеохватывающая
человеческая общность, состоит из гражданского
общества и государства.
Гражданское
общество и государство представляют
собой социальные универсалии, идеальные
типы, отражающие различные стороны и
состояния жизни общества, противостоящие
друг другу.
Гражданское
общество составляет сферу абсолютной
свободы частных лиц в
Гражданское
общество предстает в виде социального,
экономического, культурного пространства,
в котором взаимодействуют свободные
индивиды, реализующие частные интересы
и делающие индивидуальный выбор. Напротив,
государство представляет собой пространство
тотально регламентированных взаимоотношений
политически организованных субъектов:
государственных структур и примыкающих
к ним политических партий, групп давления
и т. д. Гражданское общество и государство
взаимно дополняют друг друга. Без зрелого
гражданского общества невозможно построить
правовое демократическое государство,
поскольку именно сознательные свободные
граждане способны к рациональной организации
человеческого общежития. Таким образом,
если гражданское общество выступает
прочным опосредующим звеном между свободным
индивидом и централизованной государственной
волей, то государство призвано противодействовать
дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку
через создание условий для реализации
прав и свобод автономной личности.
1.2. Научные
концепции гражданского
Идея
гражданского общества является одной
из важнейших политических идей Нового
времени. Возникнув в середине ХVII в. в
Европе, понятие «гражданское общество»
претерпело известную эволюцию, породив
несколько концепций и интерпретаций.
Однако оно неизменно рассматривается
в противопоставлении понятию «государство».
Либеральная
трактовка гражданского общества восходит
ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие
«гражданского общества» было введено
ими для отражения
Естественным
началом общества и жизни человека
становятся не природа и необузданные
природные страсти человека, а
цивилизованность, т. е. исключительная
способность человека сознательно объединяться
с себе подобными для совместного проживания.
Гражданское общество было признано условием
удовлетворения базовых человеческих
потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское
общество появилось в результате процессов
дифференциации и эмансипации различных
сфер общественной жизни (экономической,
социальной, культурной), в рамках которых
происходит удовлетворение повседневных
потребностей индивида.
Становление
самостоятельных сфер общественной
жизни отражало процессы возрастающего
разнообразия деятельности индивидов
и усложнения социальных отношений. Разнообразие
социальных отношений было следствием
становления автономной личности, не зависимой
от власти и обладающей таким уровнем
гражданского самосознания, который позволял
ей строить свои отношения с другими индивидами
разумно и целесообразно. В основе процесса
кристаллизации независимого индивида,
по Дж. Локку, лежит частная собственность.
Она является экономической гарантией
его свободы и политической самостоятельности.
Отношения
между государством и гражданским обществом
строились на договорной основе. По своей
сущности эти отношения были цивилизованными,
поскольку государство и гражданское
общество вместе создавали условия для
удовлетворения базовых человеческих
потребностей и обеспечения жизнедеятельности
индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые
права граждан и с помощью власти ограничивает
природную вражду, снимает страх и тревогу
за родных и близких, за свое богатство;
а гражданское общество сдерживает стремление
власти к господству.
Другую
традицию представляет подход Г. Гегеля,
который рассматривал гражданское
общество как совокупность индивидов,
удовлетворяющих с помощью
Государство
защищало человека от случайностей, обеспечивало
справедливость и реализовывало
всеобщность интересов. Гражданское
общество и индивид были подчинены
государству, ибо именно государство
интегрирует отдельные группы и индивидов
в органическую целостность, задавая смысл
их жизнедеятельности. Опасность существования
всеобъемлющего государства состоит в
том, что оно поглощает гражданское общество
и не стремится гарантировать гражданам
их права и свободы.
Отвергая
тезис Г. Гегеля о первичности
государства по отношению к гражданскому
обществу, К. Маркс рассматривал последнее
фундаментом глобального