Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:43, контрольная работа
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума.
2. Условия
возникновения и
2.1. Структура
и основные элементы.
Современное
гражданское общество имеет следующую
структуру:
1. Добровольно
сформировавшиеся первичные
2. Совокупность
негосударственных
3. Сфера
самопроявления свободных
Таким
образом, структура гражданского общества
развитых стран представляет собой
широкую сеть общественных отношений,
различных добровольных организаций
граждан, их ассоциаций, лоббистских
и иных групп, муниципальных коммун,
благотворительных фондов, клубов по интересам,
творческих, кооперативных объединений,
потребительских, спортивных обществ,
общественно-политических, религиозных
и иных организаций и союзов. Все они выражают
самые различные социальные интересы
во всех сферах жизни общества.
Из этого
вытекает и конкретный анализ основных
элементов гражданского общества.
Во-первых,
экономическая организация
Второй
структурный элемент
Наемным
работникам необходимо создавать экономические,
социальные и правовые условия для эффективного
труда, справедливой оплаты своего труда,
широкого участия в прибылях.
В отношении
предпринимателей должны приниматься
меры, направленные на гарантирование
им свободы всех форм экономической
деятельности, на стимулирование их капиталовложений
в развитие эффективного, прибыльного
производства товаров и услуг. Что же касается
нетрудоспособных граждан, то им должна
быть обеспечена адресная социальная
защита, определены нормы социального
обеспечения и обслуживания, которые позволят
поддерживать приемлемый уровень их жизни.
Третий
структурный элемент
Это, однако,
не означает тождества свободы личности
«и правового положения
При этом
сами права и свободы, в том
числе конституционные, с одной
стороны, определяются уровнем развития
гражданского общества, зрелостью его
экономической, социальной, общественно-политической
организации; ведь гражданское общество
— социальная среда, где реализуется большинство
прав и свобод человека и гражданина. С
другой стороны, от полноты прав и свобод
человека и гражданина, степени их гарантированности,
последовательности реализации во многом
зависит развитие, углубление важнейших
характеристик гражданского общества
как правового, демократического общества,
как общества подлинной свободы и социальной
справедливости. Права человека н гражданина
являются в этом плане инструментом саморазвития
гражданского общества, его самоорганизации.
Эта двуединая взаимосвязь находит свое
закрепление и на государственно-правовом,
юридическом уровне, когда Конституция
и другие законы устанавливают ответственность
не только гражданина перед государством,
но и государства перед личностью.
2.2. Функции
гражданского общества.
Основная
функция гражданского общества —
наиболее полное удовлетворение материальных,
социальных и духовных потребностей
его членов. Разнообразные экономические,
этнические, региональные, профессиональные,
религиозные объединения граждан призваны
содействовать всесторонней реализации
индивидом его интересов, устремлений,
целей и т. д.
В рамках
выполнения этой основной функции гражданское
общество выполняет ряд важных социальных
функций:
1. На основе
законности оно обеспечивает защиту частных
сфер жизни человека и гражданина от необоснованной
жесткой регламентации государства и
других политических структур.
2. На
базе ассоциаций гражданского
общества создаются и
3. Гражданское
общество является одним из
важнейших и мощных рычагов
в системе «сдержек и
4. Институты
и организации гражданского
5. Гражданское
общество выполняет также
6. Гражданское
общество выполняет также
7. Гражданское
общество выполняет
Одной
из функций гражданского общества является
также обеспечение некоторого минимального
уровня необходимых средств к существованию
всем членам общества, особенно тем, кто
сам не может этого добиться (инвалиды,
престарелые, больные и т. п.).
2.3. Формы
взаимодействия государства и
гражданского общества
Переход
от традиционного, феодального общества
к гражданскому, в основе своей буржуазному,
означал появление гражданина как самостоятельного
социального и политического субъекта
с неотъемлемыми правами и обязанностями.
Развитие горизонтальных невластных социальных
связей, образующихся автономными ассоциациями
граждан, наталкивалось на противодействие
централизованного государства. Однако
государство было вынуждено не только
считаться с возникающими ассоциациями
граждан, но и встать на путь правового
упорядочения отношений с населением,
существенно перестроить собственные
властные структуры.
Не во
всех странах конфликт между гражданским
обществом и государством, который
в ряде случаев выливался в
столкновения между парламентом
как органом народного
Переход
от абсолютистско-монархического правления
к демократии начинался, как правило,
с подчинения государства и гражданского
общества правовым нормам, с введения
принципа разделения властей, составляющих
единую систему конституционализма. Конституционализм,
как политико-правовой принцип, имеет
различное толкование в силу, вероятно,
его длительной эволюции. Согласно классическому
правовому определению, конституционализм,
как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет
собой конкретную форму правления. Абсолютизм
- форма государства, в котором вся полнота
власти сосредоточена у монарха. В этом
смысле конституционализм противостоит
абсолютизму как форма правового государства,
в котором отношения между государством
и гражданским обществом регламентированы
правовыми нормами.
Характер
отношений между народным представительством
(парламентом) и правительством (исполнительной
властью) зависит от доминирования в механизме
власти либо принципа парламентаризма,
либо принципа конституционализма. Парламентаризм
означает зависимость правительства от
решений парламента. Конституционализм
предполагает независимость правительства
от воли парламента. Примером такого распределения
власти может служить система министерского
правления в рамках конституционной монархии.
В этом случае за переведение конкретного
направления политики несет ответственность
министр, назначаемый монархом и ответственный
перед ним. Формально-правовая сторона
конституционализма означает наличие
в обществе основного закона государства
(конституции), определяющего народное
представительство, разделение и объемы
полномочий различных ветвей власти и
гарантии прав граждан.
По способу
возникновения, определяемому соотношением
политических сил (прогрессивных и традиционалистских,
реакционных), конституционализм может
иметь договорной характер, т. е. быть результатом
взаимного согласия общества и государства,
или октроированный, т. е. «спускаться»
сверху государством. Во втором случае
монарх «дарует» обществу конституцию,
сознательно ограничивая собственные
полномочия, отказываясь от них в пользу
правительства и парламента.