Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:43, контрольная работа
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума.
Договорный
конституционализм преобладал в
странах классической, хаотической
модернизации, где процессы формирования
гражданского общества и правового государства
шли параллельно и постепенно. Эти процессы
имели экономические, социальные и культурные
предпосылки и естественным образом сформировали
социальную структуру гражданского общества
в лице среднего класса (мелких торговцев,
предпринимателей, ремесленников, фермеров,
лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили
экономическое господство буржуазии.
Затем экономическое господство буржуазии
через революцию было дополнено политическим
- переходом в ее руки власти. В процессе
модернизации государство и гражданское
общество тесно взаимодействуют.
Октроированный
конституционализм характерен для
стран запаздывающей
Выбор
конкретных политических форм перехода
от абсолютизма к демократии, во время
которого изменялось соотношение государства
и гражданского общества, кроме исторических,
национальных особенностей был обусловлен
борьбой трех политических сил: королевской
власти, народного представительства
(парламента) и правительственной бюрократии.
Зрелость гражданского общества, выражавшаяся
в наличии разветвленной партийной системы,
способной выражать интересы граждан
в парламенте, ограничивала власть монарха.
Однако процесс рационализации управленческой
деятельности заметно усилил роль бюрократии.
Практически к ней переходила вся исполнительная
власть, а монарх лишь формально оставался
ее вершиной.
Исходя
из этого, распределение полномочий
между тремя политическими
Первый
тип режима в рамках конституционной
монархии - парламентскую монархию - дала
английская революция. Она стала результатом
коалиции всесильного парламента и безвластного
монарха. Англия первой реализовала классический
вариант политической системы конституционализма.
Ее смысл состоял в переходе реальной
власти от монарха к правительству и премьеру,
полностью зависимых от парламента. Особенностью
британского конституционализма является
отсутствие писаной конституции и наличие
особых средств регулирования отношений
законодательной и исполнительной власти
средствами обычно-правовых прецедентов.
Большинство
стран Западной Европы пыталось перенести
английский вариант в свои общества.
Однако наличие двух противоборствующих
политических потоков - республиканско-
Как показала
политическая история мировой демократии,
активности общественных ассоциаций и
росту их членов, прежде всего, способствуют
следующие структурные факторы: повышение
образовательного уровня населения; развитие
общественных коммуникаций; периоды активизации
политического протеста, привлекающие
новых рекрутов в социальные объединения;
реакция общественности на вновь выдвигаемые
правительственные программы преобразований
и т.д.
В то же
время извечными трудностями
становления и развития гражданского
общества являются не только активность
государства, стремление правящих элит
к усилению своих позиций в
социуме и даже превышению собственных
полномочий. Серьезную опасность для формирования
и существования гражданского общества
представляет и деятельность различного
рода корпоративно-бюрократических структур
внутри государства, неизменно принижающих
статус самодеятельной активности граждан
и стремящихся усилить государственную
опеку над нею. Самостоятельными и крайне
важными причинами ослабления позиций
гражданского общества служат и непроясненность
для населения ценностей социальной самодеятельности,
отсутствие приверженности общественного
мнения ценностям идеологии прав человека.
Поэтому гражданское общество не возникает
там, где люди не борются за свои права
и свободы, где отсутствуют традиции критического
анализа общественностью деятельности
властей и, наконец, где политические свободы
воспринимаются людьми как своеволие
и отсутствие ответственности за свои
поступки.
3. Принцип
первичности индивида
3.1. Происхождение
принципа.
Обратимся
к либерально-демократическому принципу
"не человек для общества, а
общество для человека". Если понимать
его буквально, то любые моральные добродетели
из абсолютных непременно превращаются
в относительные: они обязывают индивида
лишь в той мере, в какой полезны ему лично.
Мало того, этот принцип исключает такие
признанные виды гражданского долга, как,
например, защита Отечества.
Следовательно,
этот принцип является не реальным,
а нормативно-идеальным: он позволяет
отстаивать достоинство личности перед
обществом и утверждать ее гражданский
суверенитет. Последний раскрывается
в принципе гражданского договора,
предполагающего, что люди вступают в
отношения между собой и государством
в той мере, в какой находят это для себя
приемлемым и целесообразным. Принцип
гражданского договора означает, что никто
никого не может принудить к тем дли иным
общественным связям и соглашениям; они
действительны для человека лишь в той
мере, в какой он добровольно их принял
как субъект равноправных договорных
отношений.
Во-вторых,
этот принцип означает апологетику
так называемого естественного
состояния: если человека предоставить
его собственной природе, не перевоспитывать,
не насиловать его волю, то во всех отношениях
результаты окажутся лучше, чем при противоположных
условиях.
Принцип
естественного состояния имеет
сугубо нормативный смысл: он является
тем идеальным допущением, без которого
нельзя обосновать автономию личности
перед лицом общества и ее гражданское
достоинство
Нормативное
допущение, ставшее основой западных
демократий, отражало социальное мироощущение
и статус одного определенного сословия
- третьего. Именно этому частному и специфическому
мироощущению суждено было стать цивилизованной
нормой, которую Запад демонстрирует и
пропагандирует в качестве "естественной",
т.е. всеобщей.
Но наряду
с этим сословным опытом на принятие
указанного принципа повлиял и национальный
исторический опыт стран Запада. Вопреки
представлениям о естественности самого
принципа и его органической свойственности
западному человеку и западной культуре,
исторический опыт свидетельствует, что
речь, скорее, шла о трудном и проблематичном
выборе. С одной стороны, проблема состояла
в том, чтобы прекратить нескончаемые
гражданские распри и войны ценой уступки
местных и индивидуальных прав и свобод
деспотически-централизованному государству,
способному железной рукой навести мир
и порядок. С другой стороны, проблема
была в том, чтобы избежать злоупотреблений
самого этого государства в виде посягательств
безудержного и бесконтрольного политического
деспотизма на жизнь человека, его личное
благополучие и достоинство.
3.2. Современное
политическое воплощение принципа.
Индивидный
принцип со всеми вытекающими
из него постулатами означает первичность
гражданского общества по отношению
к государству. Гражданское состояние
основано на отношениях обмена между
суверенными и равными
Основной
парадокс современной западной демократии
заключается в том, что она
предполагает неполитический образ
жизни дня большинства граждан
и потому называется представительской.
Классическая античная демократия Древней
Греции и Рима была демократией участия.
Она реально объединяла граждан полиса,
сообща участвующих в решении основных
вопросов жизни своего города-государства.
То есть,
речь идет о выборе: либо устанавливается
полная свобода частной жизни ценой утраты
личного участия в решении общественных
дел, передоверенных определенным лицам
- профессионалам в области политики, либо
граждане непосредственно решают общие
коллективные вопросы. Но тогда у них уже
нет ни времени, ни даже права на частную
жизнь.
Для человека
античного полиса государство не
было монстром, нависающим "сверху":
он сам был и полноценным
Современное
общество развело в стороны
Надо
сказать, что потребительство