Институт гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть вещное право как институт гражданского права.
Задачи работы дать определение понятию вещного права, рассмотреть виды вещных прав и правовые режимы отдельных вещных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие вещного права……………………………………...4
1.1 История развития вещного права…………………………….…..5
Глава 2. Характеристика видов ограниченных вещных прав……...7
2.1 Право владения и пользования земельными участками……..…7
2.2 Сервитут…………………………………………………………….7
2.3 Право хозяйственного ведения…………………………………….10
2.4 Право оперативного управления…………………………………..12
Глава 3. Защита вещных прав…………………………………………..14
3.1 Виндикационный иск……………………………………………….14
3.2 Негаторный иск………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

текст.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

ГК РФ не содержит в отношении сервитутов развернутого общего регулирования  и определяет их режим применительно  к отдельным их разновидностям, причем достаточно кратко. Для устранения пробелов в правовом регулировании  некоторые нормы ГК РФ о праве  собственности могут применяться  к сервитутам в порядке аналогии закона, например нормы о прекращении права собственности.

Более подробно сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса, Водного  кодекса Российской Федерации5 и Лесного кодекса Российской Федерации6, которые проводят различие между двумя их разновидностями: публичными и частными сервитутами. Земельный кодекс подчиняет частные сервитуты нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23 ЗК РФ, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.

Нормы Лесного  кодекса и Водного кодекса  о сервитутах близки правилам Земельного кодекса, различают частный и  публичный сервитуты и содержат некоторые дополнительные правила, отражающие особенности регулируемых ими отношений. Граждане имеют право  свободного пребывания в лесах (публичный  лесной сервитут), а также пользоваться водными объектами общего пользования  и иными водными объектами (публичный  водный сервитут), если иное не предусмотрено  законодательством.

Установление  публичного сервитута предусматривает  также Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»7. Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.

Особенность сервитута состоит  в обязательности его государственной  регистрации, без чего это вещное право не возникает. Порядок регистрации  сервитута определен в ст. 27 Закона о государственной регистрации  прав на недвижимость. Обязательность государственной регистрации личных сервитутов законами прямо не предусматривается; имеющиеся практические пособия  склонны считать ее необходимой8.

 

 

    1. Право хозяйственного ведения 

 

В составе  государственной и муниципальной  собственности существуют, с одной  стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и  учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся  к имуществу казны (государственной  или муниципальной), а с другой - имущество, находящееся в хозяйственном  ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных  предприятий и учреждений, не связанных  непосредственно с казной юридических  лиц. Соответственно этому различают  осуществление права государственной  и муниципальной собственности  в отношении казенного имущества  и в отношении имущества, закрепленного  за соответствующими предприятиями  и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении  права государственной и муниципальной  собственности самим носителем  этого права через соответствующие  государственные органы или органы местного самоуправления, а в некоторых  случаях юридические лица и граждане совершают определенные действия от имени субъекта права собственности - Российской Федерации, субъекта РФ или  муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права  государственной и муниципальной  собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено - юридическое лицо, выступающее  в гражданском обороте от своего имени и наделенное либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления над закрепленным за ним государственным  и муниципальным имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения и  право оперативного управления являются способами осуществления права  государственной и муниципальной  собственности9.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные  унитарные предприятия, кроме федеральных  предприятий, за которыми имущество  закрепляется на праве оперативного управления, поэтому ст. 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения государственным  и муниципальным имуществом вещным правом лиц, не являющихся собственниками. В статье 8 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ»10 говорится, что предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидированы.

Право полного  хозяйственного ведения ранее строилось  по той же модели, что и право  собственности. Сейчас права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, строго ограниченны. Данное обстоятельство объясняется тем, что размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях и еще до их регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном  ведении у хозяйствующего субъекта, заключаются в следующем: решение  вопросов создания предприятия; определение  предмета и целей его деятельности; решение вопросов реорганизации  и ликвидации предприятия; назначение руководителя предприятия; осуществление  контроля за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получение части прибыли от использования, находящегося в хозяйственном ведении  предприятия имущества11.

В то же время собственник имущества  юридического лица, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государственного или  муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных  п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, на собственника может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность  вызвана действиями собственника, а  имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Большое правовое значение имеет деление  имущества предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие  не вправе продавать принадлежащее  на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ  и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без  согласия его собственника, а движимым имуществом, которое принадлежит  предприятию, оно распоряжается  самостоятельно, кроме случаев, установленных  законом или иными правовыми  актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное  предприятие путем передачи ему  части своего имущества в хозяйственное  ведение. В данном случае у дочернего  предприятия возникает вторичное  право хозяйственного ведения в  отношение переданного ему имущества. На ответственность материнского и  дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила  п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, материнское предприятие несет дополнительную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана действиями учредившего его предприятия. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество дочернего предприятия12.

 

    1. Право оперативного управления

 

В числе  вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право  оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х  гг. XX в. В настоящее время правовая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296-300 ГК РФ, а  также в Указе Президента РФ «О реформе государственных предприятий»13, постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов» 14.

В этих нормативных актах закреплен  круг субъектов права оперативного управления и установлены пределы  и способы его осуществления. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также  финансируемые собственником учреждения (ст. 115 и 120 ГК РФ). Казенное предприятие  может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности  по решению Правительства РФ, или  на базе собственности, принадлежащей  субъектам Российской Федерации, либо муниципальной собственности. Предприятия - носители права оперативного управления могут быть созданы на базе всех допускаемых в Российской Федерации  форм собственности.

В отличие  от предприятий, основанных на праве  хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться  не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию  казенное предприятие реализует  самостоятельно, если иное не установлено  законом или иными правовыми  актами.

Обязанности казенного завода заключаются в  следующем:

направлять  прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;

представлять  уполномоченному органу отчет о  целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также  амортизационных отчислениях, предназначенных  для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный  бюджет неиспользованные бюджетные  ассигнования.

Казенное  предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности  по обязательствам собственника его  имущества, а дополнительную ответственность  по его обязательствам во всех случаях  при недостаточности его имущества  несет Российская Федерация как  субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие  создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут  эти субъекты гражданского права.

Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более  ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или  иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами. Имущество  учреждения, независимо от того, учитывается  ли оно в составе основных средств  или средств в обороте, забронировано  от взысканий кредиторов. При недостаточности  находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность  по его обязательствам несет собственник  этого юридического лица15.

Учреждения  являются некоммерческими организациями, однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное  распоряжение учреждения и учитываются  на отдельном балансе16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Защита вещных прав

 

3.1 Виндикационный  иск

 

Этот  иск представляет собой один из наиболее распространенных способов защиты вещных прав. Как rei vindicatio он был известен еще  римскому частному праву, где считался главным иском для защиты права  собственности. Его название происходит от лат. «vim dicere» - «объявляю о применении силы», то есть истребую вещь принудительно. Виндикационный иск установлен на случай незаконного выбытия (утраты) вещи из фактического владения собственника и  заключается в принудительном истребовании собственником своего имущества  из чужого незаконного владения17.

Иск невладеющего собственника к незаконно владеющему несобственнику об истребовании индивидуально-определенной вещи носит доктринальное название виндикационного иска и является одним из основных и наиболее известных  способов защиты прав собственника. Под  незаконным владением понимается владение, не имеющее надлежащего правового  основания (титула).18

Для возникновения  права на виндикацию не требуется  вины владельца - достаточно, чтобы  его владение было объективно незаконным. Условием удовлетворения виндикационного  иска является наличие имущества  у ответчика в натуре, в противном  случае может быть предъявлено лишь требование о возмещении убытков. Предметом  виндикационного иска может быть только индивидуально-определенное имущество. Срок исковой давности по виндикационному  иску составляет три года.

Информация о работе Институт гражданского права