Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Термин "источник права" пришел из римского права и понимается как форма выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права -- это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя».

Работа состоит из  1 файл

№2.docx

— 98.25 Кб (Скачать документ)

1.Понятие  и система источников  гражданского права.

Термин "источник права" пришел из римского права  и понимается как форма выражения  и осуществления юридических  норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права -- это действующие  в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие  нормы права, внешние формы выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя».

Источники права  – форма выражения правовых норм, т.е. нормативный акт. Совокупность таких актов, поскольку ими устанавливаются  нормы гражданского права, представляют гражданское законодательство. 
    По юридической силе все нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. 
    Важнейшими источниками гражданского права являются законы Российской Федерации, прежде всего Конституция Российской Федерации. 
    Среди иных законов, являющихся источниками гражданского права, особое место продолжают занимать Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Основы закрепили кардинальные изменения действующего правопорядка прежде всего в сфере имущественных отношений, связанных с переходом к рыночной организации нашей экономики. Принятие Основ по существу предопределило реформу гражданского права, причем более радикальную по содержанию, чем его обновление в 60-е годы. 
    После принятия ГК РФ (части I, II) действуют лишь ст.  134-170 Основ, которые утратят силу после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации в полном объеме. 
    В соответствии со статьей 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. До введения в действие в полном объеме ГК РФ действует ГК РСФСР (ст.  475-569), принятый ВС РСФСР 11 июня 1964 г. и введенный в действие с 1 окт. 1964 г. Его положения применяются в части, не противоречащей законам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 г. 
    30 ноября 1994 г. принята первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, введенная в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие, а 26 января 1996 г. – вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, введенная в действие с 1 марта 1996 г. Тем самым в России устанавливаются стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может. В первой части ГК Российской Федерации содержатся общие положения, распространяющиеся на все отношения, регулируемые кодексом, в части второй – отдельные виды обязательств. 
    Гражданский кодекс Российской Федерации (части I и II) в какой-то мере избавляет от крайне сложной и запутанной системы норм, находившей свои источники в совершенно устаревшем ГК РСФСР 1994 г., в актах бывшего Союза и в Российских законах последних лет, направленных прежде всего на ломку старой экономики, а не на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений.  
    Третья часть ГК Российской Федерации будет содержать нормы о праве интеллектуальной собственности, о наследственном праве и нормы международного частного права, регулирующие отношения с участием иностранного элемента. 
    Наряду с ГК РСФСР действует ЖК РСФСР и другие законы, содержащие нормы гражданского права, а также многочисленные акты, принимаемые в соответствии с законами и не противоречащие им. Федеральные законы принимает Гос. дума Федерального собрания Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Так называемое “указное нормотворчество” Президента занимает своеобразное положение. Оно в какой-то степени корректирует подчас противоречивое законодательство. Однако указы, как и акты, издаваемые высшими органами исполнительной власти республик, госкомитетами, министерствами и другими центральными органами, носят подзаконный характер. 
    Ведомственные нормативные акты должны соответствовать законодательству и актам вышестоящей исполнительной власти. 
    Среди гражданско-правовых установлений немалое значение имеют нормативные акты территориальных органов власти и управления. Бурный нормотворческий процесс характерен для Республики Башкортостан, принявшей ряд нормативных актов, относящихся к источникам гражданского права. 
    Органы, уполномоченные издавать нормативные акты гражданского права, определяют конкретный официальный печатный орган, в котором они публикуются для сведения исполнителей или всего населения. В Российской Федерации такими официальными печатными органами являются “Собрание законодательства Российской Федерации” и “Российская газета”, в Республике Башкортостан – “Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан” и “Известия Башкортостана”.

Система гражданского права представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных, основанных на общих принципах гражданско-правовых институтов, включающая: 
   1)общую часть; 
   2) право собственности и другие вещные права; 
   3) личные неимущественные права; 
   4) обязательственное право; 
   5) право на результаты творческой деятельности; 
  6) наследственное право;

Общую часть составляют нормы, относящиеся ко всем остальным частям системы. Таковы, в частности, нормы, определяющие задачи гражданского законодательства, круг регулируемых им отношений, основания возникновения гражданских прав и обязанностей, общие условия осуществления прав и исполнения обязанностей, способы защиты прав, правовое положение субъектов гражданского права; нормы, относящиеся к сделкам, представительству, срокам в гражданском праве. 
    Нормы правового института права собственности и иных вещных прав регулируют отношения, связанные с возникновением, осуществлением и защитой права собственности и других вещных прав. 
    Нормы правового института личных неимущественных прав регулируют личные неимущественные отношения, характеризующиеся тем, что они возникают по поводу неотделимых от личности духовных благ. 
    Нормы обязательственного права регулируют общественные отношения по поводу передачи имущества, уплаты денег, выполнения работ, оказания услуг и т.п., предоставляя одной стороне этих отношений право требовать от другой совершения определенного действия либо воздержания от действия. В свою очередь сюда входят общие положения, относящиеся ко всем обязательствам, общие правила о договорах, а также отдельные виды обязательств, возникающие из договоров и внедоговорных оснований. 
Нормы правового института права на результаты творческой деятельности регулируют общественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, а также возникающие по поводу изобретений, создания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, знаков обслуживания и т.п. 
Нормы наследственного права регулируют общественные отношения в связи с переходом имущества умершего к другим лицам.

Источникам права  присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.

Источники гражданского права представляют собой систему  его внешних форм, в которых  содержатся гражданско-правовые нормы. 

2. Конституция рф  как источник гражданского  права.

Среди федеральных  конституционных законов «…конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993 г.

Являясь основным законом нашей страны, Конституция  РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы  гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования  отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции  РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной  собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами…», Конституция Российской Федерации, принята всенародным  голосованием 12.12.1993 г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993 г. ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь  в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно…». Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993 г.

Основу гражданско-правового  регулирования личных неимущественных  отношений, возникающих по поводу таких  духовных ценностей, как честь, достоинство  и доброе имя гражданина, его свобода  и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20--25 Конституции  РФ.

Конституция имеет  прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется  издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются  отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования  землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер. 
 
 
 
 

3. Соотношение внутреннего  гражданского законодательства  и норм международного  права.

Согласно Конституции  России 1993 года, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Такое же правило  содержится и в ряде других законодательных  актов, имеющих отношения к области  международного частного права. Это  положение подчеркивает значение международного договора для регулирования соответствующих  отношений. В соответствие с распространенной точной зрения данное положение понимается как норма, которая разрешает  коллизию между двумя внутригосударственными нормами. Одна из них - какое-либо правило  общего характера, содержащееся во внутреннем законодательстве, а вторая -специальное  изъятие из нее, вытекающее из заключенное  государством международного договора. Именно этой второй норме отдается предпочтение.

В настоящее  время растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право  государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся  и трудовые права.

Для того чтобы  осветить положение, которое занимают нормы международного права в  системе источников российского  права, необходимо определить их место  в системе права России. В ст. 15 Конституции Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. впервые была введена  норма, в соответствии с которой  общепризнанные принципы и нормы  международного права, а также международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

И все же Конституция  РФ прямо не ответила на вопрос о  том, какое отведено место нормам международного права в системе  российского права. Лишь в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: "Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора". Это, по-видимому, означает, что в случае обнаружившегося  противоречия между законом и  международным договором правоприменительные  органы должны следовать правилам международного договора.

Учитывая иерархию внутригосударственных нормативных  актов, можно сделать вывод о  том, что норма о преимущественной силе международных договоров распространяется на федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативные акты федеральных  органов власти, а также на соответствующие  правовые акты субъектов РФ. Данная норма касается всех законов независимо от времени и места их принятия (до или после заключения международного договора).

Кроме того, нужно  уделить внимание вопросу о том, распространяется ли приведенная норма  Конституции РФ на все виды международных  договоров или только на некоторые  из них. Закон "О международных  договорах Российской Федерации" в этой связи указывает на необходимость  ратификации международных договоров, устанавливающих иные, чем предусмотренные  законом, правила (ч. 1 ст. 15).

Международными  договорами РФ по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ следует признать такие договоры, в отношении которых Россия выразила согласие на их обязательность и которые  вступили для нее в силу. В число  названных договоров нужно включить и те международные договоры СССР, правопреемницей которых стала  Россия.

Важным условием включения в правовую систему  России, а, следовательно, и непосредственного  применения судами договорных норм является их официальное опубликование. Согласно п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах, в РФ непосредственно действуют  положения официально опубликованных международных договоров. Например, в случае ратификации конвенций МОТ Российской Федерацией их нормы становятся обязательными и в качестве самостоятельного нормативного акта подлежат применению судами и другими правоприменительными органами РФ, а также обладают преимуществом перед внутренним законодательством РФ, если в них предусмотрены иные правила.

Рекомендации  МОТ в отличие от конвенций  МОТ не имеют обязательной силы для  правоприменителей, однако их положения  могут быть реализованы в законах  РФ или других нормативных актах. Вопрос о применении конвенций и  рекомендаций МОТ о труде находится  в прямой зависимости от вопроса  о введении в действие международных  норм о труде на территории данного  государства, а также от их влияния  на нормы внутригосударственного права.

Как уже отмечалось, государство, ратифицируя конвенцию, тем самым берет на себя обязательство  предпринять все меры, которые  будут требоваться для ее реализации, в том числе и ввести нормы  конвенции во внутреннее право.

Воспроизведение международных норм во внутригосударственном  праве может происходить путем  введения во внутреннее право международных  норм в том виде, в каком они  существуют в международном соглашении, посредством отсылки к последнему или отражения во внутреннем праве  существа международной нормы.

В ряде стран  ратификация конвенции сама по себе не вносит каких-либо изменений в  национальный правопорядок, поскольку  акты ратификации и придания ей силы закона разделены (Франция, Италия, Бельгия  и др.). В других странах факт ратификации  конвенций автоматически делает конвенции частью внутреннего права (Аргентина, Мексика и др.). К числу  последних относится и Россия.

П.3 ст.5 Закона о  международных договорах содержит положение, согласно которому в РФ непосредственно  действуют международные договоры РФ, которые не требуют для собственного применения издания внутригосударственных  актов. Для осуществления иных положений  международных договоров РФ принимаются  соответствующие правовые акты.

Информация о работе Источники гражданского права