Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Термин "источник права" пришел из римского права и понимается как форма выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права -- это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя».
Таким образом,
названная норма закрепляет деление
норм международного права на два
вида: на самоисполнимые и несамоисполнимые.
К первому виду Закон отнес
положения договоров, не требующих
издания внутригосударственных
актов для применения, и в данном
смысле они действуют непосредственно.
Второй вид норм составляют положения,
для осуществления которых
4.Гражданский кодекс РФ и дополняющие его законы.
1. Гражданский
кодекс РФ. Основным законом гражданского
права в большинстве
В течение более 30 лет в Российской Федерации
действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих
изменений), насчитывавший 569 статей. После
провозглашения в 1991 г. государственного
суверенитета России и принятия в 1993 г.
Конституции РФ был разработан новый ГК
РФ, часть первая которого вступила в силу
с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта
1996 г. и часть третья - с 1 марта 2002 г.*(21). ГК
основан на принципах рыночной экономики,
закрепленных в Конституции РФ, и дает
новую и более полную регламентацию гражданско-правовых
отношений по сравнению с ранее действовавшим
ГК; в нем насчитывается уже 1224 статьи.
Часть первая ГК содержит три обширных
раздела (1. Общие положения; 2. Право собственности
и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного
права); часть вторая посвящена отдельным
видам обязательств, часть третья - нормам
наследственного права и международного
частного права. За рамками ГК остаются
институты интеллектуальной собственности
- патентное и авторское право, регламентируемые
специальными законами, изданными в 1992-1993
гг., однако общие положения ГК в отношении
институтов интеллектуальной собственности
действуют.
Будучи основным законом гражданского
права, ГК определяет предмет гражданского
права и его основные начала, закрепляет
систему институтов гражданского права
и большинство из них достаточно подробно
регламентирует, что ограничивает, а в
отдельных случаях и исключает необходимость
принятия дополняющих Кодекс законодательных
актов. В ГК содержится также указание
о тех законах гражданского права, которые
подлежат изданию. В новом ГК имеется развернутая
система норм о предпринимательской деятельности:
в части первой определен статус хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов и государственных предприятий,
а в части второй подробно урегулированы
все основные предпринимательские договоры.
При подготовке нового ГК были использованы
предшествующий опыт развития гражданского
законодательства России, выводы и рекомендации
отечественной цивилистической науки,
а также законодательная практика зарубежных
государств рыночной экономики. Были приняты
во внимание и важнейшие универсальные
международные соглашения в области частного
права, в которых участвует Российская
Федерация.
2. Федеральные законы, дополняющие ГК.
В статьях ГК названо около 30 федеральных
законов, подлежащих принятию в развитие
и дополнение норм Кодекса; большинство
таких законов уже введено в действие.
Некоторые новые законы были подготовлены
по инициативе Президента РФ и Правительства
РФ. Наиболее важными законами, дополняющими
ГК, являются законы следующих групп:
В области корпоративного права это: Закон
об акционерных обществах, Закон об обществах
с ограниченной ответственностью, Закон
о государственных и муниципальных унитарных
предприятиях, Закон о лицензировании
отдельных видов деятельности, Закон о
банкротстве, ряд законов о некоммерческих
организациях.
Ряд важных законов издан о праве собственности.
Это, прежде всего, Закон о приватизации
государственного и муниципального имущества.
Особенность правового регулирования
в этой области состоит в том, что в силу
ст. 217 ГК положения Кодекса, регулирующие
порядок приобретения и прекращения права
собственности, применяются, если законами
о приватизации не предусмотрено иное.
Иначе говоря, этим законам придан приоритет
перед названными нормами ГК, что объясняется
особыми целями и формами приватизации.
В области обязательственного права изданы
Закон о рынке ценных бумаг, Закон о закупках,
Закон о лизинге, Федеральный закон от
13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд"*(22).
Существенно обновлено транспортное законодательство,
приняты новые кодексы и уставы: КТМ, КВВТ,
Воздушный кодекс и УЖТ.
Важным событием в области совершенствования
гражданского законодательства РФ стало
принятие в конце 2004 г. нового Жилищного
кодекса, который вступил в силу с 1 марта
2005 г., заменил устаревший Кодекс 1983 г. и
регулирует жилищные отношения с учетом
требований создаваемой в стране рыночной
экономики.
Вместе с тем продолжают действовать (с
рядом изменений) и некоторые важные законы,
изданные еще до введения нового ГК. Это
Закон о защите прав потребителей, а также
законы в области интеллектуальной собственности:
Патентный закон, Закон о товарных знаках
и Закон об авторском праве.
5.Гражданско-правовые нормативные акты.
Гражданско-правовые
нормативные акты, традиционно охватываемые
понятием гражданского законодательства,
составляют определенную систему, построенную
по иерархическому принципу. Содержание
этой системы предопределено нормами
Конституции, которая имеет высшую
юридическую силу в отношении
любых законов и других нормативных
актов (и возглавляет всю систему
действующего законодательства).
Прежде всего необходимо отметить, что
в состав этой системы теперь могут входить
лишь акты федеральных государственных
органов, поскольку в соответствии с п.
"о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3
ГК гражданское законодательство составляет
предмет исключительной федеральной компетенции.
Никакие акты, содержащие нормы гражданского
права, не вправе принимать ни органы субъектов
Федерации, ни иные государственные органы
или органы местного самоуправления. Если
такие акты были приняты до момента введения
в действие части первой нового Гражданского
кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют
силу лишь в части, не противоречащей ему.
Любые содержащиеся в нормах Гражданского
кодекса отсылки к закону (или к законодательству)
означают отсылки только к федеральному
закону.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы
гражданского права могут содержаться
и в актах некоторых других отраслей законодательства,
отнесенных к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (п. "к" ч.
1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится,
например, жилищное законодательство,
которое состоит из комплексных нормативных
актов, содержащих нормы как гражданского,
так и административного права (таков,
в частности, Жилищный кодекс). Указанные
акты могут, следовательно, приниматься
и субъектами Федерации, но не могут противоречить
нормам федеральных законов (ч. ч. 2 и 5 ст.
76 Конституции РФ).
По своей юридической силе гражданско-правовые
акты распределяются на три группы:
1) обладающие высшей юридической силой
федеральные законы - нормативные акты,
принятые Государственной Думой РФ;
2) носящие подзаконный характер указы
Президента РФ и постановления федерального
Правительства;
3) нормативные правовые акты иных федеральных
органов исполнительной власти (министерств
и ведомств РФ).
Составляющие первую группу актов законы
возглавляются Гражданским кодексом и
охватываются понятием "гражданское
законодательство" (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе
говоря, действующий закон придает этому
термину весьма узкое значение (считая,
в частности, что акты исполнительной
власти не могут включаться в категорию
законодательства, поскольку данная ветвь
власти лишена права законодательствовать).
Президентские указы и постановления
федерального Правительства охватываются
понятием "иные правовые акты" (ч.
1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК).
Наконец, акты федеральных министерств
и ведомств составляют понятие "нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти".
Данная терминология, последовательно
проведенная в нормах ГК, отличается от
традиционно используемой: ранее в понятие
"законодательство" обычно включали
нормативные акты, принятые не только
парламентом, но и высшими органами государственной
исполнительной власти <1>. Она избрана
законодателем не случайно. С ее помощью
не только подчеркивается различие в юридической
силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются
ограничения подзаконного нормотворчества
в сфере гражданского права. Если при формулировке
конкретного правила в ГК допускается
возможность его конкретизации или установления
иного решения законодательством (либо
законом), это означает, что такая конкретизация
или иное решение не могут устанавливаться
никакими актами исполнительной власти.
Если же Кодекс предусматривает возможность
установления отличных от его правил предписаний
"иными правовыми актами" (ср., например,
ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно
принятие президентского указа или правительственного
постановления, но не ведомственного нормативного
акта.
При отсутствии
же таких указаний нормы Кодекса
или иного федерального гражданско-правового
закона вообще не подлежат конкретизации
и тем более изменениям любыми
подзаконными актами, ибо законодатель
счел соответствующую регламентацию
исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3
ГК даже постановления федерального
Правительства, содержащие нормы гражданского
права, могут приниматься им лишь
на основании и во исполнение федеральных
законов или президентских
Строгое соблюдение изложенных правил
призвано сделать гражданское законодательство
четкой и непротиворечивой системой, избавив
его от многочисленных неувязок, пробелов
и противоречий, которыми изобилует действующий
правопорядок. С этой целью предусмотрен,
в частности, запрет применения судом
противоречащего закону акта государственного
органа (ст. 12 ГК), т.е. любого, в том числе
и нормативного акта исполнительной власти.
Следует отметить, что подзаконное нормотворчество
после принятия ГК РФ во многом, хотя, к
сожалению, и не всегда, придерживается
указанных правил.
6.Деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности.
Под деловыми обыкновениями понимается установившееся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства. По ранее действовавшему законодательству только отдельные нормы права для конкретных случаев предусматривали возможность применения деловых обыкновений. В частности, п. 2 ст. 57 Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 168 ГК 1964 г.) предусматривал, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Эти обычно предъявляемые требования и вытекают из деловых обыкновений.
В настоящее
время из всех деловых обыкновений
законодатель особо выделяет обычаи
делового оборота, которые применяются
исключительно в сфере
Обычаем делового
оборота признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Ст. 5 ГК РФ придает обычаю в области предпринимательской деятельности значение источника права и именует его обычаем делового оборота. В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - торговый обычай (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" - Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1240). В заключенных Российской Федерацией международных договорах говорится просто об обычае (ст. 9 Венской конвенции о купле - продаже). Система обычаев делового оборота в Российской Федерации еще не сложилась (исключение - обычаи морских портов), однако по мере упрочения рыночных отношений обычаи в этой области должны получить развитие и применение.
Для определения обычая делового оборота необходимо наличие названных в ст. 5 ГК признаков:
а) сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании;
б) широко применяемого;
в) не предусмотренного
законодательством правила
г) в какой-либо области предпринимательства.
Названные признаки,
в особенности критерий широкого
применения, могут вызывать при разрешении
практических вопросов неясности, которые
в случае спора должны разрешаться
судом. Понятие области
В п. 4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 в качестве примера обычая названы "традиции исполнения тех или иных обязательств". Однако сами по себе традиции исполнения - еще не обычай; они становятся обычаем только при наличии всех названных в ст. 5 признаков обычая.
Обычай делового
оборота не обязательно должен быть
зафиксирован в письменном документе,
хотя нередко они имеются и
являются желательными, ибо это вносит
определенность в отношения сторон
и исключает возникновение
Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1993, №33, ст. 1309) ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК. В иных случаях сторона вправе доказывать существование обычая и, напротив, его отсутствие, используя любые допускаемые правом доказательства.
В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства. Наиболее часто такие отсылки встречаются в гл. 22 "Исполнение обязательств" (ст. 309, 311, 314, 315, 316), гл. 30 "Купля - продажа" (ст. 474, 478, 508, 510, 513), гл. 45 "Банковский счет" (ст. 848, 863, 867, 874), гл. 51 "Комиссия" (ст. 992, 998).
Применение обычаев
предусматривается отдельными нормами
и других действующих в Российской
Федерации актов, в частности
ст. 134, 135 КТМ, и может вытекать из
положений заключенных
Однако поскольку обычай признается ст. 5 ГК источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в условиях заключенного сторонами договора.
Положения п. 2 ст. 5 ГК, которые не содержат прямого указания о соотношении обычая и диспозитивной нормы, дополняются правилом п. 5 ст. 421 ГК, согласно которому обычаи делового оборота применяются к условиям договора, если они не определены самими сторонами или диспозитивной нормой (о понятии диспозитивной нормы см. п. 4 ст. 421 ГК).
Обычаи делового оборота должны приниматься во внимание также при толковании условий договора (см. ст. 431 ГК).