Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение источников гражданского права, их классификации и значения.
Данная цель реализуется в курсовой работе посредством следующих задач:
Дать определение понятию источников права вообще и источников гражданского права в частности.
Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве России.
Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как источника гражданского права в новых условиях социально-экономических отношений.
Определить влияние международных норм частного права

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие источников гражданского права 2
Глава 2. Гражданское законодательство как источник гражданского права 2
§1. Система гражданского законодательства 2
§2. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 2
Глава 3. Иные источники гражданского права 2
§1. Нормы международного права и международные договоры 2
§2. Обычаи делового оборота. Их отличия от обыкновений и заведенных порядков 2
Заключение: 2
Библиография 2

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право. курсовой.docx

— 64.61 Кб (Скачать документ)

    Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

    Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений

    Предмет гражданского права составляют столь  многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой  мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский  кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Например, федеральные законы о статусе отдельных юридических лиц. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

     Кодекс  существенно повысил роль законов  в регулировании имущественных  отношений, установив в своих  нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

  • исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;
  • сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена;
  • предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

     По  мере реализации этих положений гражданское  законодательство приобретает все  более отчетливые черты единой кодифицированной системы6.

     Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ.  Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер.

     Наибольшей  юридической силой среди подзаконных  нормативных актов обладают президентские  указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему). Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно Гражданскому Кодексу, могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

          Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Гражданскому Кодексу, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК).

     Нормативные акты федеральных министерств и  ведомств в сфере гражданского права  формально обладают наименьшей юридической  силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого  указания на такую возможность в  акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном  постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с  постоянными, не прекращающимися попытками  многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным  интересам.

     Поэтому все ведомственные нормативные  акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные  акты межведомственного характера  подлежат обязательной государственной  регистрации в Министерстве юстиции  РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).7 Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.

     До  введения в действие Конституции  РФ к числу источников гражданского права относились и нормативные  акты, издаваемые местными органами власти и управления. Статья 71 Конституции  Российской Федерации установила, что  гражданское законодательство находится  в ведении Российской Федерации. В соответствии с этим, органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования  не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Это нашло подтверждение в  Постановлении Конституционного суда РФ от 4 марта 1997 года № 4-П № по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О  рекламе».  Однако нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов  российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут  применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции  РФ и ГК.

     Вместе  с тем в соответствии со ст. 72 Конституции  РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать  содержащие нормы гражданского права  акты, относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды. Однако эти нормативные  акты субъектов Российской Федерации  должны соответствовать  принятым по этим вопросам федеральным законам (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

     Нормы гражданского права содержатся также  в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие  нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеется лишь незначительное «вкрапление» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК РФ является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права.

     Отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.8

     К числу комплексных нормативных  актов, содержащих нормы гражданского права, относится, например, Инструкция Центрального Банка России от 2 июля 1997 года № 63 «О порядке осуществления  операций доверительного управления и  бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации», утвержденная приказом Банка  России от  2 июля 1997 года № 02-287 ( с  изменениями на 18.05.1999 года).

     Принятие  комплексных нормативных актов  оправданно в тех случаях, когда  требуется согласовать содержание норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно  связанные общественные отношения, возникающие в одной и той  же сфере деятельности человека.

     Поскольку любая сфера деятельности человека требует определенной организации, то там неизбежно складывается организационное отношение, регулируемое нормами административного права. Так, Жилищный Кодекс РФ относится к числу комплексных нормативных актов, поскольку в нем наряду с нормами гражданского права, регулирующими имущественные отношения жилищного найма, содержатся и сопоставимые по объему и количеству норм административного права, регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой площади социального назначения.

     Комплексные нормативные акты могут приниматься не только на уровне законов, но и на уровне подзаконных нормативных актов.

 

§2. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

     Содержащиеся  в гражданском законодательстве нормы права призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. В связи  с этим важно четко определить, с какого момента вступает в действие та или иная норма гражданского права  и на какие отношения она распространяется. На территории Российской Федерации  применяются только те федеральные  конституционные, федеральные законы, которые официально опубликованы.9

     Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение  семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются  одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона  считается  первая публикация его полного текста в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

     Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении десяти дней после дня  их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок  вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается  тогда, когда возникает необходимость  немедленного введения в действие нового гражданского закона.

     Как правило, все правовые нормы нового закона вступают в действие одновременно. Вместе с тем при введении в  действие значительных по объему и  сфере действия гражданских законов  некоторые его положения могут  быть введены в действие либо раньше, либо позже основной массы содержащихся в нем норм права.

     Статья 4 ГК устанавливает общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникшим после  введения их в действие. Вместе с  тем из общего правила «закон обратной силы не имеет» может быть сделано  исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие  до введения его в действие. Последнее  возможно только в случаях, когда  это прямо предусмотрено законом. Обычно обратная сила придается таким  нормам гражданского права, которые  рассчитаны на отношения, ранее вообще не урегулированные гражданским  законом, либо тем нормам права, которые  устанавливают более льготный режим  для участников гражданского оборота  или обеспечивают повышенную защиту их прав и охраняемых законом интересов. Так, обратная сила придана ст. 234 ГК, устанавливающей возможность приобретения права собственности на вещь в  силу приобретательной давности. Содержащиеся в данной статье правила применяются  и к тем отношениям, которые  возникли до того, как в нашем  законодательстве стало возможным  приобретение права собственности  в силу приобретательной давности

     Многие  гражданские правоотношения имеют  длящийся характер, например, арендное обязательство, возникшее из договора, заключенного на 50 лет, жилищное обязательство, авторское правоотношение и т.п. В период существования таких  правоотношений может смениться  несколько законов, направленных на их регулирование, и в рамках указанных  правоотношений могут периодически возникать и прекращаться субъективные права и обязанности. По таким  отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие10. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.11

     Так же как и законы, указы Президента Российской Федерации и постановления  Правительства Российской Федерации  подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием указов Президента Российской Федерации и  постановлений Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете»  или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства  Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим  центром правовой информации «Система». Для более оперативного ознакомления субъектов гражданского права с  вновь принятыми нормативными актами указы Президента Российской Федерации  и постановления Правительства  Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего  сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Однако это  не считается их официальным опубликованием.

Информация о работе Источники гражданского права