Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение источников гражданского права, их классификации и значения.
Данная цель реализуется в курсовой работе посредством следующих задач:
Дать определение понятию источников права вообще и источников гражданского права в частности.
Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве России.
Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как источника гражданского права в новых условиях социально-экономических отношений.
Определить влияние международных норм частного права

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие источников гражданского права 2
Глава 2. Гражданское законодательство как источник гражданского права 2
§1. Система гражданского законодательства 2
§2. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 2
Глава 3. Иные источники гражданского права 2
§1. Нормы международного права и международные договоры 2
§2. Обычаи делового оборота. Их отличия от обыкновений и заведенных порядков 2
Заключение: 2
Библиография 2

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право. курсовой.docx

— 64.61 Кб (Скачать документ)

     Указы Президента Российской Федерации и  постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных  органов исполнительной власти, а  также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования. Вместе с тем в указах Президента Российской Федерации и в постановлениях Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус организаций или  имеющие межведомственный характер прошедшие государственную регистрацию  в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному  официальному опубликованию, кроме  актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну или сведения конфиденциального  характера Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию  в газете «Российские вести» в  течение десяти дней после дня  их регистрации, а также в Бюллетене  нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти.

     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера и не подлежащие в связи  с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию  в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня  государственной регистрации и  присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу12.

     Поскольку гражданское законодательство находится  в ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

     Точно так же действует гражданское  законодательство и по кругу лиц. По общему правилу, действие гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным  лицам относятся граждане, юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования. Правила, установленные  гражданским законодательством, применяются  и к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом13. Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией Российской Федерации, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории. Вместе с тем имеют место случаи, когда в самом нормативном акте установлено или вытекает из его смысла, что он применяется не ко всем, а лишь к определенной группе лиц. Так, в самом Законе РФ «О защите прав потребителей» установлено, что он распространяет свое действие только на тех субъектов гражданского права, которые относятся к потребителям и предпринимателям. Из смысла Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» вытекает, что он применяется только к юридическим лицам, расположенным на территории Российской Федерации.14 
 
 

 

     

Глава 3.  Иные источники гражданского права

§1. Нормы международного права и международные договоры

    Россия  является активным участником международных  экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются  отношения с участием иностранных  предпринимателей. В силу отмеченного  обстоятельства российское гражданское  законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.

     В  понятие  международного  договора  включаются  как  межгосударственные,  так  и  межправительственные  и  межведомственные  соглашения  РФ  с  иностранным  государством  либо  с  международной  организацией.  В сфере гражданского  права речь  идет,  прежде  всего,  о различных многосторонних международных (межгосударственных)  договорах (конвенциях),  участницей  которых является Россия (как в  собственном качестве,  так и в роли правопреемника СССР). Международные договоры  Российской Федерации  имеют  приоритет  перед  ее  гражданским  законодательством.  В  случае, когда  такой  международный  договор  предусматривает  иные  правила,  нежели  национальное  гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст.7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).  В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ

     Международные договоры РФ, не будучи актами национального  законодательства, не входят и в  состав гражданского  законодательства  РФ. Однако  они  могут  содержать  частноправовые  по  своей юридической природе  нормы  и,  являясь   частью  правовой  системы  РФ (п. 1  ст. 7  ГК),  составляют  особый, самостоятельный вид источников ее национального гражданского права.   При  этом  международные  договоры  применяются  к  гражданским  правоотношениям  либо непосредственно,  либо  путем  издания  для  их применения  внутригосударственных  актов,  когда  такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского  права однако  не  к  взаимоотношениям  российских  субъектов,  а к тем  ситуациям,  на  которые  она распространяется  в  соответствии  со  своей  сферой  действия,  обозначенной  в  ее  ст. 1,  т.е.  к  тем  случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

       Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности, Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и др.

    Женевская Вексельная конвенция № 358 от 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация  участвует в  качестве  правопреемника  Союза  ССР,  предусматривает  принятие  ее  участниками  национального  законодательного  акта,  воспроизводящего  текст  утвержденного  этой  конвенцией Единообразного  закона  о переводном  и  простом  векселях.  Во  исполнение  этого  правила  СССР  в 1937  г.  принял  специальное Положение о переводном и простом  векселе, имеющее  силу  закона и действующее  в настоящее  время на территории РФ. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу,  будучи  актом  национального  гражданского  законодательства,  и  потому  лишается  приоритета, свойственного международным договорам РФ. 

    Подписанные Российской Федерацией международные  договоры согласно ст.30 Федерального закона "О международных договорах  Российской Федерации" публикуются  в Собрании законодательства РФ (если согласие на такой договор было дано в форме федерального закона) или  в ежемесячном Бюллетене международных  договоров.

    Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для  Российской Федерации как его  правопреемника, если не было объявлено  о прекращении действия таких  договоров или изменении их условий. Такие международные договоры публиковались  в Ведомостях Верховного Совета СССР, СП СССР, отдел второй (издавались в 1981-1991 гг.), ежегодных Сборниках международных  договоров СССР, выпускавшихся МИД  СССР (последний, 45-й Сборник с  договорами 1989 г., вышел в свет в 1991 г.). Публиковались также сборники международных договоров СССР по отдельным вопросам.

          Что  касается  общепризнанных  принципов  и  норм  международного  права,  то  они,  как  и  общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может  служить принцип  запрета  ухудшения правового  положения (дискриминации) иностранных  граждан или юридических лиц  по сравнению с национальными  субъектами права.   

 

§2. Обычаи делового оборота. Их отличия от обыкновений и заведенных порядков

    Российское  гражданское  право  придает  значение  источника  права  обычаям,  сложившимся  в  сфере обязательственных  отношений.  Так,  при  исполнении  договорных  и  иных  обязательств  их  стороны  обязаны  руководствоваться «обычно  предъявляемыми  требованиями»  при  отсутствии  специальных  требований законодательства или условий  обязательства (ст. 309 ГК). Такого рода «обычные требования»  и  представляют  собой  обычаи  имущественного  оборота - сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе, ни в договоре сторон, но не противоречащие им.  Обычаи,  таким образом,  действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре. 

    Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора  должны разрешаться судом.

    Обычай  делового оборота не обязательно  должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются  и являются желательными, ибо это  вносит определенность в отношения  сторон и исключает возникновение  коммерческих споров. Национальные торгово - промышленные палаты (в Российской Федерации действуют федеральная  и региональные торгово – промышленные палаты) изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. В РФ были опубликованы обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли.

      Из содержания ст. 6 ГК РФ вытекает обязательное требование о применении имеющихся обычаев делового оборота в случае, если правоприменительный орган (в том числе суд) обнаружит нормативно правовой пробел в регулировании того или иного круга предпринимательских отношений. При этом важно помнить о юридическом весе обычаев делового оборота, ведь в иерархии применяемых правовых средств регулирования хозяйственной деятельности они занимают место после нормативных актов и договора.15

    Обычаи  делового оборота имеют широкое применение во внешнеэкономических отношениях. Это объясняется тем, что прямые отсылки к ним содержатся как в гражданском законодательстве России, так и в некоторых международных соглашениях с участием Российской Федерации.

     В ряде статей ГК имеются прямые отсылки  к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами  законодательства и условиями связывающего стороны обязательства.

     Применение  обычаев предусматривается отдельными нормами и других действующих  в Российской Федерации актов, в  частности ст. 134, 135 КТМ, и может  вытекать из положений заключенных  Российской Федерацией международных  договоров.

     Однако  поскольку обычай признается ст. 5 ГК источником права, его применение следует  считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в  условиях заключенного сторонами договора.

     Положения п. 2 ст. 5 ГК, которые не содержат прямого  указания о соотношении обычая и  диспозитивной нормы, дополняются  правилом п. 5 ст. 421 ГК, согласно которому обычаи делового оборота применяются  к условиям договора, если они не определены самими сторонами или  диспозитивной нормой (о понятии  диспозитивной нормы см. п. 4 ст. 421 ГК).

Информация о работе Источники гражданского права