Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение источников гражданского права, их классификации и значения.
Данная цель реализуется в курсовой работе посредством следующих задач:
Дать определение понятию источников права вообще и источников гражданского права в частности.
Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве России.
Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как источника гражданского права в новых условиях социально-экономических отношений.
Определить влияние международных норм частного права
Введение 2
Глава 1. Понятие источников гражданского права 2
Глава 2. Гражданское законодательство как источник гражданского права 2
§1. Система гражданского законодательства 2
§2. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 2
Глава 3. Иные источники гражданского права 2
§1. Нормы международного права и международные договоры 2
§2. Обычаи делового оборота. Их отличия от обыкновений и заведенных порядков 2
Заключение: 2
Библиография 2
Указы
Президента Российской Федерации и
постановления Правительства
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус организаций или
имеющие межведомственный характер
прошедшие государственную
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти вступают в силу
одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти дней
после дня их официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
порядок вступления их в силу. Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, содержащие сведения,
составляющие государственную тайну,
или сведения конфиденциального
характера и не подлежащие в связи
с этим официальному опубликованию,
прошедшие государственную
Поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.
Точно
так же действует гражданское
законодательство и по кругу лиц.
По общему правилу, действие гражданского
законодательства распространяется на
всех лиц, находящихся на территории
Российской Федерации. К указанным
лицам относятся граждане, юридические
лица, Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования. Правила, установленные
гражданским законодательством, применяются
и к отношениям с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц,
если иное не предусмотрено федеральным
законом13. Когда действие гражданско-правового
нормативного акта ограничивается определенной
территорией Российской Федерации, то
указанный акт действует только в отношении
тех лиц, которые находятся на данной территории.
Вместе с тем имеют место случаи, когда
в самом нормативном акте установлено
или вытекает из его смысла, что он применяется
не ко всем, а лишь к определенной группе
лиц. Так, в самом Законе РФ «О защите прав
потребителей» установлено, что он распространяет
свое действие только на тех субъектов
гражданского права, которые относятся
к потребителям и предпринимателям. Из
смысла Федерального закона «О поставках
продукции для федеральных государственных
нужд» вытекает, что он применяется только
к юридическим лицам, расположенным на
территории Российской Федерации.14
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией. В сфере гражданского права речь идет, прежде всего, о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника СССР). Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст.7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций). В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ
Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы РФ (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид источников ее национального гражданского права. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права однако не к взаимоотношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ее ст. 1, т.е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).
Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности, Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и др.
Женевская Вексельная конвенция № 358 от 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение этого правила СССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории РФ. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.
Подписанные
Российской Федерацией международные
договоры согласно ст.30 Федерального закона
"О международных договорах
Российской Федерации" публикуются
в Собрании законодательства РФ (если
согласие на такой договор было дано
в форме федерального закона) или
в ежемесячном Бюллетене
Международные
договоры, заключенные ранее СССР,
по общему правилу обязательны для
Российской Федерации как его
правопреемника, если не было объявлено
о прекращении действия таких
договоров или изменении их условий.
Такие международные договоры публиковались
в Ведомостях Верховного Совета СССР,
СП СССР, отдел второй (издавались в
1981-1991 гг.), ежегодных Сборниках
Что касается
общепризнанных принципов и
норм международного права,
то они, как и общие принципы
гражданского права, определяют содержание
и применение соответствующих гражданско-
Российское гражданское право придает значение источника права обычаям, сложившимся в сфере обязательственных отношений. Так, при исполнении договорных и иных обязательств их стороны обязаны руководствоваться «обычно предъявляемыми требованиями» при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК). Такого рода «обычные требования» и представляют собой обычаи имущественного оборота - сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе, ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре.
Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом.
Обычай
делового оборота не обязательно
должен быть зафиксирован в письменном
документе, хотя нередко они имеются
и являются желательными, ибо это
вносит определенность в отношения
сторон и исключает возникновение
коммерческих споров. Национальные торгово
- промышленные палаты (в Российской
Федерации действуют
Из содержания ст. 6 ГК РФ вытекает обязательное требование о применении имеющихся обычаев делового оборота в случае, если правоприменительный орган (в том числе суд) обнаружит нормативно правовой пробел в регулировании того или иного круга предпринимательских отношений. При этом важно помнить о юридическом весе обычаев делового оборота, ведь в иерархии применяемых правовых средств регулирования хозяйственной деятельности они занимают место после нормативных актов и договора.15
Обычаи делового оборота имеют широкое применение во внешнеэкономических отношениях. Это объясняется тем, что прямые отсылки к ним содержатся как в гражданском законодательстве России, так и в некоторых международных соглашениях с участием Российской Федерации.
В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства.
Применение
обычаев предусматривается
Однако
поскольку обычай признается ст. 5 ГК
источником права, его применение следует
считать возможным и при
Положения п. 2 ст. 5 ГК, которые не содержат прямого указания о соотношении обычая и диспозитивной нормы, дополняются правилом п. 5 ст. 421 ГК, согласно которому обычаи делового оборота применяются к условиям договора, если они не определены самими сторонами или диспозитивной нормой (о понятии диспозитивной нормы см. п. 4 ст. 421 ГК).