История принятия и реализации Ельцинской Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, статья

Описание

Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
Основной закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью.

Содержание

Введение 2
1. История развития и принятия Конституции 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения Конституции РФ 1993г. 5
1.2. История создания Конституции Российской Федерации 1993 г. 13
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 24
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. 24
2.2. Современные изменения в Конституции РФ 31
Заключение 37
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

История принятия и реализации Ельцинской Конституции2.docx

— 78.08 Кб (Скачать документ)

Помимо указанных  групп, была сформирована рабочая комиссия по доработке проекта Конституции, в задачи которой входило завершение работы над проектом с учетом решений  групп представителей.

На втором этапе Конституционное совещание  действовало в составе двух палат  – Государственной и Общественной. Помимо указанных палат, проект Конституции рассматривался в рамках рабочей комиссии по доработке проекта Конституции и в Комиссии конституционного арбитража.

В проекте  Конституционного совещания все  положения, связанные с конституционным  статусом личности, были объединены в  главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая вошла в текст действующей ныне Конституции РФ. Были несколько скорректированы полномочия Президента. В частности, исключено предложенное в президентском проекте определение Президента как арбитра в спорах между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, с сохранением за ним самой возможности способствовать разрешению этих споров.

По президентскому проекту изначально Государственная  Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой  степени усилил ее позиции, в том  числе за счет передачи ей отдельных  полномочий от Совета Федерации – утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

Примерно  в те же дни, когда Конституционное  совещание завершило подготовку президентского проекта, свой (обновленный) вариант представила и Конституционная  комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

Говоря о  процессе создания Конституции РФ, нельзя не вспомнить о политическом кризисе (сентябрь-октябрь 1993г.). Президент Б.Н.Ельцин принял решение вернуться к согласованию конституционных проектов, подписав соответствующее распоряжение от 8 сентября 1993 года. Переговорный процесс оказался недолгим. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал печально известный Указ N 1400 «О конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект, подготовленный Конституционным совещанием, стал уже не альтернативным, а основным. Вместе с тем поскольку Конституционная комиссия не была официально распущена, ее рабочая группа, хотя и в сильно усеченном составе, продолжала готовить проект Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного совещания.

Временно  – до принятия новых Конституции и Закона о выборах в Федеральное Собрание РФ и проведения 11-12 декабря 1993 года новых парламентских выборов – Президент РФ ввел в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период.

Через два  дня, 23 сентября 1993 года Президент  РФ издал еще один Указ – «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», которым объявлял о проведении 12 июня 1994 года досрочных выборов Президента. Но видимо, это не остановило противостояния ему народных депутатов (очевидно, поэтому Б.Н.Ельцин позже счел себя свободным от данного обещания и уже в начале 1994 года отказался от досрочных выборов, пробыв на своей должности до окончания срока полномочий).

Верховный Совет  РСФСР в постановлении от 22 сентября «Об Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» оценил действия Президента как государственный переворот.

Срочно собравшийся X Съезд народных депутатов РСФСР  в постановлении от 24 сентября 1993 года «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» подтвердил оценку ситуации Верховным Советом.

В этот сложнейший период Конституционная комиссия поставила перед собой новую задачу – разработать механизм выхода из кризиса. К 1 октября О.Г.Румянцев и В.И.Лафитский подготовили пакет документов, принятие которых с точки зрения Конституционной комиссии давало последний шанс мирного урегулирования противостояния Президента и парламента страны: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции26.

3 октября  1993 года эти документы были  переданы в Верховный Совет.  Дальнейшие события хорошо известны  – уже 3 октября пролилась первая кровь, 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство Верховного Совета – арестовано.

В Москве на некоторое  время было введено чрезвычайное положение. Президент России сконцентрировал  в своих руках всю полноту  государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно  как и о других, речи уже не шло.

15 октября  1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин  издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

На референдуме  Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против – 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Официальная дата вступления в силу Конституции России – 25 декабря 1993 года Указом от 19 сентября 1994 года Президент объявил 12 декабря 1993 года государственным праздником – Днем Конституции Российской Федерации.

За 10 лет было предпринято 28 попыток внесения изменений  и дополнений в Конституцию России. Указами Президента Российской Федерации в Конституцию внесено 4 поправки. Все они касаются изменения названий некоторых субъектов Российской Федерации. Кроме того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П утверждено официальное толкование п. «а» и п. «б» ч. 2; ч. 4 ст.125; ст.126, 127 Конституции.

Выводы: Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия  всех субъектов Федерации как  в отношениях друг с другом, так  и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать  Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной  власти, местного самоуправления, должностных  лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве  и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современные конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г.

Анализируя  порядок изменения Конституции  Российской Федерации, следует подчеркнуть  крайнюю сложность конституционного пересмотра. «Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования».27

 Процедура  изменения действующей Конституции  РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Субъекты  законодательной инициативы:

• Президент  Российской Федерации

• Совет Федерации

• Государственная  Дума

• Правительство  Российской Федерации

• законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации

• группа численностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации  или депутатов Государственной  Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной  власти оформляется в виде соответствующих  актов (например, постановлений Государственной  Думы, постановлений Правительства  и т.д.). Эти акты должны приниматься  с соблюдением установленных  процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые  установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации  и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта  или предложения о конституционном  пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с  теми требованиями, которые установлены  регламентами Совета Федерации и  Государственной Думы. Так, в Государственной  Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

- текста законопроекта; 

- обоснования  необходимости его принятия, включающего  развернутую характеристику законопроекта,  с указанием его целей, основных  положений, места в системе  действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;

- справки  о состоянии законодательства  в данной сфере правового регулирования; 

- перечня  законов и иных нормативных  актов, отмены, изменения, дополнения  или принятия которых потребует  принятие данного законопроекта; 

- предложений  о разработке нормативных правовых  актов, принятие которых необходимо  для реализации данного закона;

- финансово-экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта  не соответствует установленным  нормам, законопроект может быть возвращен  Советом Государственной Думы его  инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной  Думы).28

В главе 9 ее положения  с точки зрения порядка изменения  Конституции поделены на четыре части.

Первая часть – это положения глав 1 «Основы конституционного строя, 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием – парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных  глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование  новелл, внесенных в порядке законодательной  инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в  Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно – правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение  о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание в порядке, предусмотренном  соответствующим федеральным конституционным  законом.

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции  РФ, который принимается Конституционным  Собранием двумя третями голосов  от общего числа его членов или  выносится на референдум (всенародное  голосование). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается  принятой, если за нее проголосовало  более половины избирателей, принявших  участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие  более половины избирателей).

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции  Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем  необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть – это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных  законах, исчерпывающий перечень которых  содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые  принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федеральных конституционных  законов.

В постановлении  Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются  в форме особого правового  акта – закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.29 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».30

Основные  стадии:

1. Инициатива  субъекта о внесении такого  предложения, подготовка проекта  закона о поправке к Конституции  и направление его в Государственную  Думу.

2. Проект, поступивший в  палату в порядке осуществления  права законодательной инициативы, передается Советом Государственной  Думы на заключение Комитета  по законодательству и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

Информация о работе История принятия и реализации Ельцинской Конституции