История принятия и реализации Ельцинской Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, статья

Описание

Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
Основной закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью.

Содержание

Введение 2
1. История развития и принятия Конституции 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения Конституции РФ 1993г. 5
1.2. История создания Конституции Российской Федерации 1993 г. 13
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 24
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. 24
2.2. Современные изменения в Конституции РФ 31
Заключение 37
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

История принятия и реализации Ельцинской Конституции2.docx

— 78.08 Кб (Скачать документ)

3. Рассмотрение  Государственной Думой проекта  закона в трех чтениях.

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя  Президента Российской Федерации, представителя  Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских  групп, а также экспертов и  иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для  принятия поправки необходимо, чтобы  за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной  Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает  федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной  Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной  Думы).

Принятый  проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в  Совет Федерации.

4. Рассмотрение  проекта закона в соответствующих  комитетах Совета Федерации и  принятие решения к рассмотрению  либо его возвращение в Государственную  Думу.

5. Рассмотрение  Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции  считается принятым, если за его  одобрение проголосовало не менее  3/4 от общего числа членов Совета  Федерации.

Если Совет  Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в  ином виде, то для преодоления возникших  разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой  устанавливается регламентами палат  Федерального Собрания.

6. Опубликование  Председателем Совета Федерации  не позднее пяти дней со  дня принятия закона уведомления  для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

7. Направление  Председателем Совета Федерации  закона о поправке к Конституции  не позднее пяти дней со  дня его принятия в законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение  закона в срок не позднее  одного года со дня его принятия  законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление  его в Совет Федерации в  течение 14 дней со дня принятия  постановления о законе РФ  о поправке к Конституции.

9. Установление  Советом Федерации результатов  одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными)  органами субъектов РФ, оформление  их в соответствии с регламентом  Совета Федерации и направление  в течение семи дней со дня  установления результатов Президенту  Российской Федерации для подписания  и официального опубликования.

10. Подписание  Президентом Российской Федерации  в срок не позднее 14 дней  со дня получения закона и  осуществление официального опубликования.

11. Вступление  закона Российской Федерации  о поправке к Конституции в  силу со дня его официального  опубликования, если самим законом  не установлена иная дата вступления  в силу.

12. Внесение  Президентом Российской Федерации  принятой поправки к Конституции  Российской Федерации и осуществление  официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона.

Третья часть – это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г.31 по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных  случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные  ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ, а также  между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент  может передать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении  Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных  законов о внесении поправок к  иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению  со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Выводы: Конституция РФ является постоянно действующей, но современная жизнь подвижна и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным  конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в  нее поправок различен в зависимости  от изменяемой главы или статьи. Процедуры изменения той или  иной части Конституции РФ установлены  гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции  РФ может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения. В  зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих  изменений.

2.2. Современные изменения  в Конституции РФ

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный  переходный период и стала одним  из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических  структур. Это – реально действующая  Конституция, в отличие от конституций  социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии – КПСС. Конституция 1993 года существенно  изменила структуру высших органов  государственной власти, она последовательно  проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного  устройства России. В Конституции  особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о  правах и свободах гражданина, которые  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти. Конституция  не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической  системы, основанной на государственной  собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая  свободу развития гражданского общества.

Несмотря  на постоянные попытки подправить текст  Конституции в соответствии с  требованиями политической конъюнктуры, Основной Закон в течение пятнадцати лет оставался неизменным. Хотя и  были изменения в 65-й главе, где  перечислены названия субъектов  Федерации – их число за эти годы в процессе укрупнения сократилось с 89 до 83. Но корректировка всякий раз производилась в строгом соответствии с нормами законодательства, так что эта тема даже у юридической общественности, всегда готовой поспорить о букве и духе очередного подпункта, не вызывала интереса.

Однако в  середине 2000-х годов все чаще стали  звучать голоса в поддержку изменений  Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию  с целью увеличения срока президентских  полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность  председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить  количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее  поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции  РФ. Данные вопросы также урегулированы  в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы). Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание – особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения  Основного закона, потому что «это прямая обязанность президента –  гарантировать незыблемость Конституции». «Наша с вами задача – прекратить всякие разговоры о необходимости  изменения Конституции», – сказал президент. Он отметил, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто  обсуждает способы ее изменения, надо «сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну».

В ноябре 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию. Во-первых, изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет. Во-вторых, изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет. И в-третьих, повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему  юбилею Конституции, президент заявил:

- Конституция  – фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей – людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше – и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития.

Председатель  Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая на конференции в Кремле, подчеркнул: «Нужно, чтобы государственность и Конституция как ее правовое средоточие воспринимались всем народом как бесценное завоевание. Именно бесценное и именно завоевание. Бесценное – потому что потерявший государственность народ ввергается в пучину разнообразных бедствий, как материальных, так и культурных, духовных, нравственных. И в конечном итоге перестает существовать».

Поскольку предложенные изменения  не затрагивали основополагающие главы  Конституции (первая, вторая и девятая  главы Основного Закона особенно жестко защищены от перемен), то для  их превращения в законодательную  норму было достаточно одобрения  двумя третями голосов членов законодательных органов власти в Российской Федерации. И еще  до Нового года думцы, региональные парламентарии  и сенаторы поддержали предложения  Дмитрия Медведева32. В результате 30 декабря 2008 года были приняты следующие поправки: «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы»  N 6-ФКЗ и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» N 7-ФКЗ, в соответствии с которыми был увеличен срок полномочий: президента – до 6 лет, Государственной Думы – до 5 лет. В Конституции также появилась норма, которая обязывает правительство ежегодно отчитываться перед Госдумой.

Выводы: Конституция является фундаментальным документом, однако мир и современное общество постоянно меняется, создавая новые условия и требования к основным законам страны, создавая предпосылки для их изменения. Любые изменения: в обычное законодательство или в Конституцию, должны приниматься в соответствии с установленными правилами. Конституция должна не только провозглашать основные права и свободы граждан, но и реально действовать, совместно с другими законами страны.

Заключение

Конституция РФ призвана стать фундаментом общественного климата. Конституционными  положениями предполагается создание предпосылок для: подлинного равноправия граждан, свободы и безопасности личности; экономической системы, в равной мере обеспечивающей интересы человека, государства, хозяйствующих субъектов; формирования атмосферы гармонии в обществе и его постепенного движения к идеалу, который принято именовать гражданским обществом; обеспечения политико-территориальной структуры государства, способствующей эффективной роли каждого уровня публичного управления; организации публичной власти в интересах всего общества и каждого гражданина.

Действующая Конституция РФ рождалась в серьезных муках33. Именно «родовая травма» ядра нашей правовой системы обусловила появление многих проблем, связанных с пробелами и диспропорциями в отечественных конституционно-правовых моделях.

Информация о работе История принятия и реализации Ельцинской Конституции