История становления альтернативной гражданской службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание

Основные задачи, решаемые при написании курсовой работы:
1.Определение понятия «альтернативная служба», организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
2. Изучение истории становления альтернативной гражданской службы в России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
1. Определение понятия «альтернативная служба» ………………………….
1.2 Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу ……………………………………….………
2 Профессиональная структура альтернативной гражданской службы
2.1 Отрасль для прохождения альтернативной гражданской службы …
2.2Территория прохождения альтернативной гражданской службы ….
3. История становления альтернативной гражданской службы в России ….
Заключение ……………………………………………………………………...
Глоссарий ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы и источников ………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по альтернативке.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

       Содержание: 

Введение …………………………………………………………………………

1. Определение  понятия «альтернативная служба» ………………………….

      1.2 Организация направления граждан  на альтернативную гражданскую  службу ……………………………………….………

2  Профессиональная  структура альтернативной гражданской службы

     2.1 Отрасль для прохождения альтернативной гражданской службы …

     2.2Территория прохождения альтернативной гражданской службы ….

3. История становления альтернативной гражданской службы в России ….

Заключение ……………………………………………………………………...

Глоссарий ……………………………………………………………………….

Список  использованной литературы и источников ………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Цикл рассмотрения заявления на альтернативную службу…………………………………………………………………………….

5

6 

13

16

17

19

20

29

30

32 

34

 

 

        Введение 

       Происходящие  изменения в России затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека и всего общества. Стремление государства и общества к изменению экономической, социальной, правовой и других основ направлено не только на укрепление российской государственности, но и на реализацию конституционных положений о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, которую государство обязано защищать, всеми имеющимися у него для этого средствами.

       Задачи  вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь и изменения в ценностных ориентациях может быть решены в анализе частных феноменов жизнедеятельности, конкретных структурных группах молодежи. Например, с очевидностью можно выделить группу молодых мужчин призывного возраста. С одной стороны, срочная служба в армии так или иначе вписывается (или не вписывается) в образовательную, трудовую, профессиональную карьеру. С другой - формируется ценностное отношение к призыву как исполнению конституционной обязанности.

     Таким образом, целью курсовой работы является изучение проблемы правового регулирования прохождения альтернативной гражданской службы в Российской Федерации. Объектом  выступает альтернативная служба, предмет исследования - организация альтернативной службы.

     Основные  задачи, решаемые при написании курсовой работы:

      1.Определение понятия «альтернативная служба»,  организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

      2. Изучение истории становления альтернативной гражданской службы в России.

      В ходе написания курсовой работы автор  рассмотрел множество литературных источников, посвященных теме курсовой работы.

 

     1. Определение понятия «альтернативная  служба» 

    С 21 мая 1992 года – дня опубликования  поправок еще в прежнюю Конституцию  РФ – у каждого гражданина России, подлежащего призыву, есть выбор: идти в армию или отказаться от военной службы по убеждениям совести. В действующей российской Конституции это выражено так: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (статья 59, часть 3).

    Вскоре  после этого, 1 марта 1993 года, была окончательно отменена всеобщая воинская обязанность: соответствующий Закон СССР перестал действовать на российской территории.

    Но  принятие закона, определяющего каким  порядком военная служба по призыву  может быть заменена исполнением  гражданских работ, затянулось более  чем на десять лет. Все эти годы право не служить в армии было обеспечено только прямым действием Конституции. Военным комиссарам казалось, что этого недостаточно. И ссылаясь на отсутствие закона, они всячески препятствовали тем, кто отстаивал свободу следовать собственным убеждениям. Лишь обращаясь в суд, можно было отстоять это право. Это требовало гражданского мужества, терпения, сознательности, уверенности в себе. Сотни молодых россиян в 90-е и вплоть до 2004 года с честью прошли этот путь.

    1 января 2004 года вступил в силу  Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба стала доступна каждому.

    В литературе, посвященной альтернативной гражданской службе встречается  такое определение: альтернативная гражданская служба - вид службы, которую гражданин обязан нести  взамен военной, если она противоречит убеждениям или вероисповеданию этого гражданина, а также в иных установленных законом случаях. Право граждан РФ на альтернативную гражданскую службу. установлено ст. 59 Конституции РФ.

    Согласно  выдержки из Федерального закона об альтернативной гражданской службе (АГС): «Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву» (статья 1).

    Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    На  альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до27 лет, которые  не прибывают в запасе, имеют право  на замену военной службы по призыву  альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат и в отношении которых в соответствии Федеральным законом призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение.

    На  альтернативную государственную службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

  • имеют основание для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

    Сферы применения труда альтернативнослужащих  законом не ограничены (от метеостанций и библиотек до учреждений уголовно-исполнительной системы и промышленных предприятий), но это могут быть лишь вакантные  рабочие места, на которых существует дефицит трудовых ресурсов. Бронирование мест для альтернативной гражданской службы не допускается. А значит, это, в основном, малооплачиваемые или малопрестижные должности, предполагающие полную занятость и, как правило, физический труд. Однако закон говорит, что «при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина» (статья 4).

    Как следует из той же статьи закона, прохождение альтернативной службы возможно только в государственных  организациях, т.е. находящихся в  ведении федерального центра или субъектов РФ. В муниципальные и другие негосударственные организации граждане на альтернативную гражданскую службу направлены быть не могут. Правда, в законе оговаривается, что служба в организациях, подведомственных местному самоуправлению, в принципе возможна, только должна быть дополнительно введена федеральным законом, которого пока не существует. Тем самым законодатель – на уровне заявления о намерениях – признает целесообразность включения в орбиту альтернативной гражданской службы более широкого круга организаций. Это весьма важно, так как «муниципалка» включает в себя многие ожидающие рабочие места в бригадах «скорой помощи», поликлиниках, детских садах, ЖКХ, аварийно-спасательных службах, библиотеках.

    Принцип распределения альтернативнослужащих преимущественно экстерриториальный: граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий своего постоянного проживания. И это одно из основных проблемных мест закона об АГС. Допускается исключение: «при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают» (пункт 2 статьи 4 закона). В 2004 – 2005 гг. это исключение применялось Федеральной службой по труду и занятости, распределяющей альтернативнослужащих, достаточно широко. И дело тут не в доброте чиновников, а в объективных причинах. На официальном сайте Роструда это разъясняется так: «Под "невозможностью" мы, на данный момент, понимаем несколько аспектов. Это невозможность прохождения альтернативной гражданской службы вдали от дома по ряду семейных обстоятельств, а также невозможность направления за пределы субъекта постоянного проживания по причине отсутствия жилья на предприятиях»1. Но взвешенная позиция Роструда сталкивается с недовольством и давлением Генштаба, воспринимающего оставление АГС-ников по месту жительства чуть ли ни как подрыв обороноспособности.

    Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также организаций, где предусмотрено прохождение службы, утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Среди профессий рабочих – санитары, водители, машинисты, слесари, электрогазосварщики, грузчики. Для имеющих соответствующее образование предлагаются должности служащих: инженеры, механики, программисты. В списке организаций – больницы, дома престарелых, психоневрологические интернаты, заводы, строительные управления, сельскохозяйственные предприятия, гидрометеостанции. И даже государственный цирк.

    Предусмотрена возможность направления на АГС  и в организации военного подчинения – в качестве гражданского персонала. Это допущение, нарушающее предусмотренный  Конституцией строго гражданский характер АГС, справедливо критикуется российскими экспертами и международными инстанциями. Так, в ноябре 2003 года на 79 сессии Комитета ООН по правам человека было специально отмечено, что российский закон об АГС «не гарантирует, что задачи, которые должны будут выполнять отказники, будут совместимы с их убеждениями»2. Правда, закон оговаривает, что «размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается» (статья 20).

    По  последнему перечню, среди организаций  военной подведомственности – военные  заводы (судоремонтные и другие), сельхозпредприятия, подчиненные Минобороны, а также строительно-монтажные и автотранспортные предприятия Спецстроя3.  

    И проблема службы в военной системе, и трудности, с которыми сталкиваются альтернативнослужащие, зарабатывающие меньше двух тысяч рублей и не получающие помощь из дома (а то и имеющие  обязательства перед семьей), могли бы быть разрешены, если бы граждане, подтвердившие свое право на АГС, пользовались правом выбора подходящего места службы из утвержденного перечня. Одни согласились бы на должность санитара с маленькой зарплатой, считая неприемлемой работу на военном заводе. Другие пошли бы строителями. Однако ни закон, ни принятое в соответствии с ним Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы4 не предусматривают пока учета мнения гражданина при определении места службы (хотя и не запрещают чиновникам принимать во внимание волеизъявление будущего альтернативщика насчет подбираемых ему должности и организации).       

    Срок  АГС в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и ранее составлял 42 месяца, для граждан, имеющих высшее образование, – 21 месяц. Проходящие АГС в военных организациях служат немного меньше: срок их службы в полтора раза продолжительнее призывной, т.е. был равен 36 месяцам, а для имеющих высшие образование – 18 месяцам (статья 5 закона). 42 месяца – самый продолжительный в мире срок альтернативной гражданской службы. Комитет ООН по правам человека признал такой срок «карательным». Дело даже не в величине коэффициента (1,75), а в сроке военной службы, к которой он применяется. Около четырех лет – срок завышенный, тяжкий, избыточный, несоизмеримый с продолжительностью жизни, тем более – молодой жизни.

Информация о работе История становления альтернативной гражданской службы в России