Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:56, курсовая работа
Основные задачи, решаемые при написании курсовой работы:
1.Определение понятия «альтернативная служба», организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
2. Изучение истории становления альтернативной гражданской службы в России.
Введение …………………………………………………………………………
1. Определение понятия «альтернативная служба» ………………………….
1.2 Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу ……………………………………….………
2 Профессиональная структура альтернативной гражданской службы
2.1 Отрасль для прохождения альтернативной гражданской службы …
2.2Территория прохождения альтернативной гражданской службы ….
3. История становления альтернативной гражданской службы в России ….
Заключение ……………………………………………………………………...
Глоссарий ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы и источников ………
2.2
Территория прохождения АГС.
Предприятия, указанные правительством для прохождения альтернативной гражданской службы, расположены практически по всей России - из 89 субъектов РФ АГС можно проходить в 71 (80%). Но распределение среди 71 субъекта неравномерное. Так, 17% предприятий для прохождения альтернативной службы расположены в Москве и Московской области. По 15-20 предприятий (4-2% от общего числа) расположены в областях центра России - Волгоградская, Калининградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Рязанская, Свердловская, Саратовская, Тульская, Ярославская области, Чувашия и Удмуртия. Меньше всего предприятий - по 1 - на Таймыре и Камчатке, в Якутии, Башкирии, Брянской, Кировской, Иркутской областях. Следует заметить, что список предприятий прохождения АГС формировался на основе заявок от субъектов РФ.
Таким образом, судя по законодательным документам, проходящие альтернативную гражданскую службу молодые мужчины - это в первую очередь персонал медицинских учреждений местного подчинения. Но именно это является серьезным барьером для характеристики социальной эффективности АГС. Нанять альтернативщика на работу, предоставить ему жилье, оплатить проезд до места службы и обратно могут себе позволить далеко не все больницы, интернаты. Значит, альтернативная гражданская служба будет востребована, прежде всего, в военной промышленности, строительстве и системе исполнения наказаний.
3. История становления альтернативной
гражданской службы в России
Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762-63гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви — менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.
Введение в России в 1874г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах.
Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы.
Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.
Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях — рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.
Но
по своей сути это была гражданская
служба, преследующая сугубо гражданские
цели, организация которой
В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.
Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала первой мировой войны (1914г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек.
После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.
4
января 1919г. был издан Декрет
«Об освобождении от воинской
повинности по религиозным
Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы.
В январе 1925 года принят Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы.
В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. (ст. 12.16.52-54) вводился новый вид воинской повинности — военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях.
Однако это нововведение встретило большие трудности и, в общем, привело к отрицательным результатам. Военное ведомство считало, что заботиться о них должна администрация промышленных предприятий, которая в свою очередь полагала, что поскольку это военнослужащие, то и обязанности предприятия ограничиваются лишь их использованием на производстве. Людей назначали на должности без учета их квалификации, что, естественно, сказывалось на заработке. И в итоге военно-производственная служба постановлением ЦИК СНК от 30 июня 1931г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью. И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.
Из всего вышесказанного можно сделать один главный вывод: даже в царской России, где военная служба считалась делом чести, даже во времена становления советского тоталитарного режима российское государство признавало право человека на альтернативную службу. Демократической же России потребовалось десять лет, чтобы только принять соответствующий закон. О том, какой закон приняли, речь пойдет далее. Пока же стоит остановиться более детально на самом процессе принятия в условиях «демократической» России.
Современный этап становления альтернативной гражданской службы: в 1993 году, в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. И в этом же году в России появились первые «альтернативные солдаты», правда, немецкие. В 1993 году общественная пацифистская организация из Германии «Акция Знак Искупления — Служба Делу Мира» организовала в России службу первых АГС-ников по уходу за пожилыми людьми— жертвами сталинских репрессий.
В 1994 году предпринималась попытка принять закон об АГС, и он даже прошел первое чтение в Государственной Думе, но сами либералы (такие, как Старовойтова) посчитали предложенный законопроект слишком милитаристским, и он был отклонен во втором чтении. В 1998 году Государственная Дума вновь отклонила доработанный проект и окончательно сняла его с рассмотрения.
В России, в условиях отсутствия закона «Об АГС», сотни молодых людей отказывались служить в армии по убеждениям. Многие общественные организации (в первую очередь, такие, как Комитеты солдатских матерей, Антимилитаристская радикальная ассоциация, Движение против насилия и другие) стали оказывать поддержку таким сознательным отказникам. Они помогали защитить их права в судах, проводили консультации.
В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.
Некоторые российские юноши, добивающиеся своего права на АГС в судах, в ответ на обвинения работников военкоматов в уклонении от своего конституционного долга по защите Отечества, стали добровольно устраиваться на работу санитарами в больницы, работниками в учреждения социальной сферы.
В
2001 году ситуация с введением АГС
в России претерпела кардинальные изменения.
Военные чиновники впервые
В июне 2001 года депутатом Семеновым В.О. (СПС), в противовес «николаевскому» законопроекту и в дополнение к компромиссному законопроекту депутата Рыбакова (уже находящемуся в Думе), был внесен очень либеральный и демократический законопроект, поддержанный всеми общественными организациями, участниками движения.
В течение 2001 года во многих регионах России прошли круглые столы и семинары, посвященные проблеме введения АГС. Еще одним противодействием милитаристскому давлению стало продолжение и активизация общественной кампании за введение демократической АГС и блокирование репрессивных законопроектов. Очередной этап этой кампании был начат в конце октября 2001 года по инициативе Центра развития демократии и прав человека и ГВЦ «Сострадание».
18-20 января 2002 года в Москве состоялась национальная конференция общественных организаций России, на которой присутствовали представители 42 общественных организаций из 25 регионов России. На конференции было принято решение о создании Коалиции общественных объединений «За демократическую АГС». Целью деятельности Коалиции является создание в России такой гражданской службы, которая обеспечивала бы гражданам право на отказ от военной службы по убеждениям, на являясь для них наказанием, и была бы направлена на решение социальных, общественно значимых проблем в соответствии с принципом социального государства, закрепленным в Конституции.
29
января 2002 года на заседании
14
февраля в слегка улучшенном
варианте законопроект был
В течение всей первой половины 2002 года в центре внимания оказался процесс разработки и принятия закона. Общественные организации развернули широкомасштабную кампанию, цель которой состояла в том, чтобы добиться принятия максимально цивилизованного, социально ориентированного и либерального закона.
Информация о работе История становления альтернативной гражданской службы в России