Экономические, социальные и культурные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей конституционного института социально-экономических и культурных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Задачей исследования является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работ, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономические права граждан
1.1. Право на экономическую деятельность…..………................5
1.2. Право частной собственности….………………….................10
1.3.Трудовые права и свободы……………………………………..15
Глава 2. Социальные права граждан
2.1. Защита материнства, детства и семьи……………………….19
2.2. Право на социальное обеспечение…………………………...21
2.3. Право на жилье…………………………………………………..23
2.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………..27
2.5. Право на образование…….…………………………………….33
Глава 3. Культурные права граждан
3.1. Свобода творчества...…………………………………………..36
3.2. Право на участие в культурной жизни……...………………..38
Заключение…………………………….……………………………………….40
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая конст право.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)
 

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Новороссийский  филиал 
 
 

Курсовая  работа 

Студента IV курса юридического факультета 

Рябковой  Татьяны Сивирьяновны 
 
 

Учебная дисциплина: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 

Тема: Экономические, социальные и культурные права 
 
 
 

№ зачетной книжки: 29\08 

№ группы: ЮССз – 08 
 

Руководитель: декан  Г.Г. Рыжкова 
 
 

Защищена                                                                      Оценка

 

«_____» ___________2010 г.                               «_____________________» 
 
 
 

г. Новороссийск 2010 г. 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Экономические  права граждан

           1.1. Право на экономическую деятельность…..………................5

           1.2. Право частной собственности….………………….................10

           1.3.Трудовые права и свободы……………………………………..15

Глава 2. Социальные права  граждан

           2.1. Защита материнства, детства и семьи……………………….19

           2.2. Право на социальное обеспечение…………………………...21

           2.3. Право на жилье…………………………………………………..23

           2.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………..27

           2.5. Право на образование…….…………………………………….33

Глава 3. Культурные права граждан

            3.1. Свобода творчества...…………………………………………..36

            3.2. Право на участие в культурной жизни……...………………..38 

Заключение…………………………….……………………………………….40 

Список литературы……………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Характер  взаимоотношений государства и  личности является важнейшим показателем  состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможность понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей и государством. Личность это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющих в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности. Общество и личность взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

     Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной  активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

     Экономические, социальные и культурные права - важная грань правового государства. В период становления демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому. Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории. Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека.

     Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей. По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

     Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционной обязанностью Российского государства, одной из осуществляемых преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личности жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этноконфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создание гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном развитии XXI в. Во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идем, будут ли они воплощены в жизнь, именно поэтому тема «Экономические, социальные и культурные права» является актуальной.

     Целью работы является обобщение результатов  правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов  и авторских исследований, а также  выявление особенностей конституционного института социально-экономических и культурных прав и свобод граждан Российской Федерации.

     Задачей исследования является обобщение  результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работ, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

     Объектом  исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или  иной степени затрагивают вопросы  социально-экономических и культурных  прав и свобод человека и  гражданина.

     Предметом исследования являются развитие и современное  состояние правовых основ регулирования  социально-экономических и культурных  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации.

     Предлагаемая  работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с социально-экономическими и культурными правами и свободами человека и гражданина. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этих правовых институтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономические права  граждан 

   1.1. Право на экономическую  деятельность 

     Данное  право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции). Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого времени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит  экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

     Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятий) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

     Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон  "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона являются "защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ". В соответствии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр. Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами. Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991г. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий. Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд. Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Информация о работе Экономические, социальные и культурные права