Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей конституционного института социально-экономических и культурных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Задачей исследования является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работ, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономические права граждан
1.1. Право на экономическую деятельность…..………................5
1.2. Право частной собственности….………………….................10
1.3.Трудовые права и свободы……………………………………..15
Глава 2. Социальные права граждан
2.1. Защита материнства, детства и семьи……………………….19
2.2. Право на социальное обеспечение…………………………...21
2.3. Право на жилье…………………………………………………..23
2.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………..27
2.5. Право на образование…….…………………………………….33
Глава 3. Культурные права граждан
3.1. Свобода творчества...…………………………………………..36
3.2. Право на участие в культурной жизни……...………………..38
Заключение…………………………….……………………………………….40
Список литературы…………………………
Действующим
законом запрещены также
Право на отдых имеет каждый
человек, но для тех, кто
работает по трудовому договору
(т.е. лиц наемного труда), Конституция
гарантирует установление федеральным
законом продолжительности рабочего времени,
выходных и праздничных дней, оплачиваемого
ежегодного отпуска (ежегодный отпуск
предоставляется всем работникам с сохранением
места работы (должности) и средней заработной
платы продолжительностью не менее 24 рабочих
дней). Действующий Трудовой кодекс устанавливает
максимальную продолжительность рабочего
времени 40 часов в неделю. Для отдельных
категорий работников с учетом условий
и характера труда, возраста, состояния
здоровья и иных факторов устанавливается
сокращенная продолжительность рабочего
времени без уменьшения заработной платы.
Законом установлены все предусмотренные
Конституцией виды отдыха, а коллективные
договоры и соглашения часто вводят и
более высокие стандарты.
Глава 2. Социальные права граждан
2.1.
Защита материнства,
детства и семьи
Другой не менее важной
Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов ( при осложненных родах - 86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней ). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда. Отпуска по уходу за ребенком ( частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста ) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи. Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает: · повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства; · специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничение труда в ночное время и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством: · использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей- инвалидов - до 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому графику), на дому; · предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.
Трудовые
льготы и гарантии, предоставляемые
женщине в связи с
Государство всемерно
2.2.
Право на социальное
обеспечение.
Непререкаемым принципом
Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста).
Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца ( вследствие его смерти или безвестного отсутствия ). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей ( пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия ( например, при наличии "выслуги лет" ), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке. В настоящее время в России действуют также: Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г. и др. Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионное законодательство
Информация о работе Экономические, социальные и культурные права