Экономические, социальные и культурные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей конституционного института социально-экономических и культурных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Задачей исследования является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работ, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономические права граждан
1.1. Право на экономическую деятельность…..………................5
1.2. Право частной собственности….………………….................10
1.3.Трудовые права и свободы……………………………………..15
Глава 2. Социальные права граждан
2.1. Защита материнства, детства и семьи……………………….19
2.2. Право на социальное обеспечение…………………………...21
2.3. Право на жилье…………………………………………………..23
2.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………..27
2.5. Право на образование…….…………………………………….33
Глава 3. Культурные права граждан
3.1. Свобода творчества...…………………………………………..36
3.2. Право на участие в культурной жизни……...………………..38
Заключение…………………………….……………………………………….40
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая конст право.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     Реализация  права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько  население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными  залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы ( ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре ).

     Особенно  важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводиться политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений. Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет. Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц  каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью. Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если  положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ).

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  социальные, экономические и культурные права, также механизмы их реализации.

     Надо  сказать, что правительство не может  и не обязан раздавать всем гражданам  правовые, материальные и духовные блага, но  должно обеспечить им возможность  защищать свое право на достойную  жизнь. Но для этого нужно уместно  ограничивать свободу остальных. Если правительство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться наточенными социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

     Однако  следует отметить, что в действительности права и свободы человека не стали  высшей ценностью в нашем государстве. Формирование правового статуса страны и уважение прав человека – задача очень тяжелая и ее решение может быть в итоге долгих усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошедшего, так и просчетов, допущенных в последние годы.

     Конституционные права и свободы граждан часто игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового статуса страны, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных управляющих, работающтх часто произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране еще системы действенной защиты прав граждан от вневедомственного и чиновничьего произвола. Сложившаяся ситуация  в сфере прав и свобод непременно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики. Но «списывать»  беспомощности и недочеты в обеспечении конституционного статуса личности лишь на это ошибочно. Свою негативную роль играют следующие причины: непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие серьезной и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, также существуют недочеты в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы, отсутствие правосознание граждан.

     Следовательно, необходимо привлекать силы общества – негосударственный бизнес, науку, различные публичные объединения. Нужен серьезный контроль со стороны  общественности за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Нормативные акты:
  1. Конституция Российской Федерации со вступительной статьей. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  1. Семейный кодекс Российской Федерации : текст и справочные материалы с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. – М.: Эксмо, 2009.
  5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
 
    1. Учебная и научная литература
        1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2002 г.
        1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. -М.: Юрист, 2002 г.
        2. Стрекозов В.Г., Казанчев  Ю. Д., Государственное (конституционное) право Российской Федерации.- М.: Былина, 1999 г.
        3. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейное) / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт-Издат, 2005.
        4. Уголовное право. Конспект лекций (Электронная библиотека  МГЭИ)
        5. Уголовное право. Схемы и определения (Электронная библиотека  МГЭИ)
 

     7. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций.   

   Под      редакцией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г. 

    1. Материалы локальной сети ИНТЕРНЕТ

            1. http://megrefs.ru/16/dok.

         2. http://studyhelps.ru /index.php

         3. http.//www.consultant.ru/search 
 

Информация о работе Экономические, социальные и культурные права