Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:47, курсовая работа
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником [ст. 3 Конституции РФ] является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Введение 4
1 Глава государства 7
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц 9
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса 12
2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 15
2.1 Руководство внешней политикой 16
2.2 Основные направления оборонной политики страны 17
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложение 28
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Конституционное право РФ |
Тема | Компетенция Президента Российской Федерации |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение 4
1 Глава государства 7
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц 9
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса 12
2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 15
2.1 Руководство внешней политикой 16
2.2 Основные направления оборонной политики страны 17
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложение 28
Введение
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником [ст. 3 Конституции РФ] является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент
Российской Федерации занимает в
системе федеральных
Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.
Президент Российской Федерации является главой государства. Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством [ст. 1 Конституции РФ]. Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.
Трудно переоценить актуальность рассматриваемой в работе темы. Вопрос полномочий главы государства периодически поднимается в России с момента появления института президентства. А в последнее время, в свете избрания на пост президента Д. Медведева и утверждения В. Путина премьером, в стране вновь заговорили о передачи части президентских полномочий главе правительства.
Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Предмет исследования – компетенция Президента Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
-
анализ и обобщение
-
анализ нормативно – правовых
документов регулирующих
Гипотеза: в ходе изучения данной курсовой работы предполагалось уточнить компетенцию Президента РФ, касающуюся его полномочий.
Практическая значимость – результаты данного исследования могут применяться в правовой и учебной практике.
Российская конструкция
президентской власти сочетает в
себе признаки различных классических
моделей института
По ряду основных позиций российская модель, безусловно, тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта — контроль за формированием и деятельностью правительства. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства [ч.. 1 ст. 80]. Согласно ей Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. До принятия Федерального закона об общих принципах организации системы государственной власти субъектов Российской Федерации, который определит порядок избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации, Президент осуществляет обширные полномочия и по руководству деятельностью глав администраций краев и областей. По Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов непосредственно подчинены не только Правительству РФ, но и Президенту, именно он назначает и освобождает их от должности.
Тем не менее говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России, в отличие от США и других президентских республик, глава государства не является одновременно главой Правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и президента в России — наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.
Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В частности, в обеих странах президенты имеют право направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента, право направлять законопроект на референдум, минуя парламент, и др.
Однако
и здесь российская модель имеет
ряд принципиальных особенностей. Президент
России определяет основные направления
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру.
В соответствии с пунктом "а" ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение двух недель.
В соответствии с пунктом "в" настоящей статьи Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу пункта "д" ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации [пункт "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции].
Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации