Компетенция Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником [ст. 3 Конституции РФ] является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Содержание

Введение 4
1 Глава государства 7
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц 9
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса 12
2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 15
2.1 Руководство внешней политикой 16
2.2 Основные направления оборонной политики страны 17
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

Компетенция президента РФ.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     Судей других федеральных судов назначает  непосредственно Президент Российской Федерации.

     Значительное  число должностных лиц, указанных  в пунктах "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" [пункт "е" ст. 83], назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

     Назначает и отзывает Президент и дипломатических  представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Следует заметить, что в соответствии с  пунктом "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после  консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.

     Статья 83 Конституции РФ указывает, что Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.

     Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании пункта "ж" ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.

     Президент в соответствии с пунктом "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает военную  доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности. 

    1.   Полномочия в сфере  законодательного  процесса

     Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

     Правовые  акты Президента делятся на нормативные  и индивидуальные.

     Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные  акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.

     Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

     Индивидуальные  указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы  и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

     Правовые  акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.

     В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений.

     Президент назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. В Конституции определен срок полномочий Думы - четыре года. В случае если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в этот срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

     При роспуске Государственной Думы Президент  одновременно должен назначить выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" днем выборов является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

     В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума  и его проведения установлен Федеральным  конституционным законом "О референдуме  Российской Федерации”.

     Президенту  принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу (все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в первую очередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции РФ).

     Реализацию  конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную  Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.

     На  Президента возложена обязанность  подписывать и обнародовать федеральные  законы. Это традиционная функция  главы государства, завершающая  законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

     Основной  формой обнародования закона, то есть доведения его до всеобщего сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

     Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Однако послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В посланиях излагается видение Президентом будущего страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 

  Компетенция Президента Российской Федерации представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации.

  Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального'ведения [ст. 71 Конституции], а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [ст. 72 Конституции].

  Поскольку Президент наделен обширными  конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в ст. 83—90 Конституции, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115, посвященной Правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

  В Конституции нет нормы, предусматривающей  возможность закрепления полномочий главы государства в текущих  законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идет по этому пути. Например, право Президента утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»'. Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий.

  Полномочия  Президента России, чтобы удобнее  было проанализировать их, могут быть объединены в несколько групп.

  1. Полномочия по формированию и  руководству исполнительной властью.  Взаимодействуя со всеми ветвями  власти, Президент имеет наиболее  тесные контакты с властью  исполнительной. Объем его полномочий  по отношению к ней, а также  широко распространенная практика решения президентом конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку политических сил. 

    1.   Руководство внешней политикой

     Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой  Российской Федерации, ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями.

     Руководство внешней политикой со стороны  Президента Российской Федерации в  значительной степени проводится через  федеральное Министерство иностранных  дел, глава которого - министр иностранных  дел - в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий

     Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. 
 

    1.  Основные направления оборонной политики страны

     Президент Российской Федерации является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации как глава  государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

     В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

     В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.

     Президент утверждает планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещения военных  объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.

     Президент ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации о совместной обороне  и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

     Президент объявляет военное положение, что  опосредуется изданием указа Президентом Российской Федерации [пункт "б" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ], который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.

Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации