Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:47, курсовая работа
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником [ст. 3 Конституции РФ] является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Введение 4
1 Глава государства 7
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц 9
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса 12
2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 15
2.1 Руководство внешней политикой 16
2.2 Основные направления оборонной политики страны 17
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложение 28
Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.
В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.
Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
а)
попытки насильственного
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
Право на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации принадлежит исключительно Президенту Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации [пункт "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ].
Процедура
утверждения указа о введении
чрезвычайного положения
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения
государственными наградами
Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Следует отметить, что отнесенные пунктом "в" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации вопросы гражданства в Российской Федерации решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. В настоящее время действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями.
Статья 33 настоящего закона определяет конкретные полномочия Президента по делам о гражданстве. Установлено, что Президент принимает решения по вопросам: приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации; разрешения гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приеме в российское гражданство; предоставления почетного гражданства. В осуществление указанных полномочий Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.
В
компетенцию Президента России входит
также решение вопросов предоставления
политического убежища
Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации, обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства. При наличии достаточных оснований для предоставления убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России и затем направляет все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает ходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения.
Предоставление
политического убежища
Пунктом "б" ст. 89 Конституции РФ установлено полномочие Президента награждать государственными наградами Российской Федерации. Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации.
Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги.
Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.
Президент
отменяет указ о награждении, если выясняется
недостоверность или
Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ. Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой политики в области государственных наград Президент образует Службу государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию по государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.
Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания, например классный чин действительного государственного советника юстиции, классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.
Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно осуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуально определенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
При
Президенте действует Комиссия по вопросам
помилования. Она рассматривает
ходатайства о помиловании
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Перестав быть «высшим должностным лицом», российский Президент по новой Конституции больше не является и главой исполнительной власти. Соответственно видоизменились и его отношения с Правительством Российской Федерации и всей системой исполнительной власти. Но эти изменения не носят кардиального характера, поскольку в Российской Федерации конституционно обеспечена модель «президентской республики», т. е. модель не только представительствующего, но и реально властвующего Президента.
Особо
ярко роль главы государства проявляется
в «треугольнике» отношений: Президент
– Правительство –
По
совокупности и значимости функций
и полномочий, закрепленных за Президентом
Конституцией, он, бесспорно, занимает
ведущее место в системе органов Российской
Федерации, осуществляющих государственную
власть. Этими органами в соответствии
со ст. 11 Конституции являются Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание,
Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации. Практика оказывает
(об этом можно, в частности, судить по
президентской почте), что обязанность
Президента гарантировать Конституцию,
права и свободы человека и гражданина
воспринимаются чрезвычайно широко. Например,
нередко граждане адресуют Президенту
свои жалобы, связанные с несправедливым,
по их мнению, решениями правоохранительных
органов и даже судебными решениями. И
при этом подчеркивают, что Президент
как гарант Конституции прав человека,
обязан им помочь. Президент является
главой государства, но одновременно имеет
политический мандат, вручаемый народом
на всеобщих прямых выборах. Президент,
таким образом, не только занимает пост
главы государства, но и является наиболее
авторитетным (с правовой точки зрения)
выразителем определенных политических
интересов, даже не будучи партийным Президентом.
Такое положение Президента не ограничивает
самостоятельность деятельности основных
государственных органов Российской Федерации,
поскольку полномочия Президента направлены,
прежде всего, на обеспечение согласованного
взаимодействия всех ветвей власти Российской
Федерации, строгое соблюдение Конституции
Российской Федерации, защиту прав и свобод
человека и гражданина, охрану государственного
суверенитета.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Вето Президента | отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись. |
2 | Государственная территория | Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты. |
3 | Компетенция | (От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. |
4 | Конвенции | (От лат. Conventio
- соглашение) - международные договоры
на уровне правительств стран,
предусматривающие соблюдение |
5 | Конфликт | Несогласие
между двумя или более |
6 | Монополия | (От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами. |
7 | Научно-технический прогресс | Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями. |
8 | Национальное богатство | Совокупность созданных трудом материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а также природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот. |
9 | Политика | Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями |
10 | Ратификация | Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства. |
11 | Референдум | В государственном
праве - обращение к избирательному корпусу
с целью принятия окончательного решения
по тем или иным внутриполитическим и
внешнеполитическим вопросам.
В зависимости от предмета различают референдумы: - конституционный
(на голосование выносится - законодательный (голосуется законопроект); - консультативный
(по какому-либо важному По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные, когда проект соответствующего акта подлежит ратификации избирательным корпусом (обычно это относится к конституционному референдуму), и факультативный, когда инициатива референдума может исходить от избирателей, субъекта федерации или центральной власти |
12 | Суверенитет | от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. |
Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации