Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель моей работы определить, что скрывается за термином юридическая ответственность. По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь считаться с принципами, ценностями и устоями общества это обязанность каждого субъекта. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечёт за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон это высшая сила общественных отношений. И когда мы научимся, это понимать и осуществлять, тогда и наступят коренные изменения всего общества, в обеспечение организованности и правопорядка.

Содержание

Введение._______________________________________________________3
Глава 1. Понятие, функции, признаки и сущность юридической ответственности.
Соотношение социальной и юридической ответственности.__________5
Понятие и признаки юридической ответственности.________________8
Функции юридической ответственности__________________________10

3. Глава 2. Принципы и виды юридической ответственности.
2.1. Принципы юридической ответственности.________________________13
2.2. Виды юридической ответственности.____________________________14

Глава 3. Освобождение от юридической ответственности. Исключения. Презумпция невиновности.
3.1.Основания освобождения от юридической ответственности.__________17
3.2.Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность._______18
3.3.Презумпция невиновности._____________________________________20

Глава 4. Реализация юридической ответственности органами внутренних дел._____________________________________________________________24
Заключение._____________________________________________________35
Список используемой литературы.__________________________________37

Работа состоит из  1 файл

Юридическая ответственность (курсовая).doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших, названы и среди задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.).

Основную роль в выполнении этих задач выполняют органы, осуществляющие досудебную уголовно-процессуальную и  оперативно-розыскную деятельность, - органы внутренних дел. Именно они, а не милиция, названы органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), так же как и учреждениями, чьи оперативные подразделения вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

И хотя милиция и орган  внутренних дел - это не равнообъемные  понятия, уголовно-процессуальные полномочия органа дознания в органах внутренних дел обычно осуществляют сотрудники милиции. Из этих же сотрудников состоят  наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативные подразделения органов внутренних дел.

Для более полного  уяснения сущности реализации юридической  ответственности органами внутренних дел важно определить принципы, на которых она базируется. В принципах  любого явления отражаются глубинные, устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует. Познание принципов ответственности позволяет правильно применять охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, обеспечивать эффективность государственно-правового принуждения.1

В правовой науке различают  следующие принципы юридической  ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность  за вину, недопустимость удвоения наказания.

Принцип законности заключается  в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности. Соблюдение требований закона (как материального, так и процессуального) - необходимое условие достижение целей юридической ответственности. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 2001. - С. 376.

Основное требование материального закона сводится к  тому, что юридическая ответственность  должна наступать только за деяние (действие или бездействие), предусмотренное законом и только в порядке закона.

Основным требованием  процессуального закона является обоснованность применения юридической ответственности  правонарушителю, т.е. установление самого факта совершение им противоправного деяния, как объективной истины.

Принцип справедливости заключается в необходимости  соблюдения следующих требований:

А) нельзя за проступки  устанавливать уголовное наказание;

Б) закон, устанавливающий  ответственность или усиливающий  ее, не может иметь обратной силы;

В) юридическая ответственность  по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;

Г) наказание, взыскание  должно соответствовать характеру  и степени вредности правонарушения;

Д) лицо несет ответственность лишь за свое собственное поведение (исключение - случай ответственности за чужую вину по гражданскому праву);

Е) за одно правонарушение - возможно лишь одно юридическое наказание. Рыбаков В. А. Проблемы формирования гражданско-правовой ответственности. - Уфа, 1993.

Последнее требование следует  понимать в том смысле, что юридическое  взыскание может быть наложено только один раз. Это вовсе не исключает  того, что при необходимости за одно противоправное деяние на нарушителя может быть наложено как основное, так и дополнительное наказание, предусмотренное законом (за совершение преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений). Кроме того, правонарушитель может быть привлечен одновременно к ответственности различных видов. Например, если в неправомерном деянии содержатся составы правонарушений сразу двух видов, то виновное лицо одновременно может быть привлечено к дисциплинарной и административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности и т.п. (например, назначение уголовного наказания с одновременным возложением обязанности возместить имущественный ущерб). Юридическое наказание также не исключает и применения к правонарушителю мер общественного воздействия, так как правонарушение обычно есть в то же время и аморальный поступок.

Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой  к нарушителю меры воздействия целям  юридической ответственности в  демократическом обществе. Целесообразность предполагает:

1. строгую индивидуализацию  ответственности зависимости от  тяжести правонарушения, обстоятельств его совершения, свойств личности нарушителя;

2. смягчение ответственности  или даже освобождение от нее  в случае малозначительности  правонарушения, отсутствии вредных  последствий и т.п.;

3. замену при возможности  к этому юридической ответственности неюридической.

Признавая большое значение неотвратимости юридической ответственности, демократическое государство вместе с тем вовсе не считает, что  каждое правонарушение, во что бы то ни стало должно влечь именно эту  ответственность, а назначенное наказание всегда отбывается полностью. Закон предусматривает возможность полного или частичного освобождения от юридической ответственности с учетом определенных обстоятельств. Например, уголовный закон допускает полное освобождение от уголовной ответственности и от наказания даже в пределах срока давности, если вследствие изменения обстановки ко времени расследования или рассмотрения дела в суде совершенное ранее деяние утрачивает общественную опасность либо сам виновный перестает быть общественно опасным.

Срок исполнения наказания  может быть сокращен, если осужденный своим поведением доказал свое исправление. В таких случаях законодательство предусматривает возможность условно-досрочного освобождения осужденных, замену не отбытой  части наказания более мягким наказанием, досрочное снятие дисциплинарного взыскания и др.

При определенных условиях законодательство допускает также  замену одного вида юридической ответственности  другим (например, уголовную ответственность  административной). Такая передача допускается при условии, что правонарушитель может быть исправлен без применения наказания со стороны государства, лишь мерами общественного воздействия. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. - М.,1999. - С. 421.

Принцип неотвратимости - один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие ее эффективности.

Предупредительное значение наказания зависит не так от его  тяжести, как от неотвратимости. Неотвратимость ответственности означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым, вне поля зрения государства и общественности, без отрицательной реакции с их стороны.

Неизменной задачей  остается использование всей силы законов  в борьбе с преступностью и  другими правонарушениями, чтобы  люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания.

В работе по раскрытию  преступлений и иных правонарушений важное место занимает деятельность таких служб органов внутренних дел, как уголовный розыск, ОБЭП, органы дознания и предварительного следствия и другие. Таким образом, эффективная деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных органов и общественных формирований по раскрытию преступлений и иных правонарушений, призвана обеспечить практическую реализацию требований принципа неотвратимости ответственности.

Принцип гуманности ярко проявляется, как в законодательстве устанавливающем юридическую ответственность, так и в деятельности правоохранительных органов, применяющих ее. Не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство. Не разрешается применение наиболее суровых мер ответственности (например, смертной казни, административного ареста) к беременным женщинам. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть подвергнуты смертной казни.

Законодательство об уголовной и административной ответственности  закрепляет исчерпывающий, не подлежащий расширению на практике, перечень обстоятельств, то в законе перечисляются основные из них, представляя возможность правоохранительным органам признать их смягчающими.

Имеется целый ряд  других свидетельств гуманности юридической  ответственности в России. Все эти правила установлены в целях защиты личности и обеспечения нормальных условий для исправления правонарушителей, возвращение их к честной трудовой жизнедеятельности.

Органы внутренних дел, в частности Министерство Внутренних Дел, осуществляют следующие формы реализации юридической ответственности:

1) обеспечивает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации государственную защиту  судей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов, безопасность  участников уголовного судопроизводства и их близких;

2) разрабатывает и  проводит мероприятия по совершенствованию  охраны общественного порядка  на территории Российской Федерации;

3) обеспечивает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации проведение государственной  дактилоскопической регистрации;

4) участвует в обеспечении  режима чрезвычайного положения  и режима военного положения  в случае их введения на  территории Российской Федерации  или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий  военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) организует и обеспечивает  мобилизационную подготовку и  мобилизацию в системе МВД  России, а также контролирует  и координирует деятельность  ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

6) участвует в организации  территориальной обороны Российской  Федерации; организует совместные  действия с Вооруженными Силами  Российской Федерации, другими  войсками, воинскими формированиями  и органами по осуществлению  обороны Российской Федерации;

7) обеспечивает выполнение  мероприятий гражданской обороны,  повышение устойчивости работы  органов внутренних дел и внутренних  войск в условиях военного  времени и при возникновении  чрезвычайных ситуаций в мирное  время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

8) участвует в обеспечении  исполнения гражданами воинской  обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

9) организует специальные  и воинские перевозки в пределах  Российской Федерации в интересах  органов внутренних дел и внутренних  войск, а также на основании  решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

10) организует и осуществляет  в установленном порядке защиту  в судах интересов Президента  Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, а также интересов МВД России;

11) участвует в работе  по стандартизации, метрологии и  сертификации;

12) обеспечивает проведение  федеральных государственных статистических  наблюдений в установленной сфере  деятельности в соответствии  с официальной статистической методологией;

13) организует кадровое  обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение  квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры  по обеспечению правовой и  социальной защиты сотрудников,  военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;

14) разрабатывает и  осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные  и реабилитационные мероприятия,  направленные на охрану и укрепление  здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных  государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;

15) обеспечивает в системе  МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Всестороннее раскрытие  сущности ответственности в праве  требует выхода из традиционных представлений, преодоления устоявшихся схем рассмотрения ответственности в более широком  общественно-политическом   и социально-правовом аспектах, с учетом сложной структуры ответственности, ее связей и опосредований.  

 

Юридическая ответственность  имеет множество переплетающихся  сторон, обусловленных отражением в  ней объективного и субъективного, социального и личностного, а  также характером общественных   отношений, с которыми она связана и которые с ее помощью регулируются.

Представляется односторонним  сведение юридической ответственности лишь ретроспективной реакции по поводу правонарушения, и реализации взыскательной санкции в отношении правонарушителя. Как и всякая иная социальная ответственность, она имеет позитивное начало, играет созидательно – преобразующую роль, эффективное выполнение которой предполагает оперирование не только принуждением и взыскательными санкциями, но и методами убеждения и поощрения, учеба и контроля, воспитания и перевоспитания. В   таком аспекте ответственность пронизывает правовые нормы, правоотношения и правовое сознание, являясь их важным двигательным компонентом.

Информация о работе Конституционное право