Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;
- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;
- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;
- определить правовой статус общественных объединений;
- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;
- раскрыть особенности принудительной ликвидации общественного объединения.
Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России
1.2.Нормативное закрепление правового положения общественных объединений
Глава 2. Характеристика правового статуса общественных объединений
2.1.Понятие и значимость общественного объединения
2.2.Правовой статус общественных объединений
Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений
3.1.Некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений
3.2. Принудительная ликвидация общественного объединения
Заключение
Библиографический список
Негосударственной
профессионального образования
Архипова Анастасия Юрьевна
Конституционно-правовой статус общественных объединений
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение………………………………………………………… |
3-4 |
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений………………………………. |
5-11 |
1.1.Развитие законодательства
об общественных объединениях
в России………………………………………………………… |
5-9 |
1.2.Нормативное закрепление
правового положения |
9-11 |
Глава 2. Характеристика правового статуса общественных
объединений………………………………………………… |
12-21 |
2.1.Понятие и значимость
общественного объединения…………… |
12-16 |
2.2.Правовой статус
общественных объединений……………… |
16-21 |
Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений……. |
22-29 |
3.1.Некоторые вопросы
государственной регистрации |
22-25 |
3.2. Принудительная ликвидация общественного объединения……… |
25-29 |
Заключение…………………………………………………… |
30-31 |
Библиографический список……………………………………………. |
32-35 |
Системное и функциональное
развитие общественных объединений
призвано обогатить институциональные
структуры российского
Степень теоретической разработанности темы. Применительно к вопросам конституционно-правовых основ деятельности общественных объединений исследованы такие направления научного знания, как конституционно-правовой статус этих объединений (кандидатская диссертация Кожевникова О.А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации» (Москва, 2003); статус отдельных видов общественных объединений (кандидатская диссертация Будак С.Д. «Конституционно-правовой статус общественных экологических объединений в России» (Саратов, 2004); исторические этапы развития государственно-правового регулирования их деятельности (докторская диссертация Тумановой А.С. «Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций России в начале XX века (Историко-юридическое исследование)» (Москва, 2004).
Актуальность темы. За последние годы в юридической науке появились новые направления, в том числе теория общественных объединений. Приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Тем самым созданы правовые механизмы для организации и деятельности общественных объединений, что способствует формированию и развитию их плюралистических и демократических начал. Указанное выше определяет актуальность данного исследования и необходимость комплексного рассмотрения различных аспектов реализации конституционного права граждан на объединение и анализа различных сторон деятельности общественных объединений в современных условиях.
Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;
- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;
- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;
- определить правовой статус общественных объединений;
- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;
- раскрыть особенности принудительной ликвидации общественного объединения.
Структура работы обусловлена содержанием исследования. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, подразделяемых на шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России
До второй половины XVIII в. в России не существовало общественных организаций в современном понимании этого слова, однако создание и деятельность таковых предполагалась на основе принципов добровольности, самоуправляемости и равенства. Во второй половине XVIII в. впервые был законодательно оформлен порядок учреждения обществ и надзора за ними. Деятельность общественных структур дореволюционной России позволяет говорить о наличии достаточно развитой системы обеспечения жизнедеятельности в социальной, культурной, образовательной и других сферах. Но нельзя не признать, что все общественные структуры в той или иной мере были зависимы от государства, которое жестко контролировало деятельность обществ1.
Попытка приспособления
законодательства об обществах и
союзах к новой общественно-
Реформы Александра II существенных изменений в правовое положение общественных организаций не внесли. Образование обществ по-прежнему обусловливалось правительственным разрешением. Однако процедура их создания была заметно упрощена благодаря передаче права их учреждения в 60-е гг. XIX в. из компетенции императорской власти в ведение министерств, а в 90-е гг. XIX в. - руководителей местных администраций (губернаторов и градоначальников).
Стремление государства унифицировать содержание учредительных документов общественных организаций и упорядочить делопроизводство ведавших ими государственных учреждений нашло отражение в изданных в 90-е гг. XIX в. нормальных (типовых) уставах для добровольных объединений различных групп, а также ряде ведомственных правил и инструкций по министерствам внутренних дел, народного просвещения и др.
Вклад в разработку правового статуса общественных организаций внесли проекты Гражданского уложения 1899 и 1903 гг. Глава XIX - «Ученые, благотворительные и иные общеполезные общества» - представляла собой первый общий свод законодательных норм об общественных организациях, регламентировала различные стороны функционирования обществ как юридических лиц. Выработке единого подхода к учреждению общественных организаций была подчинена работа Совещания под председательством товарища министра внутренних дел П.Н. Дурново, функционировавшего в 1904 г. в рамках Особого совещания по децентрализации делопроизводства2.
Если говорить о равенстве общественных организаций перед законом, то необходимо акцентировать внимание на том, что такового не наблюдалось, так как для середины XIX в. характерной стала политика огосударствления общественных организаций, в результате чего они зачастую превращались в придаток административных органов и о принципах равенства, добровольности и самоуправления даже и не упоминалось, указывалось на степень вмешательства власти в общественную жизнь и значительную роль играло сословное представительство. Право Российских граждан на свободу объединения было провозглашено императорским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года и закреплено в «Основных законах Российской империи» 23 апреля 1906 года, в котором подробно рассматривался порядок организации, регистрации и ликвидации объединений.
Резюмируя все вышесказанное,
можно сделать следующие
Дальнейшее развитие нормативной базы создания и деятельности различных объединений граждан и организаций получило после 1917 г. Свобода организаций впервые закрепилась в Конституции РСФСР 1918 г.
В последующем были приняты:
- постановление Президиума ВЦИК от 12 июня 1922 г. «О порядке созыва съездов всероссийских совещаний различных союзов и объединений, регистрации этих организаций»;
- постановление ВЦИК
и СНК РСФСР от 3 августа 1922
г. «О порядке утверждения и
регистрации обществ и союзов,
не преследующих цели
- инструкция ВЦИК от 10 августа 1922 г. «О регистрации обществ, союзов и объединений»;
- постановление ЦИК
и СНК СССР от 9 мая 1924 г. «О
порядке утверждения уставов
и регистрации обществ и
На органы НКВД были возложены
функции по регулированию и контролю
за деятельностью обществ и
6 января 1930 г. принято Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли». Действие этого документа распространялось на общества и союзы, действующие на территории СССР.
Особенностью того периода являлось то, что союзные республики самостоятельно регулировали создание и деятельность различных обществ и союзов. Документом, подробно регламентирующим деятельность добровольных обществ, стало принятое 10 июля 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР Положение «О добровольных обществах и союзах». В нем закреплен статус добровольных обществ и союзов, требования, предъявляемые к ним и их уставам, их ответственность, а также вопросы контроля и прекращения их деятельности.
Следующим шагом стало принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 октября 1932 г. о международных и иностранных обществах, которое подробно регламентирует их правовое положение5.
Созданная правовая база способствовала росту активности населения. На основе изучения различных научных источников в работе сделана попытка классифицировать добровольные общества и их союзы, действовавшие в 30-х гг., выделены научные, научно-технические, культурно-просветительские, музыкальные общества.
Принципиально новые положения об общественных организациях закреплены в Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г., а также в Конституциях союзных и автономных республик, которые являются более прогрессивными и демократическими.
Однако, при всей видимости широты представленных в общественных организациях интересов, по меньшей мере, три наиболее важные сферы стали недоступны для свободного освоения общественностью - это идеология, экономика и религия. Тем самым возможности негосударственной деятельности были существенно урезаны, то есть принципа равенства общественных объединений перед законом не выполнялся, так как было преимущество перед иными объединениями в отношениях с государством и друг с другом. В своем стремлении создать послушную общественную сферу властные структуры все больше стремились к подавлению гражданской активности.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений