Конституционно-правовой статус общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;
- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;
- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;
- определить правовой статус общественных объединений;
- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;
- раскрыть особенности принудительной ликвидации общественного объединения.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России
1.2.Нормативное закрепление правового положения общественных объединений
Глава 2. Характеристика правового статуса общественных объединений
2.1.Понятие и значимость общественного объединения
2.2.Правовой статус общественных объединений
Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений
3.1.Некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений
3.2. Принудительная ликвидация общественного объединения
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая общественные объединения.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

 

                      Министерство Образования Российской Федерации

                                             Нижегородский филиал

 Негосударственной образовательной  автономной некоммерческой организации  высшего        

                                            профессионального образования

                                 «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ»

                 

                                             Юридический факультет

 

                                                                                     Кафедра гражданско-правовых  

                                                                                                                                     дисциплин     

 

 

                   Архипова Анастасия Юрьевна

Конституционно-правовой статус общественных объединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

3-4

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений……………………………….

 

5-11

1.1.Развитие законодательства  об общественных объединениях  в России………………………………………………………………………

 

5-9

1.2.Нормативное закрепление  правового положения общественных  объединений……………………………………………………………….

 

9-11

Глава 2. Характеристика правового статуса общественных объединений………………………………………………………………..

 

12-21

2.1.Понятие и значимость  общественного объединения……………….

12-16

2.2.Правовой статус  общественных объединений………………………

16-21

Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений…….

22-29

3.1.Некоторые вопросы  государственной регистрации общественных  объединений……………………………………………………………….

 

22-25

3.2. Принудительная ликвидация  общественного объединения………

25-29

Заключение……………………………………………………………….

30-31

Библиографический список…………………………………………….

32-35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Системное и функциональное развитие общественных объединений  призвано обогатить институциональные  структуры российского общества, в котором утверждаются принципы идеологического и политического разнообразия, многопартийности, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Многое зависит от того, как в дальнейшем будут складываться отношения общественных объединений к государству, в каком направлении пойдет развитие российской политической системы. Рассматривать общественные объединения как звено данной системы, которое существует ради того, чтобы уравновешивать административно-властные функции государства, создавать необходимые противовесы бюрократии, было бы сегодня недостаточным. Задача общества состоит в том, чтобы поставить общественные объединения и государство на путь активного сотрудничества, сделать все, чтобы их совместные, целенаправленные усилия были плодотворными.

Степень теоретической  разработанности темы. Применительно к вопросам конституционно-правовых основ деятельности общественных объединений исследованы такие направления научного знания, как конституционно-правовой статус этих объединений (кандидатская диссертация Кожевникова О.А. «Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации» (Москва, 2003); статус отдельных видов общественных объединений (кандидатская диссертация Будак С.Д. «Конституционно-правовой статус общественных экологических объединений в России» (Саратов, 2004); исторические этапы развития государственно-правового регулирования их деятельности (докторская диссертация Тумановой А.С. «Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций России в начале XX века (Историко-юридическое исследование)» (Москва, 2004).

Актуальность  темы. За последние годы в юридической науке появились новые направления, в том числе теория общественных объединений. Приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Тем самым созданы правовые механизмы для организации и деятельности общественных объединений, что способствует формированию и развитию их плюралистических и демократических начал. Указанное выше определяет актуальность данного исследования и необходимость комплексного рассмотрения различных аспектов реализации конституционного права граждан на объединение и анализа различных сторон деятельности общественных объединений в современных условиях.

Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:

- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;

- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;

- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;

- определить правовой статус общественных объединений;

- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;

- раскрыть особенности  принудительной ликвидации общественного объединения.

Структура работы обусловлена содержанием исследования. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, подразделяемых на шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

 

1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России

 

До второй половины XVIII в. в России не существовало общественных организаций в современном понимании этого слова, однако создание и деятельность таковых предполагалась на основе принципов добровольности, самоуправляемости и равенства. Во второй половине XVIII в. впервые был законодательно оформлен порядок учреждения обществ и надзора за ними. Деятельность общественных структур дореволюционной России позволяет говорить о наличии достаточно развитой системы обеспечения жизнедеятельности в социальной, культурной, образовательной и других сферах. Но нельзя не признать, что все общественные структуры в той или иной мере были зависимы от государства, которое жестко контролировало деятельность обществ1.

Попытка приспособления законодательства об обществах и  союзах к новой общественно-политической ситуации была предпринята царским правительством на рубеже Х1Х-ХХ вв. В это время правовой статус добровольных обществ определяли принципы, регулировавшие общественную самодеятельность еще в эпоху правления Екатерины II. Они были оформлены в утвержденном Екатериной II указе об образовании первого российского общества - Вольного экономического (1765 г.) и Уставе благочиния (1782 г.). Указанные правовые акты, впервые упорядочившие отношения между государством и организованной общественностью, провозгласили главным условием ее деятельности лояльность власти и необходимость получения правительственного разрешения (концессии) на их создание.

Реформы Александра II существенных изменений в правовое положение  общественных организаций не внесли. Образование обществ по-прежнему обусловливалось правительственным разрешением. Однако процедура их создания была заметно упрощена благодаря передаче права их учреждения в 60-е гг. XIX в. из компетенции императорской власти в ведение министерств, а в 90-е гг. XIX в. - руководителей местных администраций (губернаторов и градоначальников).

Стремление государства  унифицировать содержание учредительных  документов общественных организаций  и упорядочить делопроизводство ведавших ими государственных учреждений нашло отражение в изданных в 90-е гг. XIX в. нормальных (типовых) уставах для добровольных объединений различных групп, а также ряде ведомственных правил и инструкций по министерствам внутренних дел, народного просвещения и др.

Вклад в разработку правового  статуса общественных организаций внесли проекты Гражданского уложения 1899 и 1903 гг. Глава XIX - «Ученые, благотворительные и иные общеполезные общества» - представляла собой первый общий свод законодательных норм об общественных организациях, регламентировала различные стороны функционирования обществ как юридических лиц. Выработке единого подхода к учреждению общественных организаций была подчинена работа Совещания под председательством товарища министра внутренних дел П.Н. Дурново, функционировавшего в 1904 г. в рамках Особого совещания по децентрализации делопроизводства2.

Если говорить о равенстве  общественных организаций перед  законом, то необходимо акцентировать  внимание на том, что такового не наблюдалось, так как для середины XIX в. характерной  стала политика огосударствления общественных организаций, в результате чего они зачастую превращались в придаток административных органов и о принципах равенства, добровольности и самоуправления даже и не упоминалось, указывалось на степень вмешательства власти в общественную жизнь и значительную роль играло сословное представительство. Право Российских граждан на свободу объединения было провозглашено императорским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года и закреплено в «Основных законах Российской империи» 23 апреля 1906 года, в котором подробно рассматривался порядок организации, регистрации и ликвидации объединений.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Принцип свободы союзов получил  законодательное закрепление, что свидетельствовало о признании государством права граждан на обособленную сферу самостоятельной деятельности и ставило предел вмешательству власти в общественную жизнь3.

Дальнейшее развитие нормативной базы создания и деятельности различных объединений граждан и организаций получило после 1917 г.  Свобода организаций впервые закрепилась в Конституции РСФСР 1918 г.

В последующем были приняты:

- постановление Президиума  ВЦИК от 12 июня 1922 г. «О порядке  созыва съездов всероссийских  совещаний различных союзов и объединений, регистрации этих организаций»;

- постановление ВЦИК  и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. «О порядке утверждения и  регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения  прибыли и надзора за ними»;

- инструкция ВЦИК от 10 августа 1922 г. «О регистрации обществ, союзов и объединений»;

- постановление ЦИК  и СНК СССР от 9 мая 1924 г. «О  порядке утверждения уставов  и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения  прибыли и распространяющих свою  деятельность на территории всего Союза ССР, и о надзоре за ними» и др4.

На органы НКВД были возложены  функции по регулированию и контролю за деятельностью обществ и союзов.

6 января 1930 г. принято  Постановление ЦИК СССР и СНК  СССР «О порядке учреждения  и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли». Действие этого документа распространялось на общества и союзы, действующие на территории СССР.

Особенностью того периода  являлось то, что союзные республики самостоятельно регулировали создание и деятельность различных обществ и союзов. Документом, подробно регламентирующим деятельность добровольных обществ, стало принятое 10 июля 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР Положение «О добровольных обществах и союзах». В нем закреплен статус добровольных обществ и союзов, требования, предъявляемые к ним и их уставам, их ответственность, а также вопросы контроля и прекращения их деятельности.

Следующим шагом стало  принятие Постановления ЦИК и  СНК СССР от 7 октября 1932 г. о международных  и иностранных обществах, которое подробно регламентирует их правовое положение5.

Созданная правовая база способствовала росту активности населения. На основе изучения различных научных  источников в работе сделана попытка  классифицировать добровольные общества и их союзы, действовавшие в 30-х гг., выделены научные, научно-технические, культурно-просветительские, музыкальные общества.

Принципиально новые  положения об общественных организациях закреплены в Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г., а также  в Конституциях союзных и автономных республик, которые являются более прогрессивными и демократическими.

Однако, при всей видимости  широты представленных в общественных организациях интересов, по меньшей  мере, три наиболее важные сферы  стали недоступны для свободного освоения общественностью - это идеология, экономика и религия. Тем самым возможности негосударственной деятельности были существенно урезаны, то есть принципа равенства общественных объединений перед законом не выполнялся, так как было преимущество перед иными объединениями в отношениях с государством и друг с другом. В своем стремлении создать послушную общественную сферу властные структуры все больше стремились к подавлению гражданской активности.

Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений