Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;
- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;
- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;
- определить правовой статус общественных объединений;
- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;
- раскрыть особенности принудительной ликвидации общественного объединения.
Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России
1.2.Нормативное закрепление правового положения общественных объединений
Глава 2. Характеристика правового статуса общественных объединений
2.1.Понятие и значимость общественного объединения
2.2.Правовой статус общественных объединений
Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений
3.1.Некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений
3.2. Принудительная ликвидация общественного объединения
Заключение
Библиографический список
При рассмотрении конкретных дел о принудительной ликвидации общественных объединений суды ориентируются на эти отправные положения. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 44-Г10-25. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о принудительной ликвидации Пермской региональной воспитательно-наставнической общественной организации "Союз полковников". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественное объединение грубо нарушает действующее законодательство, а также осуществляет деятельность, не соответствующую его уставным целям: путем благотворительной деятельности осуществляет помощь в укреплении материально-технической базы подразделений ГУВД по Пермскому краю; оказывает благотворительную помощь действующим сотрудникам подразделений ГУВД по Пермскому краю, ветеранам МВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и иным лицам; не оформляет хозяйственные операции оправдательными документами и т.д. Отказывая в удовлетворении требований органа юстиции, суды исходили из того, что в деятельности общественного объединения действительно имели место нарушения законодательства, однако по своему характеру и их последствиям эти нарушения не могут являться достаточным основанием для ликвидации общественного объединения. Данный вывод сделан на основе изучения судами материалов дела, и прежде всего в связи с тем, что общественное объединение предприняло все возможные меры для устранения допущенных нарушений.
В дополнение к этому следует отметить, что в Определении от 4 марта 2008 г. N 46-Г08-3 Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что "сам по себе факт непредставления документов общественной организацией для проверки регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством".
В этом деле общественному объединению удалось доказать, что в период проверки в помещении офиса произошла авария и многие документы не подлежали восстановлению, а данные на электронных носителях изъяты органами внутренних дел.
Однако, например, в Определении от 22 апреля 2008 г. N 86-Г08-7 Верховный Суд признал обоснованным вывод о необходимости ликвидации общественной организации, поскольку она: систематически не информировала орган юстиции о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения; не вносила изменения в устав в связи с переменой места нахождения и сменой руководства; не оказывала содействие представителям контролирующего органа в ознакомлении с деятельностью организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.
И последним основанием, при наличии которого общественное объединение подлежит принудительной ликвидации, является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статус общественных объединений изменялся вместе с обществом и статусом личности: от неограниченного права на объединение в Древней Греции - до регулирования отдельных прав и обязанностей объединений лиц в Древнем Риме через профессиональные средневековые корпорации с жесткой регламентацией труда и быта членов, запреты на создание политических организаций - к профсоюзам и политическим партиям XIX века, закрепление права на свободу объединения в национальном законодательстве, а в середине XX века - и в международных нормах статус общественных объединений получил международно-правовую основу, а право каждого на свободу ассоциации стало рассматриваться как одно из неотъемлемых прав человека.
В советский период, несмотря
на конституционное закрепление
права на объединение, существовала
явная дискриминация
В современной России вопросы правового регулирования деятельности общественных объединений имеют ярко выраженную международно-правовую направленность.
Конституция РФ с учетом закрепленного в ней приоритета принципов и норм международного права служит достаточной основой для развития диалога между общественными объединениями и государственным сектором. Принцип равенства общественных объединений перед законом гарантирует равенство прав как общероссийских и межрегиональных, так и региональных и местных общественных организаций.
Контроль общественных организаций над законотворческой деятельностью обеспечивает прозрачность и качество законодательной деятельности, повышает ответственность участников законодательного процесса, преодолевает отчуждение общественности от государства.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов общественных объединений (оказание поддержки их деятельности, законодательное регулирование предоставления налоговых льгот и преимуществ независимо от направленности деятельности, равенство оснований предоставления государственной поддержки).
К настоящему времени в России сложился достаточно объемный массив законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений, однако расширение их числа и многообразия, требует новых подходов к правовому регулированию их деятельности. В связи с этим представляется необходимым внести ряд предложений по совершенствованию законодательства об общественных объединениях в целях более полной реализации принципа равенства.
Это возможно на основе принятия Федерального закона «О государственной поддержке общественных объединений в Российской Федерации», в котором достаточно четко и подробно будут регламентированы основания оказания такой поддержки, основания и размер финансирования, порядок и периодичность проведение конкурсов на оказание государственной поддержки.
Необходимо предоставлять равные возможности для освещения деятельности общественных объединений в средствах массовой информации. Видится необходимым учреждение на федеральном и региональном уровнях печатного издания, в котором на равных условиях освещалась бы деятельность общественных объединений в Российской Федерации, публиковалась бы информация о проведении различных конкурсов, предоставлении грантов, проведении методических семинаров-практикумов с целью выявления пробелов в законодательстве, обмена опытом в целях наиболее полной реализации принципа равенства общественных объединений перед законом.
Библиографический список
Правовые акты
Научная литература
Публикации в периодических изданиях и сборниках
1 Иванова М.И. (Елагина М. И.). Гражданское общество и общественные объединения в Российской Федерации // Молодые ученые - науке и практике потребительской кооперации: материалы научной конференции / Под общ. Ред. Р. А. Москвитиной / Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации. - Энгельс: Регион, инф.-изд. Центр ПКИ, 2006. С.53-54.
2 Туманова,А. С. Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций в России в начале XX века. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М.,2003. С.20.
3 Иванова М. И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов,2010. С.15.
4
Карлина Т. Д. Правовой статус общественных
объединений в Российской
Федерации Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
-Казань,2009. С.12.
5 Карлина Т. Д. Конституционно-правовой аспект статуса общественных объединений в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и проблемы модернизации общественно-политической и экономической системы российского общества / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2008 г.). - Чебоксары. - 2008. С. 109-110.
6 Карлина Т. Д. Конституционно-правовой аспект статуса общественных объединений в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и проблемы модернизации общественно-политической и экономической системы российского общества / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2008 г.). - Чебоксары. - 2008. С. 110.
7
Карлина Т. Д. Правовой статус общественных
объединений в Российской
Федерации Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
-Казань,2009. С.16.
8 Боголюбов С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М: Издательство БЕК, 1996. - С. 119.
9 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российский бюллетень по правам человека № 11. Москва: Институт прав человека, 1999.
10 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
11 Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930.
12 Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3340.
13 Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений