Конституционно-правовой статус общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в определении конституционно-правового статуса общественных объединений. Она может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать развитие законодательства об общественных объединениях в России;
- рассмотреть нормативное закрепление правового положения общественных объединений;
- раскрыть понятие и значимость общественного объединения;
- определить правовой статус общественных объединений;
- рассмотреть некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений;
- раскрыть особенности принудительной ликвидации общественного объединения.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
1.1.Развитие законодательства об общественных объединениях в России
1.2.Нормативное закрепление правового положения общественных объединений
Глава 2. Характеристика правового статуса общественных объединений
2.1.Понятие и значимость общественного объединения
2.2.Правовой статус общественных объединений
Глава 3. Регистрация и ликвидация общественных объединений
3.1.Некоторые вопросы государственной регистрации общественных объединений
3.2. Принудительная ликвидация общественного объединения
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая общественные объединения.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

При рассмотрении конкретных дел о принудительной ликвидации общественных объединений суды ориентируются  на эти отправные положения. В  качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 44-Г10-25. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о принудительной ликвидации Пермской региональной воспитательно-наставнической общественной организации "Союз полковников". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественное объединение грубо нарушает действующее законодательство, а также осуществляет деятельность, не соответствующую его уставным целям: путем благотворительной деятельности осуществляет помощь в укреплении материально-технической базы подразделений ГУВД по Пермскому краю; оказывает благотворительную помощь действующим сотрудникам подразделений ГУВД по Пермскому краю, ветеранам МВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и иным лицам; не оформляет хозяйственные операции оправдательными документами и т.д. Отказывая в удовлетворении требований органа юстиции, суды исходили из того, что в деятельности общественного объединения действительно имели место нарушения законодательства, однако по своему характеру и их последствиям эти нарушения не могут являться достаточным основанием для ликвидации общественного объединения. Данный вывод сделан на основе изучения судами материалов дела, и прежде всего в связи с тем, что общественное объединение предприняло все возможные меры для устранения допущенных нарушений.

В дополнение к этому  следует отметить, что в Определении от 4 марта 2008 г. N 46-Г08-3 Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что "сам по себе факт непредставления документов общественной организацией для проверки регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством".

В этом деле общественному  объединению удалось доказать, что  в период проверки в помещении офиса произошла авария и многие документы не подлежали восстановлению, а данные на электронных носителях изъяты органами внутренних дел.

Однако, например, в Определении от 22 апреля 2008 г. N 86-Г08-7 Верховный Суд признал обоснованным вывод о необходимости ликвидации общественной организации, поскольку она: систематически не информировала орган юстиции о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения; не вносила изменения в устав в связи с переменой места нахождения и сменой руководства; не оказывала содействие представителям контролирующего органа в ознакомлении с деятельностью организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.

И последним основанием, при наличии которого общественное объединение подлежит принудительной ликвидации, является неустранение в  срок, установленный федеральным  органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Статус общественных объединений изменялся вместе с  обществом и статусом личности: от неограниченного права на объединение в Древней Греции - до регулирования отдельных прав и обязанностей объединений лиц в Древнем Риме через профессиональные средневековые корпорации с жесткой регламентацией труда и быта членов, запреты на создание политических организаций - к профсоюзам и политическим партиям XIX века, закрепление права на свободу объединения в национальном законодательстве, а в середине XX века - и в международных нормах статус общественных объединений получил международно-правовую основу, а право каждого на свободу ассоциации стало рассматриваться как одно из неотъемлемых прав человека.

В советский период, несмотря на конституционное закрепление  права на объединение, существовала явная дискриминация организаций  религиозного толка, коммерческих организаций, профсоюзов и кооперативов. Общественные организации создавались в разрешительном порядке, что позволяло руководству страны превентивно отсекать те организации, которые не соответствовали советской идеологии.

В современной России вопросы правового регулирования деятельности общественных объединений имеют ярко выраженную международно-правовую направленность.

Конституция РФ с учетом закрепленного в ней приоритета принципов и норм международного права служит достаточной основой  для развития диалога между общественными объединениями и государственным сектором. Принцип равенства общественных объединений перед законом гарантирует равенство прав как общероссийских и межрегиональных, так и региональных и местных общественных организаций.

Контроль общественных организаций над законотворческой деятельностью обеспечивает прозрачность и качество законодательной деятельности, повышает ответственность участников законодательного процесса, преодолевает отчуждение общественности от государства.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов общественных объединений (оказание поддержки их деятельности, законодательное регулирование предоставления налоговых льгот и преимуществ независимо от направленности деятельности, равенство оснований предоставления государственной поддержки).

К настоящему времени  в России сложился достаточно объемный массив законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений, однако расширение их числа и многообразия, требует новых подходов к правовому регулированию их деятельности. В связи с этим представляется необходимым внести ряд предложений по совершенствованию законодательства об общественных объединениях в целях более полной реализации принципа равенства.

Это возможно на основе принятия Федерального закона «О государственной поддержке общественных объединений в Российской Федерации», в котором достаточно четко и подробно будут регламентированы основания оказания такой поддержки, основания и размер финансирования, порядок и периодичность проведение конкурсов на оказание государственной поддержки.

Необходимо предоставлять  равные возможности для освещения  деятельности общественных объединений  в средствах массовой информации. Видится необходимым учреждение на федеральном и региональном уровнях  печатного издания, в котором на равных условиях освещалась бы деятельность общественных объединений в Российской Федерации, публиковалась бы информация о проведении различных конкурсов, предоставлении грантов, проведении методических семинаров-практикумов с целью выявления пробелов в законодательстве, обмена опытом в целях наиболее полной реализации принципа равенства общественных объединений перед законом.

Библиографический список

 

Правовые акты

 

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российский бюллетень по правам человека № 11. Москва: Институт прав человека, 1999.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.  25 декабря 1993 г.  № 237.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930.
  5. Федеральный закон Российской Федерации  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3340.
  6. Федеральный закон Российской Федерации  «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.
  7. N 7-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.  N 3, Ст. 145.
  8. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ  //Собрание законодательства Российской Федерации, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
  9. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. N 29, Ст. 2950.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апр. 2005 г. N 32-ФЗ // Российская газета. 2005. 7 апр.
  11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. N 3. Ст. 148
  12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. N175-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3431.
  13. Закон г. Москвы от 26.06.2002 N 36 "О Московской городской народной дружине"
  14. Закон Приморского края от 09.08.2004 N 138-КЗ "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края"
  15. Закон Тверской области от 12.10.2008 N 123-ЗО "О народных дружинах в Тверской области"

 

Научная литература

 

  1. Боголюбов С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М: Издательство БЕК, 1996.
  2. Гаджиалиев А.Б. Политико-правовое представительство групп интересов во взаимодействии российской государственности и гражданского общества. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
  3. Иванова М.И. Гражданское общество и общественные объединения в Российской Федерации // Молодые ученые - науке и практике потребительской кооперации: материалы научной конференции / Под общ. Ред. Р. А. Москвитиной / Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации. - Энгельс: Регион, инф.-изд. Центр ПКИ, 2006.
  4. Иванова М. И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов,2010.
  5. Карлина Т. Д. Правовой статус общественных объединений в Российской  
    Федерации Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Казань,2009.
  6. Карлина Т. Д. Конституционно-правовой аспект статуса общественных объединений в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и проблемы модернизации общественно-политической и экономической системы российского общества / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2008 г.). - Чебоксары. - 2008.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Второе издание, перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.
  8. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. СПб., 2006.
  9. Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный). М., 2006.
  10. Туманова,А. С. Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций в России в начале XX века. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М.,2003.
  11. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Юристь, 2001.

 

 

Публикации  в периодических изданиях и сборниках

 

  1. Кузьмин В. С правом на защиту // Российская газета. 2009. 16 апр.
  2. Маслов Т.В. Проведение проверок общественными объединениями //Законность, 2009, N 8
  3. Мельников В.А. Общественные объединения как субъекты административно-правового механизма ограничения прав граждан. Миф или реальность? //Административное право и процесс, 2011, N 3
  4. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода. //История государства и права. - 2009. - N 4.
  5. Уполномочены защищать // Российская газета. 2009. 24 дек.
  6. Хамраев Г. ФНС и прокуратура получили партийное задание: минюст нашел, кому передать регистрацию общественно-политических организаций и надзор за ними //Газета "Коммерсантъ", №203 (4744), 28.10.2011
  7. Чуряев А.В. Некоторые вопросы теории и практики принудительной ликвидации общественных объединений //Юрист, 2011, N 6.

1 Иванова М.И. (Елагина М. И.). Гражданское общество и общественные объединения в Российской Федерации // Молодые ученые - науке и практике потребительской кооперации: материалы научной конференции / Под общ. Ред. Р. А. Москвитиной / Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации. - Энгельс: Регион, инф.-изд. Центр ПКИ, 2006. С.53-54.

2 Туманова,А. С. Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций в России в начале XX века. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М.,2003. С.20.

3 Иванова М. И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов,2010. С.15.

4 Карлина Т. Д. Правовой статус общественных объединений в Российской  
Федерации Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Казань,2009. С.12.

5 Карлина Т. Д. Конституционно-правовой аспект статуса общественных объединений в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и проблемы модернизации общественно-политической и экономической системы российского общества / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2008 г.). - Чебоксары. - 2008. С. 109-110.

6 Карлина Т. Д. Конституционно-правовой аспект статуса общественных объединений в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и проблемы модернизации общественно-политической и экономической системы российского общества / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2008 г.). - Чебоксары. - 2008. С. 110.

7 Карлина Т. Д. Правовой статус общественных объединений в Российской  
Федерации Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Казань,2009. С.16.

8 Боголюбов С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М: Издательство БЕК, 1996. - С. 119.

9 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российский бюллетень по правам человека № 11. Москва: Институт прав человека, 1999.

10 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.  25 декабря 1993 г.  № 237.

11 Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930.

12 Федеральный закон Российской Федерации  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3340.

13 Федеральный закон Российской Федерации  «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.

Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений