Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Развитие концепции прав человека в Конституции РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие концепции прав человека и гражданина в Конституции
РФ…. ………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и
гражданина в РФ……………………………………………………………………7
2.1. Понятие основных прав и свобод человека……………………………….....7
2.2. Личные и политические права и свободы человека………………………..10
2.3. Экономические, социальные и культурные права человека………………… 19
Заключение………………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

КР по КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ.docx

— 64.18 Кб (Скачать документ)

       
     

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.2. Личные и политические права  и свободы человека 

         Эти права именуются  также гражданскими и составляют основу правового статуса личности и гражданина большинство из них  носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда вытекает особый уровень гарантий и охраны прав и свобод, перечисленных в ст.20 по 29 Конституции РФ.

         Право на жизнь (ст.20) это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъёмлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Право на жизнь (ст.20) предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Особое значение имеет вопрос о смертной казни. Конституция РФ (ч.2.ст.20) обозначила, что смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральными законами в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Конституция РФ наметила в будущем отмену смертной казни. В новом Уголовном Кодексе  РФ, вступившим в силу с 1 января 1997г. составы преступлений, предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5. Смертную казнь заменили пожизненным заключением.

         Достоинство личности (ст.21). Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: “Ничто не может быть основанием для умаления”. Этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В том числе подвергать медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ч.2 ст.21). Целям защиты достоинства личности служат и многие другие нормы Конституции РФ: право на достойную жизнь; неприкосновенность частной жизни; защита человеком своей чести и  
     

    доброго имени; запрет сбора информации о частной жизни; запрет насильственного проникновения в жилище. Защита личных прав и свобод гарантируется законом, предусматривающим возмещение денежной компенсации в случае причинения морального вреда действиями, нарушающими данные права и свободы. Для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждане вправе обращаться в суд.

         Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22). Право на свободу это возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение свободы других людей, главным образом должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с этим правом находится личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь и достоинство. Никто не вправе насильственно или с помощью угроз принуждать человека, к каким бы то ни было действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек свободен, поэтому он вправе самостоятельно распоряжаться своей судьбой и выбирать свой жизненный путь. 

         Право на частную жизнь, личную и семейную тайну (ст.23). Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей  свободы не желает делать достоянием других. Это подразумевает невмешательство и неприкосновенность “личной среды обитания” человека. Личная тайна человека не означает, какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает стремление каждого человека иметь собственный мир. Институт неприкосновенности частной жизни включает разнообразные гарантии, которые содержатся в статьях Конституции РФ, в том числе в ст.23 и 24 закрепляющих:

    • право человека на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
    • обыск, выемка, наложение ареста на корреспонденцию и выемка её в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться на основании   и 
 

      в порядке, установленным федеральным законом; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;   

    • органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления  с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

         Неприкосновенность  жилища (ст.25). Данное право является составной частью права на  частную жизнь и  как элемент личной свободы и достоинства человека. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих  в нём лиц иначе как  в  случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на неприкосновенность жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающими по договору найма. Жилищем также признаётся и место временного пребывания. Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Однако в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются нарушением его неприкосновенности.

         Национальная  принадлежность (ст.26). Комплекс прав, связанных с национальностью. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принуждён к определению или указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому законодательству никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку.  

         С национальностью  тесно связано право пользоваться родным языком, свободный выбор языка  общения, воспитания, обучения и творчества. В Российской Федерации эти конституционные  нормы  реализуются через закон о  

    языках  народа РСФСР от 25 октября 1991г. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или любом другом языке России.

         Свобода передвижения и места  жительства (ст.27). Право свободы передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории государства. Этого права лишены лица, проникшие в страну, нарушающие  визовый  режим  или законодательство о въезде. Государство тем самым признаёт территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе местожительство. Подробно это вопросы регулируются Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993г. Закон ограничивает свободу передвижения в определённых районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия и т.д.). Важное значение имеет конституционное право каждого свободно пересекать границу Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.  Порядок реализации этого права регулируется Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996г. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен вправе на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным законом. Порядок пресечения государственной границы РФ при выезде из РФ и въезде в РФ регулируется Законом о “Государственной границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993г. и вышеуказанным законом.

         Свобода совести и вероисповедания (ст.28). Под свободой совести понимается право человека верить в Бога, в соответствии с интересующей его религии или, наоборот, оставаться атеистом, т.е. не верить в Бога. Конституция РФ провозглашает: “каждому гарантируется свобода совести  и  вероисповедания,  

    регламентируется  Федеральным законом: “О свободе  совести и  религиозных объединениях”  от 26 сентября 1997г. в законе закрепляются гарантии вероисповедания  запрещено обязывать человека сообщать о своём отношении к религии, признана тайна исповеди, гражданин имеет право замены военной службы на альтернативную гражданскую, если убеждения или вероисповедание. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда и здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей и или к совершению противоправных действий. 

         Свобода мысли и слова (ст.29). Данные конституционные свободы  являются неотъемлемыми элементами демократии. Запрет свободы слова и выражения мысли был главным оружием социалистического государства в реализации марксистской идеологии. Законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда и здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. В свободном обществе мысль свободно обретает реализацию в слове, однако всё это должно сочетаться с пределами дозволенного. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но одновременно устанавливает запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Важным закреплением является положение  ч.3 ст.29 Конституции РФ: “Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них”. Для демократии главное, чтобы все могли выражать свои убеждения и мысли, а убеждения и мнения меньшинства (инакомыслящих) уважались. 

         Политические  права и свободы отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных  прав  в числе прав гражданских и политических, например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29).  

         В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную  группу, думается, целесообразно рассматривать  такое понятие как «гражданство» – выше приводилось  определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ 5. Несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст.60  Конституции РФ) т.е. возраста полной дееспособности. Осуществление некоторых политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст.97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст.81 КРФ). Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии выступают, как средство контроля за властью. Государству не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти в стране. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право гражданина участвовать в управлении делами государства  (ч.1 ст.32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного в ст.3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы. Порядок реализации права на участие в референдуме получил регламентацию в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995г. «О референдуме Российской Федерации».6  В Федеральном законе от 19 сентября 1997г. (в редакции от 30 марта 1999г.) «Об основных гарантиях избирательных прав  и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В Федеральном законе от

    ________________________

        5 Закон РФ О гражданстве Российской Федерации от 28.11.91 (преамбула)     

         6 СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921 
     
     

         19 сентября 1997г. (в редакции от 30 марта 1999г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие  в референдуме граждан Российской

    Федерации».  Граждане принимают участие в выборах путем закрепления за ними избирательных прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации». Граждане принимают участие в выборах путем закрепления за ними прав избирать и быть избранными. Порядок проведения выборов регулируется избирательным законодательством и будет рассмотрен в главе VI.

         На конкретизацию  права граждан участвовать в  управлении делами государства, закрепленного  ч1 ст.32, направлены нормы Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе». Право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».7

         Право граждан Российской Федерации участвовать  в отправлении  правосудия (ч.5 ст.32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя. Одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб и ходатайств. Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия. Основным нормативно - правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской 1968г. (с изменениями от 4 марта

    __________________

          7 СЗ РФ.1995. №31. Ст. 2990   
     

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина