Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Развитие концепции прав человека в Конституции РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие концепции прав человека и гражданина в Конституции
РФ…. ………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и
гражданина в РФ……………………………………………………………………7
2.1. Понятие основных прав и свобод человека……………………………….....7
2.2. Личные и политические права и свободы человека………………………..10
2.3. Экономические, социальные и культурные права человека………………… 19
Заключение………………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

КР по КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ.docx

— 64.18 Кб (Скачать документ)

         Верховного Совета  СССР  от  12 апреля1968г. (с изменениями от 4 марта 1980г., от 2 февраля 1988г.) и «О порядке  рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»8. Письменные обращения граждан должны содержать определенные реквизиты: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение существа дела; Ф.И.О. обращающегося, адрес либо данные о месте работы  или учебы, дату и подпись. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению  не подлежат. Предложения и заявления подаются гражданами в государственные органы, органы местного самоуправления и общественные объединения. В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации и пикетирование. Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»9, которым установлено, что до принятия соответствующего Закона Российской Федерации применяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской  Федерации 22 ноября 1991г., Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».10 Вышеупомянутый Указ Президента РФ предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Осуществление права на публичные мероприятия связано с определенными ограничениями. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для на насильственного изменения  конституционного  строя,  разжигания  расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

      ____________________________________________________

           8 Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сборник нормативных актов. М.,   1995

         9   Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216   

          10  Ведомости ВС СССР. 1988. т 31. Ст. 504   
     

         Право на общественное объединение получило закрепление в ст.30 Конституции РФ. Оно включает в себя: право вступать в уже существующие общественные объединения;  право воздерживаться от вступления в общественное  объединение; право свободного выхода из общественного объединения. Право на объединение имеют как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения, право на создание и участие, в которых принадлежит только гражданам Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, содержащихся в ч.5 ст.13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства и т.д.». Порядок реализации гражданами конституционного права на объединение регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995г. (в  редакции от 19 июля 1998г.) «Об общественных объединениях»11.

         Важной гарантией  осуществления гражданами права на информацию является запрещение в Российской Федерации цензуры. Вместе с тем свобода информации имеет определенные границы своего осуществления. Право на свободу информации ограничивается неразглашением сведений, составляющих государственную тайну (в Российской Федерации принят Федеральный закон от 21июля 1993г. (с изменениями от 6 октября 1997г.) «О государственной тайне»12. Право на свободу информации также не должно нарушать права других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну. Информация о частной жизни лица относится Федеральным законом от 20 февраля 1995г. «06 информации, информатизации и защите информации» к категории конфиденциальной.  

    ___________________________

      11   СЗ РФ. 1995. №21.Ст.1930; СЗ РФ.1997.№20. Ст.2231.Российская газета 1998.

       12   Российская газета. 1993, 21 сентября 

       13   СЗ РФ.1995. №8. Ст.609. 
     

    2.3. Экономические, социальные и культурные  права человека 

         Назначение предусмотренных  Конституцией РФ, экономических и  социальных прав и свобод заключается  в том, что их реализация связана  с созданием материальной основы жизни общества. Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появления новых, ранее не известных нашему законодательству экономических и социальных прав и свобод. Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельность (ст.34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики. ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч.1 ст.2). Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998г. (в редакции от 26 ноября 1998г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуется наличие специального разрешения (лицензии).  Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Право частной собственности (ст. 8, 35). В Конституции РФ право частной собственности раскрывается в двух аспектах. Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя, Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими  формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл.2 Конституции РФ (ст.35) как элемент  

    правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относится право наследования.  Детальная регламентация права частной собственности содержится в  разд. 2 ГК РФ.

         Права и свободы человека в сфере труда (ст.37). Эта группа прав и свобод включает: свободу труда;   право на труд в надлежащих условиях; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;  право на отдых. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» право работника на труд включает в себя: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от опасных или вредных производственных факторов; право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни вследствие нарушения требований охраны труда; право на обучение безопасным методам и труда за счет средств работодателя; право на обращение по вопросам охраны труда; право на участие в рассмотрении  вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий.

         Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение, по возможности, полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996г.) «О занятости предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы населения в Российской Федерации».14 

         Право на индивидуальные и  коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется  Кодексом законов о труде РФ (гл.14).

    ________________________

        14 СЗ РФ.1996. № 17. Ст. 1915 
     

         Индивидуальными трудовыми  спорами признаются разногласия между работниками и работодателями о применении установленных условий труда. Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 1995г. «О порядке разрешения судами». Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 1995г. «О порядке разрешения судами». Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 1995г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями по поводу заключения, изменения и выполнения различных коллективных договоров и соглашений.

           Право на отдых имеет каждый человек. Конституция РФ гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

         Право на социальное обеспечение (ст.7,39). Социальное обеспечение это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. По своему содержанию право на социальное обеспечение включает права на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Кроме государственных форм   материального  обеспечения   людей Российской    Федерации      поощряет

    обеспечения людей Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

         Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст.41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993г. (в редакции от 2 марта 1998г.).

         К правам человека в  сфере культуры относятся право  на образование, свобода интеллектуального  творчества и преподавания, право  на участие в культурной жизни  и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 

         Право на образование  как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности  общества получило регламентацию в  ст.43 Конституции РФ. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. В области получения высшего образования Конституция РФ  ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992г.  
     

    (с изменениями от 13 января 1996г., от 16 ноября 1997г.) «Об образовании». Свобода интеллектуального творчества (ч.1 ст.44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сфер. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры.

         Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Заключение 

         Конституция РФ 1993г. является конституцией демократического правового государства. В ней  довольно обстоятельно изложены все  основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции  позволяет увидеть, что нормы, содержащие  определения прав и свобод подкрепляются  гарантиями их реализации и защиты.

         В ней заложен  огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать  правовым и демократическим государством. 

         Все же те пять лет, которые  мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации  в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда  возникают так называемые пробелы  в праве, требуется обращение  к положениям  Конституции.

         В Конституции РФ Россия провозглашена демократическим  правовым государством, следовательно, необходимо принимать меры по совершенствованию  механизмов реализации концепции прав личности, что, к сожалению, не всегда делается, или делается, но в неполном объёме. Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь становлению правового демократического государства.  Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.  При Президенте РФ существуют специальные органы и комиссии по защите прав и свобод человека и гражданина:

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина