Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Описание

Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.
Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня - и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3
Конституционный строй РФ ……………………………………………...
4
Понятие конституционного строя РФ ……………………………………
4
Правовое государство ……………………………………………………..
7
Республиканская форма правления ………………………………………
15
Конституция РФ …………………………………………………………...
16
Заключение …………………………………………………………………..
18
Библиографический список …………………………………………………..
19

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….

3

  1. Конституционный строй РФ ……………………………………………...

4

  1. Понятие конституционного строя РФ ……………………………………

4

  1. Правовое государство ……………………………………………………..

7

  1. Республиканская форма правления ………………………………………

15

  1. Конституция РФ …………………………………………………………...

16

Заключение …………………………………………………………………..

18

Библиографический список …………………………………………………..

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идущий в России процесс  последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.

Понимание этих процессов  и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня - и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина.

Об интересе к праву  со стороны россиянина нельзя сказать  того, что мы говорим об отношении к государству. Здесь скорее имело место безразличие или откровенный правовой нигилизм. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая вообще выпадала бы из правового поля. Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия праву. В противном случае гражданина или объединение людей ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка.

Конечно же, не только реализация трудовых прав, но и обеспечение  субъективных прав вообще по жизни  требует хорошего знания конституционных норм. Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие и каждый гражданин может воспользоваться конституционными гарантиями.

Можно было бы сказать  о важности ознакомления с целым  рядом отраслей российского права. Все это проходит через содержание соответствующих разделов учебника, построенного как раз по отраслевому принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. В общей же форме следует определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум:

1)  обеспечить надлежащую  ориентацию в основных началах  и принципах государственно-правовой  жизни;

2)  создать базу  для значительного расширения  объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;

3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

4) профилактировать правонарушения  в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;

5)  активизировать правомерное поведение.

В работе будут рассмотрены  такие вопросы, как конституция  РФ, конституционные строй, его понятие, а также правовое государство  и республиканская форма правления.

 

 

 

 

  1. Конституционный строй РФ

 

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй  характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй - это такая организация госу-3рСтвенной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула  и гл. 1) находит выражение целостная  система принципов конституционного строя. К ним относятся, во-первых, основы организации государственной  власти: народовластие, федерализм, верховенство права, разделение властей, государственный суверенитет, а также принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм, светский характер государства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности, социальный характер государства.

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они являются основополагающими в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: либо специально созванным Конституционным Собранием подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции).

 

 

  1. Понятие конституционного строя РФ

 

Нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, не порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции и иных правовых актов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, принципов, основополагающих для общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. Основы конституционного строя — это своеобразная общая часть, несущая конструкция всего права.

Российская Федерация  представляет собой определенную организацию государства. При этом государство функционирует в рамках формируемого им права. Это «самоограничение» имеет целью создание оптимальных условий для развития гражданского общества, которое представляет собой систему самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов, обеспечивающих реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов.  Гражданское  общество  охватывает совокупность отношений в области частной собственности, предпринимательства,  организации и деятельности общественных объединений, а также совокупность элементов воспитания, образования, науки и культуры. Таким образом, конституционный строй РФ - это способ организации гражданского общества и государства в их основных, наиболее важных институциональных образованиях.

Глава 1 Конституции посвящена  основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. В соответствии с ней к основам конституционного строя РФ относятся признание государства демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским; закреплены республиканская форма правления, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, суверенитет России, единое гражданство Российской Федерации, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, единое экономическое пространство и многообразие форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие. Все основы конституционного строя конституируют государство и общество в совокупности и должны рассматриваться только во взаимосвязи.

Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ст. 16).

В ст. 13 Конституции указывается, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни.

Политическое многообразие (плюрализм) - это свобода политических мнений и действий. Оно означает создание возможностей оказывать влияние на политику государства всем организациям, деятельность которых имеет политический характер и не противоречит Конституции. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от государственной власти. Надежная конституционно-правовая защита политического многообразия — предпосылка не только реализации народовластия, но и функционирования правового государства.

Экономическую основу конституционного строя РФ составляют определенные принципы организации экономической жизни общества. К ним относятся многообразие форм собственности, существующих в едином экономическом пространстве, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Исходя из этого Российская Федерация должна стремиться к тому, чтобы обеспечивать общественную пользу, регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, а экономические отношения строить на социальном партнерстве между гражданином и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

В условиях развивающейся  рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляется как частными, так и государственными и муниципальными предприятиями. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам, — основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает частную, государственную и муниципальную формы собственности, допуская существование иных форм собственности. В. ст. 9 также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории-

Согласно Конституции (ст. 7) Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать малоимущим, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа социальной справедливости, чтобы обеспечить каждому достойную жизнь.

Социальное государство  в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному предоставлению благ всем гражданам и равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство должно стремиться к уничтожению социального неравенства, не допуская при этом тай называемой уравниловки.

Характерные черты социального  государства воплощаются в его социальной политике, которая направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Социальная политика - это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в структуре общества, ростом благосостояния граждан, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В основах конституционного строя РФ могут быть выделены и духовные основы. К ним относятся идеологическое многообразие и светское государство.

Конституция закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя. Этот принцип исключает возможность существования в России чьей-либо монополии на идеологию. «Никакая идеология, - указывается в ст. 13, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных мнений, взглядов, школ, идей. Оно непосредственно связано с такими конституционными свободами, как свобода мысли и совести. Наиболее важные гарантии рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией и законами средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.п.

Информация о работе Конституционный строй РФ