Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:31, реферат
Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.
Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня - и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина.
Введение ……………………………………………………………………….
3
Конституционный строй РФ ……………………………………………...
4
Понятие конституционного строя РФ ……………………………………
4
Правовое государство ……………………………………………………..
7
Республиканская форма правления ………………………………………
15
Конституция РФ …………………………………………………………...
16
Заключение …………………………………………………………………..
18
Библиографический список …………………………………………………..
19
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов. Наоборот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах.
В ст. 14 Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством. В светском государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны определять конституционный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или заменяющими их лицами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица, военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В соответствии с конституционным
принципом отделения
Термин «правовое государство» появился в первой трети XIX в. в трудах некоторых немецких юристов. Однако элементы теории правового государства зародились еще до нашей эры. Свой вклад в развитие этой теории внесли такие мыслители, как Цицерон, Аристотель, Руссо, Монтескье, Локк, Кант и др.
Возникновение теории правового государства закономерно. Подобная теория должна была появиться в ответ на практику государственной деятельности и, признавая государство как таковое, предложить способ ограничения его власти для обеспечения свободы человека. Ее сущность — ограничение (самоограничение) государства правом, определяющим пределы вмешательства государства в жизнь людей и гарантирующим предсказуемость и надежность государственной деятельности.
Теория правового государства развивалась, обогащалась новыми идеями, систематизировалась, приобретала все более формализованный вид, постепенно воплощалась на практике. Эти процессы, на которые потребовались многие века, не закончены и в настоящее время. Об этом свидетельствует и отсутствие в юридической литературе единого мнения о том, как определить современное правовое государство. Однако можно выявить следующие условия, необходимые для его возникновения, а следовательно, и развития.
• Высокая образованность членов общества. Ни одна сколько-нибудь серьезная, реализуемая социальная теория не может быть предложена малограмотным человеком, не изучившим историю, сущность государства и права, общество, в котором он живет. Но для того чтобы теория, разработанная одним, была понята и принята другими, «овладела массами», подобные знания должны быть у многих людей. Естественно, что во времена, когда образование являлось привилегией немногих (аристократическая республика, феодализм, церковное средневековье, монархизм и т.п.), правовое государство было не более чем теорией и развивалось медленно, вступая в острое противоречие с практикой. И, напротив, высокий образовательный уровень более или менее значительной части населения обусловливает развитие и попытки воплощения теории правового государства на практике.
• Мощный социальный протест. Трудно представить государство, которое добровольно ограничило бы себя своим же правом. Чтобы это произошло, необходимо давление на государство со стороны остального общества. Государство и право должны вызывать такое неприятие значительной части населения, что государство для самосохранения будет вынуждено изменить право, сделать его более справедливым, отвечающим представлениям большинства граждан, в противном случае может произойти смена государства. Если же государство и его право служат всем гражданам, а не охраняют произвольные и антинародные порядки для правящей верхушки или кучки олигархов, то граждане поддерживают деятельность государства и одобряют право. Чем больше государство идет по этому пути, тем больше оно ближе к состоянию правового государства, тем менее оппозиционно настроены к государству граждане.
• Следование требованиям морали. Несмотря на аксиоматичность этого условия, оно, к сожалению, остается недооцененным. Между тем сама сущность государства, ограничивающего свою деятельность правом в интересах всего общества, а не основанного на искусственно созданных и насильно навязанных обществу юридических конструкциях, не может быть понята без обращения к требованиям морали. Право и его реализация в государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, должно в значительной степени основываться на морали. Существенное расхождение права и морали является препятствием в построении правового государства.
Соблюдение моральных
требований обращено, конечно, не только
к должностным лицам
Главным показателем гармонии права и морали является воздержание человека от злоупотребления своими правами, использования их, несмотря на причинение вреда другим. Конечно, свобода пользования своими правами, их реализация, в том числе без государственного вмешательства, — неоспоримая ценность. Однако и она не абсолютна. Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Человек, считающий, что он свободен во всем, отказывается признавать Конституцию и законы, поскольку они в той или иной мере его свободу ограничивают. Это неизбежно ущемит свободу других и нанесет вред обществу.
• Соблюдение законов и неотвратимость ответственности. Любой человек начинает жить в обществе, в котором действуют те или иные законы, и в случае расхождения их смысла с его интересами он имеет право их критиковать и влиять на их изменение. Однако это не отменяет обязанности соблюдения действующих законов. Субъект, не соблюдающий законы, навязывающий другим отличные от законов требования, занимается беззаконием и должен нести за это ответственность. Бездействие государства в таких случаях формирует правовой нигилизм, без преодоления которого правового государства не будет.
• Достаточность материальных ресурсов и возможность ведения всеми желающими экономической деятельности. Правовое государство предполагает безусловную реализацию всех предусмотренных законами прав граждан. Однако для этого нужны соответствующие материальные ресурсы. Можно, например, установить в законе, что каждому в ближайшие три рода должно быть бесплатно предоставлено 100 квадратных метров жилой площади, но это невозможно будет реализовать из-за отсутствия соответствующих средств. Если же экономика государства не может обеспечить реализацию даже минимума прав человека, то люди вправе считать, что в их обществе правовое государство не существует.
Сказанное не означает, что человек вправе требовать от государства своеобразной опеки, все новых и новых благ при собственном бездействии или даже неправомерном поведении. Каждый должен сам использовать имеющиеся возможности для повышения материального достатка. Государство лишь должно создать условия для проявления экономической и творческой инициативы. Если же в государстве открытие и ведение предпринимательства невозможны без предварительного воровства, взяток чиновников, бандитской «крыши» или из-за непомерных налогов, то это не правовое государство.
• Сбалансированность деятельности государства. Правовое государство выполняет те же функции, что и неправовое, хотя характер и степень их выполнения, конечно, различаются. Чтобы на пути к правовому государству не произошло перекосов, все функции государства необходимо гармонизировать. Например, экономические преобразования не должны приводить к ухудшению благосостояния граждан. Нельзя забывать, что построение правового государства для будущих поколений приходится на жизнь нынешних поколений, которые не должны использоваться исключительно как средство на пути к «светлому будущему». Недопустимо также делать государство «правовым» исключительно в угоду пресловутому «мировому сообществу».
Все эти условия, конечно, взаимосвязаны, и только при наличии их всех государство постепенно становится правовым созревание предпосылок для правового государства, его формирование происходит долго и сопряжено с многочисленными трудностями, сопровождается ошибками и иллюзиями. Поэтому его построение должно быть тщательно продуманным, научно обоснованным, иметь четкую стратегию и тактику, учитывать прежде всего отечественный, а не только зарубежный опыт.
Однако построение основ правового государства не означает завершения общественного развития. Подлинно правовое государство не ограничивается достижением минимального, тем более формального соответствия самого себе теоретическим принципам правового государства, а непрерывно развивается вместе с обществом.
Правовое государство не может быть построено без соблюдения четырех тесно взаимосвязанных принципов.
• Народный суверенитет. Это главный принцип правового государства. Он означает, что над государством есть сила, способная определять его деятельность, - народ, живущий на территории государства.
При народном суверенитете народ может непосредственно осуществлять власть (народовластие), используя ее исключительно в своих интересах. Никто, кроме народа, не может быть источником государственной власти, ее сувереном. Государственная власть исходит от народа и восходит к нему. Все остальные субъекты могут лишь осуществлять исходящие от народа властные полномочия.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, как правило, на референдумах и выборах, а также через формируемые им и подотчетные ему органы государственной власти. Народный суверенитет предполагает право народа на сопротивление антинародной государственной власти.
• Признание прав человека высшей ценностью. Данный принцип предполагает такой характер взаимоотношений человека и государства, при котором права человека или их часть рассматриваются не как дарованные государством, а как принадлежащие каждому в силу факта рождения, а государство признает и защищает такие права от нарушений. Он служит средством защиты общества от попыток подавления личности государством, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью Должно оказывать определяющее воздействие не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в законах, но и на всю деятельность государства. Государство не вправе в своей деятельности выходить за Устанавливаемые границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство прилетает черты, которые характеризуют его как правовое.
Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с использованием норм всех отраслей права, всеми возможными способами. Однако это отнюдь не исключает возложения на человека некоторых обязанностей, которые он должен исполнять в общих интересах (защита природы, служба в армии при нападении извне, уплата налогов и др.).
• Верховенство и прямое действие основных законов. Это относится прежде всего к конституции государства. В правовом государстве обычно действует конституция в виде принятого референдумом, т.е. всем народом, отдельного документа, обладающего верховенством по отношению к другим актам государства и обязывающего государственную власть действовать на основе установленных ею норм.
Правовое государство ограничив
Правовое государство ограничивает свою властную деятельность таким образом, чтобы гарантировать установленные конституцией права и свободы человека, его правовую защищенность как в отношениях с государственной властью, так и с другими лицами. Оно обеспечивает сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка государственно-властной деятельности. Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться своими правами в целях защиты как собственных, так и общественных интересов. Полноценная жизнь и работа в правовом государстве немыслимы без знания конституции и законов. Поэтому все законы должны быть официально опубликованы.