Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Описание

Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.
Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня - и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3
Конституционный строй РФ ……………………………………………...
4
Понятие конституционного строя РФ ……………………………………
4
Правовое государство ……………………………………………………..
7
Республиканская форма правления ………………………………………
15
Конституция РФ …………………………………………………………...
16
Заключение …………………………………………………………………..
18
Библиографический список …………………………………………………..
19

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов. Наоборот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах.

В ст. 14 Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством. В светском государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны определять конституционный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Отделение церкви от государства  означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или заменяющими их лицами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица, военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В соответствии с конституционным  принципом отделения религиозных  объединений от государства религиозное  объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности общественных объединений.

 

  1. Правовое государство

 

Термин «правовое государство» появился в первой трети XIX в. в трудах некоторых немецких юристов. Однако элементы теории правового государства зародились еще до нашей эры. Свой вклад в развитие этой теории внесли такие мыслители, как Цицерон, Аристотель, Руссо, Монтескье, Локк, Кант и др.

Возникновение теории правового  государства закономерно. Подобная теория должна была появиться в ответ на практику государственной деятельности и, признавая государство как таковое, предложить способ ограничения его власти для обеспечения свободы человека. Ее сущность — ограничение (самоограничение) государства правом, определяющим пределы вмешательства государства в жизнь людей и гарантирующим предсказуемость и надежность государственной деятельности.

Теория правового государства  развивалась, обогащалась новыми идеями, систематизировалась, приобретала  все более формализованный вид, постепенно воплощалась на практике. Эти процессы, на которые потребовались многие века, не закончены и в настоящее время. Об этом свидетельствует и отсутствие в юридической литературе единого мнения о том, как определить современное правовое государство. Однако можно выявить следующие условия, необходимые для его возникновения, а следовательно, и развития.

• Высокая образованность членов общества. Ни одна сколько-нибудь серьезная, реализуемая социальная теория не может быть предложена малограмотным человеком, не изучившим историю, сущность государства и права, общество, в котором он живет. Но для того чтобы теория, разработанная одним, была понята и принята другими, «овладела массами», подобные знания должны быть у многих людей. Естественно, что во времена, когда образование являлось привилегией немногих (аристократическая республика, феодализм, церковное средневековье, монархизм и т.п.), правовое государство было не более чем теорией и развивалось медленно, вступая в острое противоречие с практикой. И, напротив, высокий образовательный уровень более или менее значительной части населения обусловливает развитие и попытки воплощения теории правового государства на практике.

• Мощный социальный протест. Трудно представить государство, которое добровольно ограничило бы себя своим же правом. Чтобы это произошло, необходимо давление на государство со стороны остального общества. Государство и право должны вызывать такое неприятие значительной части населения, что государство для самосохранения будет вынуждено изменить право, сделать его более справедливым, отвечающим представлениям большинства граждан, в противном случае может произойти смена государства. Если же государство и его право служат всем гражданам, а не охраняют произвольные и антинародные порядки для правящей верхушки или кучки олигархов, то граждане поддерживают деятельность государства и одобряют право. Чем больше государство идет по этому пути, тем больше оно ближе к состоянию правового государства, тем менее оппозиционно настроены к государству граждане.

• Следование требованиям морали. Несмотря на аксиоматичность этого условия, оно, к сожалению, остается недооцененным. Между тем сама сущность государства, ограничивающего свою деятельность правом в интересах всего общества, а не основанного на искусственно созданных и насильно навязанных обществу юридических конструкциях, не может быть понята без обращения к требованиям морали. Право и его реализация в государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, должно в значительной степени основываться на морали. Существенное расхождение права и морали является препятствием в построении правового государства.

Соблюдение моральных  требований обращено, конечно, не только к должностным лицам государства, но и ко всем гражданам. Каждый соблюдающий их гражданин способствует утверждению принципов правового государства. На этой основе общество при всех различиях отдельных его членов будет более сплоченным. И, напротив, разобщенное общество, у членов которого моральные качества и установки сильно различаются, а у обладающих властью или деньгами соблюдение норм морали считается уделом «непрактичных», не сможет продвинуться в создании правового государства. Еще дальше от правового государства отстоит общество, в котором происходит падение нравов, моральная деградация.

Главным показателем  гармонии права и морали является воздержание человека от злоупотребления  своими правами, использования их, несмотря на причинение вреда другим. Конечно, свобода пользования своими правами, их реализация, в том числе без государственного вмешательства, — неоспоримая ценность. Однако и она не абсолютна. Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Человек, считающий, что он свободен во всем, отказывается признавать Конституцию и законы, поскольку они в той или иной мере его свободу ограничивают. Это неизбежно ущемит свободу других и нанесет вред обществу.

• Соблюдение законов и неотвратимость ответственности. Любой человек начинает жить в обществе, в котором действуют те или иные законы, и в случае расхождения их смысла с его интересами он имеет право их критиковать и влиять на их изменение. Однако это не отменяет обязанности соблюдения действующих законов. Субъект, не соблюдающий законы, навязывающий другим отличные от законов требования, занимается беззаконием и должен нести за это ответственность. Бездействие государства в таких случаях формирует правовой нигилизм, без преодоления которого правового государства не будет.

• Достаточность материальных ресурсов и возможность ведения всеми желающими экономической деятельности. Правовое государство предполагает безусловную реализацию всех предусмотренных законами прав граждан. Однако для этого нужны соответствующие материальные ресурсы. Можно, например, установить в законе, что каждому в ближайшие три рода должно быть бесплатно предоставлено 100 квадратных метров жилой площади, но это невозможно будет реализовать из-за отсутствия соответствующих средств. Если же экономика государства не может обеспечить реализацию даже минимума прав человека, то люди вправе считать, что в их обществе правовое государство не существует.

Сказанное не означает, что  человек вправе требовать от государства своеобразной опеки, все новых и новых благ при собственном бездействии или даже неправомерном поведении. Каждый должен сам использовать имеющиеся возможности для повышения материального достатка. Государство лишь должно создать условия для проявления экономической и творческой инициативы. Если же в государстве открытие и ведение предпринимательства невозможны без предварительного воровства, взяток чиновников, бандитской «крыши» или из-за непомерных налогов, то это не правовое государство.

• Сбалансированность деятельности государства. Правовое государство выполняет те же функции, что и неправовое, хотя характер и степень их выполнения, конечно, различаются. Чтобы на пути к правовому государству не произошло перекосов, все функции государства необходимо гармонизировать. Например, экономические преобразования не должны приводить к ухудшению благосостояния граждан. Нельзя забывать, что построение правового государства для будущих поколений приходится на жизнь нынешних поколений, которые не должны использоваться исключительно как средство на пути к «светлому будущему». Недопустимо также делать государство «правовым» исключительно в угоду пресловутому «мировому сообществу».

Все эти условия, конечно, взаимосвязаны, и только при наличии их всех государство постепенно становится правовым созревание предпосылок для правового государства, его формирование происходит долго и сопряжено с многочисленными трудностями, сопровождается ошибками и иллюзиями. Поэтому его построение должно быть тщательно продуманным, научно обоснованным, иметь четкую стратегию и тактику, учитывать прежде всего отечественный, а не только зарубежный опыт.

Однако построение основ  правового государства не означает завершения общественного развития. Подлинно правовое государство не ограничивается достижением минимального, тем более формального соответствия самого себе теоретическим принципам правового государства, а непрерывно развивается вместе с обществом.

Правовое государство  не может быть построено без соблюдения четырех тесно взаимосвязанных принципов.

• Народный суверенитет. Это главный принцип правового государства. Он означает, что над государством есть сила, способная определять его деятельность, - народ, живущий на территории государства.

При народном суверенитете народ может непосредственно осуществлять власть (народовластие), используя ее исключительно в своих интересах. Никто, кроме народа, не может быть источником государственной власти, ее сувереном. Государственная власть исходит от народа и восходит к нему. Все остальные субъекты могут лишь осуществлять исходящие от народа властные полномочия.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, как правило, на референдумах и выборах, а также через формируемые им и подотчетные ему органы государственной власти. Народный суверенитет предполагает право народа на сопротивление антинародной государственной власти.

• Признание прав человека высшей ценностью. Данный принцип предполагает такой характер взаимоотношений человека и государства, при котором права человека или их часть рассматриваются не как дарованные государством, а как принадлежащие каждому в силу факта рождения, а государство признает и защищает такие права от нарушений. Он служит средством защиты общества от попыток подавления личности государством, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью Должно оказывать определяющее воздействие не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в законах, но и на всю деятельность государства. Государство не вправе в своей деятельности выходить за Устанавливаемые границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство прилетает черты, которые характеризуют его как правовое.

Защита человека, его  прав и свобод требует от государства активных действий. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с использованием норм всех отраслей права, всеми возможными способами. Однако это отнюдь не исключает возложения на человека некоторых обязанностей, которые он должен исполнять в общих интересах (защита природы, служба в армии при нападении извне, уплата налогов и др.).

• Верховенство и прямое действие основных законов. Это относится прежде всего к конституции государства. В правовом государстве обычно действует конституция в виде принятого референдумом, т.е. всем народом, отдельного документа, обладающего верховенством по отношению к другим актам государства и обязывающего государственную власть действовать на основе установленных ею норм.

Правовое государство ограничивает себя издаваемыми им и действующими в нем правовыми нормами, признает верховенство права. Верховенство права означает прежде всего верховенство закона — акта высшей (после конституции) юридической силы, принимаемого представительным органом государственной власти.

Правовое государство  ограничивает свою властную деятельность таким образом, чтобы гарантировать установленные конституцией права и свободы человека, его правовую защищенность как в отношениях с государственной властью, так и с другими лицами. Оно обеспечивает сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка государственно-властной деятельности. Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться своими правами в целях защиты как собственных, так и общественных интересов. Полноценная жизнь и работа в правовом государстве немыслимы без знания конституции и законов. Поэтому все законы должны быть официально опубликованы.

Информация о работе Конституционный строй РФ