Конституционный Суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

В этом году исполняется 10 лет с момента принятия на всенародном голосовании Конституции России. Конституция принималась в крайне непростое время, и многие скептики предрекали ей плачевное будущее. Однако за прошедшее время Конституция доказала свое право на существование и стала поистине основой развития законодательства в России. Без этого документа не представлялось бы возможным демократическое развитие нашей страны. Конституция стала одним из основных факторов становления и развития новой России. Конституция дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Неотъемлемой частью правового государства, гражданского общества и, несомненно Конституции РФ является Конституционны

Содержание

Введение
Глава 1. История возникновения Конституционного Суда РФ……….... 4
Глава 2. Полномочия, состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………………………………………………………………………. 11
2.1. Полномочия……………………………………………………………… 11
2.2. Состав и порядок образования………………………………………… 18
Глава 3. Организация и принципы деятельности, структура Конституционного Суда РФ …………………................................................ 21
3.1.Организация и принципы деятельности ……………………………….. 21
3.2. Структура……………………………………………………………….. 27
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение……………………………………………. 30
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1. История возникновения Конституционного Суда РФ……….... 4
Глава 2. Полномочия, состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………………………………………………………………………. 11
2.1. Полномочия……………………………………………………………… 11
2.2. Состав и порядок образования………………………………………… 18
Глава 3. Организация и принципы деятельности, структура Конституционного Суда РФ …………………................................................ 21
3.1.Организация и принципы деятельности ……………………………….. 21
3.2. Структура……………………………………………………………….. 27
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение……………………………………………. 30
Заключение  
Список  использованной литературы...................................................... 38
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В этом году исполняется 10 лет с момента  принятия на всенародном голосовании Конституции России. Конституция принималась в крайне непростое время, и многие скептики предрекали ей плачевное будущее. Однако за прошедшее время Конституция доказала свое право на существование и стала поистине основой развития законодательства в России. Без этого документа не представлялось бы возможным демократическое развитие нашей страны. Конституция стала одним из основных факторов становления и развития новой России. Конституция дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

     Неотъемлемой  частью правового государства, гражданского общества и, несомненно Конституции РФ является Конституционный суд Российской Федерации, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

     Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего  статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит: 

     - изучение истории формирования  конституционного судопроизводства  в России;

     - описание процесса образования  Конституционного Суда : процедуры  избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;

     - описание организации деятельности  Конституционного суда;

     -определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции», а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;

     -определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;

     - определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».

     Основными источниками сведений, необходимых  для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

      В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Первые попытки ввести такого рода правосудия имели место еще в СССР. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР образовал Комитет конституционного надзора. Однако он, начав вполне успешно, просто не успел себя проявить. Таким образом, учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.1

     В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х гг. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов.

      Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы  стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг.. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столько формально.

      Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно  выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.2

      23 декабря 1989 г. состоялось принятие  закона " О конституционном надзоре  в СССР' В соответствии с ним  был образован Комитет конституционного  надзора - квазисудебный орган,  частично прикрепленный к парламенту.3

      Комитет функционировал менее двух лет. С  самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый  институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.

      В то же время некоторые решения  Комитета, в особенности касающиеся взаимоотношений между республиками и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, президент Горбачев попросил Комитет рассмотреть данный закон с точки зрения его конституционности. Очевидно, что закон ставил целью предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах лидеров КПСС. Комитет постановил ( при одном голосе против), что данный закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций.

      Ввергнутый  в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками  центра сохранить свои позиции в  отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.

      Дальнейшая  критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках  в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые  решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка  Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991 г.

      Между тем ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы. Уяснив эту атмосферу, уже не удивишься тому, что работа Комитета не стала предметом всеобщего прославления.

      Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.

      Правовой  базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило  небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991г.

      Этот  закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда ( в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст.86). В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст.85), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.

      Начало  деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д.Зорькина своим председателем.

      Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму " "дела КПСС". Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это "дело века" получило подробное освещение как в национальных, так и в международных средствах массовой информации.4

     Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы – социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Конституционный Суд воспринимает Конституцию РФ как данность, исходит из ее целостности и непротиворечивости. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.

Информация о работе Конституционный Суд РФ