Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
В этом году исполняется 10 лет с момента принятия на всенародном голосовании Конституции России. Конституция принималась в крайне непростое время, и многие скептики предрекали ей плачевное будущее. Однако за прошедшее время Конституция доказала свое право на существование и стала поистине основой развития законодательства в России. Без этого документа не представлялось бы возможным демократическое развитие нашей страны. Конституция стала одним из основных факторов становления и развития новой России. Конституция дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Неотъемлемой частью правового государства, гражданского общества и, несомненно Конституции РФ является Конституционны
Введение
Глава 1. История возникновения Конституционного Суда РФ……….... 4
Глава 2. Полномочия, состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………………………………………………………………………. 11
2.1. Полномочия……………………………………………………………… 11
2.2. Состав и порядок образования………………………………………… 18
Глава 3. Организация и принципы деятельности, структура Конституционного Суда РФ …………………................................................ 21
3.1.Организация и принципы деятельности ……………………………….. 21
3.2. Структура……………………………………………………………….. 27
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение……………………………………………. 30
Заключение
По мнению В.Д. Зорькина «Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация Конституционным Судом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом»5
В соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд РФ – это орган власти, как и все другие судебные органы. В России была впервые установлена, учреждена не просто судебная система, а самостоятельная судебная власть.
Таким
образом, 24 декабря 1993 г. Указом Президента
РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа
над проектом нового Закона о Конституционном
Суде РФ значительно активизировалась.
21 июля 1994 г. этот проект после одобрения
Федеральным Собранием и подписания Президентом
РФ стал федеральным конституционным
законом, в котором решены все основные
вопросы организации и деятельности данного
суда в целом он состоит из 115 статей, переходных
положений и положений, касающихся вступления
закона в силу.6
Глава
2. ПОЛНОМОЧИЯ, СОСТАВ,
ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РФ
Полномочия,
порядок образования и
2.1.
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РФ
Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяют Конституционный Суд широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя» Конституции.
Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд – прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации доя всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.
Поскольку
осуществление Судом его
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд:
1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3.
по жалобам на нарушение
В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации либо отдельных положений этих законов не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:
4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
Конституционный Суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.
5.
дает заключение о соблюдении
установленного порядка
6.
выступает с законодательной
инициативой по вопросам
Инициатором он может быть только в одном случае – внося в Государственную Думу проект федерального закона.
7.
осуществляет иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией Российской
Федерации, Федеративным
Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, которые создают правовые нормы, не могут рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты обязательны для исполнения.
Вместе с тем из сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что Конституционный Суд вообще не в праве принимать никаких нормативно правовых актов. Будучи органом государственной власти, Конституционный Суд имеет право, в частности, принимать акты по вопросам организации его собственной деятельности. Именно таким актом, относящимся к числу источников конституционного права, является Регламент Конституционного Суда РФ.
В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1)
Правительство Российской
2)
Президент Российской
3)
законодательный (
4)
высшее должностное лицо
5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения. Какие были признаны неконституционными.