Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:37, реферат
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
1. Общее понятие коррупции
2. Общественная опасность коррупции
3. Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее понятие коррупции
2. Общественная опасность коррупции
3. Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Список использованных
источников
1.
Общее понятие
коррупции
Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В обыденной
жизни понятие «коррупция» чаще
всего употребляется в значении
негативного социального
«На то и власть,
чтобы жить всласть». Эта поговорка
достаточно точно отражает внутренние
побуждения коррумпированных чиновников.
Коррумпированность – это вовлеченность
должностного лица в незаконное обогащение
путем использования
Конкретные проявления
коррумпированности бесконечно разнообразны:
от получения взяток, протекционизма
(выдвижения работников по признакам
родства, землячества, личной преданности,
приятельских отношений) до сложных
и завуалированных форм участия
должностных лиц, их родственников
и близких в различных сферах
предпринимательской
В уголовно-правовом
значении коррупция представляет собой
предусмотренные Уголовным
Понимание коррупции
в ее политико-экономическом
Политико-экономическое
понимание коррупции
Что же понимает
под коррупцией международное сообщество?
Существует множество определений
этого явления, но полной ясности
и правовой точности нет. Давнее краткое
и емкое определение, которое
используется в Справочном документе
ООН о международной борьбе с
коррупцией, таково: «Коррупция — это
злоупотребление
Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в коррупцию:
– кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
– злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
– конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Критерием установления уголовной ответственности в этом случае предлагается не оценка общественной пользы принятого решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия решения. Должностное лицо не вправе принимать решение без представления всей информации. Если должностное лицо это условие нарушило, оно может быть признано виновным. Помимо этого в качестве коррупционных проявлений рассматривается непредставление информации о всех своих финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности, и ежегодной отчетности. При этом санкции за упомянутые проявления коррупции предлагаются не меньше тех, которые предусмотрены за другие виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным.
Базовым документом,
на основе которого организуется борьба
с коррупцией в нашей стране, является
Закон Республики Беларусь «О борьбе
с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г.
В нем дано уточненное правовое определение
понятия «коррупция». Согласно этому
закону, под коррупцией понимается умышленное
использование государственным должностным
или приравненным к нему лицом либо иностранным
должностным лицом своего служебного
положения и связанных с ним возможностей,
сопряженное с противоправным получением
имущества или другой выгоды в виде услуги,
покровительства, обещания преимущества
для себя или для третьих лиц, а равно подкуп
государственного должностного или приравненного
к нему лица либо иностранного должностного
лица путем предоставления им имущества
или другой выгоды в виде услуги, покровительства,
обещания преимущества для них или для
третьих лиц с тем, чтобы это государственное
должностное или приравненное к нему лицо
либо иностранное должностное лицо совершили
действия или воздержались от их совершения
при исполнении своих служебных (трудовых)
обязанностей.
2.
Общественная опасность
коррупции
Трудно переоценить
ту опасность, которую представляет
собой коррупция для
Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой слияние монополии власти, неограниченных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.
Коррупция выходит
за рамки национальных границ и требует
глобального подхода. Доходы от нее
после "отмывания" включаются в
мировые и национальные финансовые
потоки, подрывая государственные и
международные институты власти
и экономики. Активная транснациональная
борьба с коррупцией в мире и в
отдельных странах развернулась
в основе своей в последнюю
четверть века, когда коррупция стала
приобретать стойкие
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И к этому есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться трудно. Поэтому ни в одной стране мира нет полных данных об этом явлении. Налицо мировой парадокс: все говорят и даже кричат о разрушительной и растущей коррупции, но официальная криминальная, судебная статистика, как мировая, так и национальная, свидетельствует лишь о единичных случаях доказанной продажности. По имеющимся данным, правоохранительные органы выявляют не более 1—2% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
Несмотря на
это, определенную информацию о масштабах
распространенности коррупции в
различных странах можно
«Transparency International»
отмечает, что коррупция остается серьезной
проблемой, в первую очередь, для бедных
и развивающихся государств. Согласно
последним данным, опубликованным этой
организацией, в пятерку самых коррумпированных
стран попали Афганистан, Ирак, Мьянма,
Сомали, Судан, Чад. Странами с самым низким
уровнем коррупции традиционно стали
Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3 балла),
Сингапур и Швеция (по 9,2 балла) и Швейцария
(9 баллов).
3.
Правовые средства
борьбы с коррупцией
в Республике Беларусь.
Краткий анализ
законодательства
и практики правоприменения
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
– разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы;
– организация работы всех государственных органов по реализации действующего антикоррупционного законодательства, их взаимодействию в этой сфере;
– создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
– образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
– обеспечение
научного сопровождения деятельности
государственных органов по борьбе
с коррупцией посредством создания
специальных информационно-
Принимаемые государством меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.
Вместе с тем,
внедряясь в различные сферы
экономики и общества, приобретая
новые криминологические