Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:37, реферат
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
1. Общее понятие коррупции
2. Общественная опасность коррупции
3. Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Список использованных источников
В связи с этим принятие Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы обусловлено необходимостью продолжения эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.
Функции координатора
Государственной программы
– координирует
деятельность государственных органов
и иных организаций по выполнению
мероприятий Государственной
– осуществляет
взаимодействие с государственными
заказчиками Государственной
– ежегодно до 15 марта информирует Президента Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы за прошедший год.
Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией является постоянно действующим межведомственным органом по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, распространению наркомании и борьбу с коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.
Председателями
координационных совещаний
Специальные подразделения
по борьбе с коррупцией и организованной
преступностью создаются в
Законом также конкретно определены и иные государственные органы и организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются:
– Комитет государственного контроля и его органы;
– Государственный таможенный комитет и таможни;
– Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы;
– Министерство по налогам и сборам и его инспекции;
– Министерство финансов и его территориальные органы;
– Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
Все государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь, посвященное противодействию коррупции, постоянно совершенствуется. В нем находят отражение не только нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, но и направленные на предотвращение данного явления.
Одним из наиболее важных законодательных актов в этой области является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй - 26 июня 1997 г.). С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям данный Закон не направлен на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий «рамочный характер» и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции. Так, Законом определены основные принципы и система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:
– установление
ограничений, а также специальных
требований, направленных на обеспечение
финансового контроля в отношении
государственных должностных
– обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;
– совершенствование
системы государственных
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Согласно ст. 4 Закона борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
С целью активизации работы по предотвращению коррупционных действий в Законе (ст. 21) определен конкретный перечень коррупционных правонарушений.
Наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативными правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», «О борьбе с организованной преступностью» и др.
В целях реализации
государственной
На официальном
сайте Генеральной прокуратуры
с целью повышения
Важным документом
для всех государственных органов
по противодействию коррупции, предусматривающим
комплекс конкретных организационно-правовых,
социально-экономических и
Во исполнение
требований Указа Президента Республики
Беларусь от 16 июня 2007 г. № 330 «О специальных
подразделениях по борьбе с коррупцией
и организованной преступностью» в
Генеральной прокуратуре, Министерстве
внутренних дел и Комитете государственной
безопасности Республики Беларусь созданы
специальные подразделения по противодействию
коррупции и осуществлению
Важное значение
для успеха проводимой в республике
работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями,
в том числе и на коррупционной
почве, имеет работа с обращениями
граждан, деятельность телефонов горячей
линии, телефонов доверия, телефонов
обратной связи, проведение единых дней
информирования, встречи руководителей
с трудовыми коллективами, прием
граждан по месту их жительства,
а также реализация в деятельности
государственных органов и
В работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры значительная роль отводится печатным и электронным СМИ. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.
Значительный
вклад в обеспечение
В действующем уголовном законе нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, сгруппированы в главе 35 УК РБ, озаглавленной «Преступления против интересов службы».
Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Под взяточничеством понимают такие составы преступлений, как получение взятки (ст. 430 УК РБ), дача взятки (ст. 431 УК РБ), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК РБ), получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата (ст. 433 УК РБ).
Наиболее опасным среди этих преступлений считается получение взятки, выражающееся в получении должностным лицом материальной выгоды за совершение определенных действий, связанных с использованием своего служебного положения. Именно поэтому за совершение этого преступления предусмотрено весьма суровое наказание.
Взяточничество – основной вид коррупции, однако далеко не единственный. К числу криминальных проявлений коррупции относится и целый ряд других преступлений:
– злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК РБ);
– бездействие должностного лица (ст. 425 УК РБ);
– превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК РБ);
– служебный подлог (ст. 427 УК РБ);
– служебная халатность (ст. 428 УК РБ);
– незаконное участие
в предпринимательской
Главной особенностью
коррупционных преступлений является
то, что они совершаются лицами,
наделенными властными
Одним из самых сложных вопросов уголовного права при квалификации таких преступлений является выяснение вопроса, относится лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, к категории должностных лиц или нет.
В ст. 4 УК РБ дано разъяснение этого термина, согласно которому под должностными лицами понимаются:
– представители
власти, то есть депутаты Палаты представителей
Национального собрания Республики
Беларусь, члены Совета Республики
Национального собрания Республики
Беларусь, депутаты местных Советов
депутатов, а равно государственные
служащие, имеющие право в пределах
своей компетенции отдавать распоряжения
или приказы и принимать
– представители
общественности, то есть лица, не находящиеся
на государственной службе, но наделенные
в установленном порядке
– лица, постоянно
или временно либо по специальному
полномочию занимающие в организациях
(независимо от форм собственности), в
Вооруженных Силах Республики Беларусь,
других войсках и воинских формированиях
Республики Беларусь должности, связанные
с выполнением организационно-
Между тем, из этого
разъяснения не совсем понятно, относятся
ли, например, преподаватели высших
и средних специальных учебных
заведений к категории