Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:37, реферат
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
1. Общее понятие коррупции
2. Общественная опасность коррупции
3. Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Список использованных источников
Таким образом, Конституционный Суд решил, что преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, уполномоченные в установленном порядке на принятие у обучаемых экзаменов или зачетов, являются субъектами юридически значимых действий и в связи с осуществлением указанных полномочий подпадают под признаки должностного лица. Такое решение позволяет привлекать к уголовной ответственности за получение взятки преподавателей, совершающих рассматриваемые деяния.
Краткий обзор законодательства, регламентирующего борьбу с коррупцией, позволяет сделать вывод, что в целом необходимая правовая база в стране имеется.
Вторым важным условием успешной борьбы с коррупцией является ее достаточное ресурсное обеспечение: кадры, занимающиеся этой проблемой, их финансирование и материально-техническая база. Финансирование и материально-техническое обеспечение всех структур, занимающихся борьбой с коррупцией, является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В стране и по этой позиции созданы необходимые условия для их эффективной работы.
Между тем, как свидетельствуют статистические данные, главными тенденциями в сфере борьбы с коррупцией остаются увеличение числа выявляемых преступлений, наметившийся организованный характер преступности и увеличение сумм ущерба. Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в сферах торговли, промышленности, государственного управления, сельского хозяйства, строительства, образования.
По данным МВД
РБ число хищений путем
4.
Борьба с коррупцией
на международном
уровне
Проблема коррупции
в последние десятилетия
На заседании Девятого Конгресса ООН (Каир, 1995) был обсужден и одобрен «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц». При этом отмечалось, что коррупция проникла в экономику, политику, во все сферы общественных отношений, что она вышла за рамки национальных границ и приобрела глобальные масштабы, что дела о коррупции, поступающие в суды, представляют собой верхушку айсберга. Для борьбы с коррупцией предлагалось расширение гласности, свободы для СМИ, независимости уголовного правосудия, а также ужесточение контроля за деятельностью чиновников.
Международное сообщество, озабоченное транснациональной коррупцией, рекомендовало ввести в национальное законодательство также уголовную ответственность за подкуп за рубежом. Особое распространение это деяние имеет в международной торговле оружием, самолетами, кораблями, нефтепродуктами, а также при заключении контрактов на военное и гражданское строительство, где нет стандартных цен, но давно существуют таксы комиссионных для должностных лиц разных уровней.
Специальная комиссия Организации экономического сотрудничества и развития разработала рекомендации, касающиеся борьбы с международной коррупцией. А в 1996 г. 34 развитые страны мира парафировали международную конвенцию, признающую уголовным преступлением подкуп иностранных должностных лиц. «Transparency International», которая развернула кампанию против коррупции в международном бизнесе, приветствовала эту акцию. Аналогичную позицию заняли и другие международные организации – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.
Намного раньше такой закон был принят в США. После разоблачения случаев взяток, которые выплачивались крупными корпорациями США за получение иностранных заказов, уже в 1977 г. в США был принят Закон об иностранной коррумпированной практике.
В 1996 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Программа действий по борьбе с коррупцией, в 1999 г. Советом Европы - Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, направленная на осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, предусматривающая проведение общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. Конвенцией предусматривается согласование квалификации правонарушений в форме коррупции как уголовно наказуемых деяний, укрепление сотрудничества в целях преследования за совершение таких правонарушений, а также создание эффективного механизма для принятия последующих мер, открытого для участия на равной основе государств-членов и государств, не являющихся членами Совета.
В Конвенции, в
частности, указывается, что каждое
государство, присоединившееся к Конвенции,
принимает такие
– выполнения представительских функций от имени юридического лица;
– осуществления права на принятие решений от имени юридического лица;
– осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;
– в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя.
Законом Республики
Беларусь от 26 мая 2003 г. Конвенция об
уголовной ответственности за коррупцию
была ратифицирована со следующим заявлением:
«Республика Беларусь обязуется
выполнять положения некоторых
статей Конвенции по мере развития
своего национального
Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования основных международных актов по борьбе с коррупцией, в числе которых:
– Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;
– Конвенция
ООН против транснациональной
– Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;
–Конвенция
о гражданско-правовой ответственности
за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована
в 2005 г.).
5.
Роль гражданского
общества в противодействии
коррупции
Замечено, что люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. Президент Уганды Мусевени на открытии конференции по проблемам коррупции, состоявшейся в Энтеббе еще в 1994 г., по этому поводу заметил: «Реальная проблема заключается в том, что лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема… состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупцией, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя».
Таким образом, одной из главных проблем, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией, является решение вопроса – кто должен вести эту борьбу.
Поскольку коррупция
тесно связано с деятельностью
представителей государственной власти,
наделенными определенными
Аналитический материал социологических исследований по проблеме коррупции свидетельствует, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на ущемлявших их законные права чиновников. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника бесперспективной. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом, и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение. Из всех жаловавшихся на злоупотребления чиновников полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%, частично – 3,3%.
Таким образом,
концептуальная идея борьбы с коррупцией
заключается в том, что бороться
с нею следует, прежде всего, силами
гражданского общества, используя при
этом такие механизмы, как создание
независимых
Важно подчеркнуть,
что успех в борьбе с коррупцией
зависит, прежде всего, от активного
участия в этом процессе населения.
Количество людей, страдающих от произвола
коррумпированных чиновников, намного
больше числа этих чиновников. Для
изменения ситуации люди должны осознать
свое законное право контролировать
чиновников, требовать у них отчета
о расходовании государственных
средств, проверять их профессионализм
и нравственные качества, избавляться
от нерадивых и нечестных
В качестве позитивных примеров участия общественности в борьбе с коррупцией можно рассмотреть опыт Российской Федерации, в которой усилиями представителей гражданского общества в сентябре 1999 г. для противодействия коррупции была создана общественная организация - Национальный антикоррупционный комитет (НАК).
В НАК вошли многие известные в России люди – депутаты парламента, писатели, журналисты, юристы, политические и общественные деятели, придерживающиеся разных идейных взглядов, предприниматели, некоторые бывшие руководители спецслужб.
Как отмечалось
в сделанном по этому поводу заявлении
НАК, члены этой организации понимают,
что они вряд ли переломят ситуацию
с коррупцией в России, размеры
которой начали представлять угрозу
национальной безопасности. Однако они
понимают и то, что всегда надо с
чего-то начинать, что в любом
деле требуется некое
Как отмечают исследователи,
наилучших успехов в
– малый размер государства;
– четкое разделение
законодательной, распорядительной и
контрольной функций
– создание в стране условий для деятельности подлинно независимых и свободных средств массовой информации;
– создание условий для свободной экономической деятельности.
Одним из важных
вопросов, определяющих успех в сфере
борьбы с коррупцией, является установление
приоритетных направлений этой борьбы.
В какой форме должна вестись
борьба с коррупцией? Самые примитивные
предложения состоят в
Нет сомнения в
том, что борьба с коррупцией должна
вестись и с использованием мер
уголовно-правового