Кредитный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - общий анализ норм ГК, БК регулирующих договор кредита, а так же подробное рассмотрение существенных условий и предмета кредитного договора. Ещё одним, на мой взгляд, важным вопросом, которому я бы хотел уделить особое внимание в данной курсовой работе, является место кредитного договора в системе гражданского права.

Содержание

Введение
1. Понятие кредитного договора …………………………………………4
2. Существенные условия кредитного договора………………………...6
3. Предмет кредитного договора………………………………………….9
4. Стороны кредитного договора………………………………………..17
5. Кредитный договор в системе гражданских правоотношений……..25
Заключение
Список использованных источников………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Кредитный договор.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

- процентный денежный заем обычной коммерческой организации в сумме, превышающей размер собственных средств, если только эти средства не являются поступившими во вклады от физических лиц и в депозиты от юридических лиц, не является банковской операцией по размещению денежных средств, а следовательно, не может преследоваться по закону как безлицензионное осуществление банковской деятельности. Причем возможность предоставления процентного денежного займа обычной коммерческой организацией не связывается ни с систематичностью осуществления данной сделки, ни с предметом договора (наличные или безналичные денежные средства), ни с тем, будет ли данный договор реальным или консенсуальным. Главным является то, чтобы коммерческая организация соблюдала существующий порядок налогообложения полученного от данной операции дохода.

Полагаем, что выдача гражданами и  юридическими лицами, не являющимися  банками или НКФО, денежных средств  взаймы с условием уплаты процентов может считаться законной только тогда, когда такие сделки носят разовый характер. Систематическая выдача денежных средств в предпринимательских целях должна расцениваться в качестве банковской деятельности, для осуществления которой требуется лицензия. Предоставление денежных средств взаймы на безвозмездной основе (даже неоднократно) не может рассматриваться как банковская деятельность, так как не обладает ее необходимым признаком - направленностью на извлечение прибыли, закрепленным в ст. 12 БК.

Второй стороной кредитного договора - кредитополучателем могут выступать любые юридические и физические лица, что прямо предусмотрено в п. 2 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 (далее - Инструкция). Особо следует обратить внимание на кредитополучателей - индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в Инструкции закреплен дифференцированный подход. Так, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без открытия текущих (расчетных) счетов, по своему статусу приравнены к физическим лицам, а осуществляющие предпринимательскую деятельность с открытием текущих (расчетных) счетов приравнены к юридическим лицам (п. 2). Физические лица в качестве стороны кредитного договора выступают при предоставлении им кредита для финансирования недвижимости (например, строительство, реконструкция, приобретение и ремонт объектов недвижимости) и (или) на потребительские нужды (например, для приобретения имущества, оздоровления, обучения и др.) (п. 5 Инструкции).[9;66]

Потенциальный кредитополучатель  должен обладать таким качеством, как кредитоспособность. Под кредитоспособностью при этом следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние субъекта хозяйствования, которое обеспечивает способность в полном объеме и в установленные в договоре сроки вернуть сумму кредита и проценты по нему. Нельзя согласиться с мнением о том, что кредитоспособность - это праводееспособность кредитополучателя применительно к получению и возврату кредита, т.е. возможность предоставления данному кредитополучателю кредита, его способность возвратить сумму кредита и проценты по нему. Данное определение, вероятно, было основано на том, что п. 3 ранее действовавших Правил размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. № 116 (утратили силу постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226), предусматривал, что кредитополучателями могут выступать кредитоспособные юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Полагаем, что нельзя рассматривать кредитоспособность как праводееспособность по следующим причинам. Праводееспособность - это абстрактная, устанавливаемая государством социально-правовая возможность лица быть субъектом права и участником правоотношения. Кредитоспособность - это субъективное состояние, свойство конкретного кредитополучателя, которое, к тому же, может изменяться в процессе осуществления им хозяйственной деятельности. Однако так как вступать в кредитные правоотношения может только праводееспособное лицо, то необходимо признать, что праводееспособность является необходимой составляющей кредитоспособности. Кредитоспособность как правовая категория, на наш взгляд, помимо праводееспособности лица, должна включать в себя следующие элементы: 1) характеристику клиента (его репутация, деловой рейтинг); 2) действительное и прогнозируемое финансовое положение; 3) способность обеспечения исполнения обязательств.[9;66]

В литературе и законодательстве помимо термина «кредитоспособность» употребляется термин «платежеспособность». Некоторые авторы полагают, что платежеспособность - это возможность удовлетворять требования кредиторов в настоящий момент, кредитоспособность же представляет собой прогноз на будущее. Анализ Инструкции позволяет сделать вывод, что законодатель употребляет понятия «платежеспособность» и «кредитоспособность» как синонимы.

В литературе неоднократно указывалось, что в Республике Беларусь пока отсутствует слаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов. Во многих странах мира центральный (национальный) банк либо специально созданные агентства собирают и предоставляют банкам информацию об экономическом положении и платежеспособности потенциальных кредитополучателей (например, германское агентство «Кредит-форм», американская фирма «Дан энд Брэстрит» французская Центральная служба рисков и др.). В этой связи в Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. № 274, предусмотрена проработка с учетом опыта других стран вопроса о целесообразности создания в республике кредитного бюро, специализация которого заключается в ведении кредитных досье на всех заемщиков, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, в разработке и ведении кредитного рейтинга заемщиков, информировании банков и других заинтересованных органов о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей.

В развитие положений  Концепции разработан проект Закона Республики Беларусь «О распространении информации о деловой репутации юридических и физических лиц».[9;67]

Сегодня в Республике Беларусь проверка кредитоспособности осуществляется на основании предоставленных клиентом документов, указанных в п. 14 Инструкции. Результатом проверки правоспособности и платежеспособности является письменное заключение, составленное специалистами банка. На основании этого заключения, а также в соответствии с локальными нормативными актами банка и законодательством Республики Беларусь уполномоченный орган банка принимает решение о предоставлении банком денежных средств потенциальному кредитополучателю. Положительное решение о предоставлении денежных средств является основанием для заключения банком кредитного договора. Следует отметить, что межбанковское кредитование осуществляется без составления письменного заключения на основании лимитов, установленных уполномоченным органом банка.

В письме Национального банка Республики Беларусь от 19 мая 2004 г. № 04-23/361 «О некоторых вопросах кредитования» установлено, что договор от имени юридического лица может быть заключен уполномоченным лицом, в частности, руководителем структурного подразделения юридического лица, только при наличии соответствующих полномочий, подтвержденных доверенностью, положением о структурном подразделении или иным документом. В случае, если обособленному структурному подразделению юридического лица, выделенному на самостоятельный баланс, сохранен отдельный текущий счет, допускается предоставление кредита на текущий счет подразделения. Однако договор при этом заключается от имени юридического лица и, соответственно, по мнению Национального банка Республики Беларусь, при открытии счета по учету кредитной задолженности в качестве кредитополучателя указывается наименование юридического лица. Банк в этом случае обязан проверить правоспособность и оценить платежеспособность юридического лица, поскольку при прибыльной и успешной работе обособленного структурного подразделения юридическое лицо в целом может оказаться неплатежеспособным.[9;67]

Анализируя субъектный состав кредитного договора, следует заметить, что законодательством могут устанавливаться специальные требования к субъектам в зависимости от вида договора. Так, например, в качестве кредитодателя при предоставлении кредитов гражданам на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности на платной основе, выступает ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» (подл. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе»). Получателями же льготных кредитов могут быть граждане Республики Беларусь, обучающиеся на платной основе, по местонахождению учебного заведения либо их родители, либо иные законные представители по месту их постоянного проживания при наличии постоянного источника дохода, если их средний совокупный доход на члена семьи в месяц, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 166/190, за предшествующий год не превышает 350 % утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату открытия кредитной линии (п. 2 Инструкции о порядке предоставления открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» кредитов гражданам Республики Беларусь на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности и высших учебных заведениях потребительской кооперации на платной основе, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 9 апреля 2003 г. № 56/31).

 

5. Кредитный договор  в системе гражданских правоотношений

Пунктом 2 ст. 771 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила главы 42 ГК («Заем и кредит») с учетом особенностей, установленных законодательством. Тем самым законодатель сразу указывает на то, что, по его мнению, кредитный договор является разновидностью договора займа.

В то же время кредитный  договор обладает определенными  специфическими чертами, отличающими его от договора займа. Не тождествен он и договору банковской ссуды, применявшемуся во времена существования СССР, несмотря на экономическую и юридическую схожесть этих договоров. Рассмотрение отличий трех вышеназванных договоров позволит лучше понять правовую сущность кредитного договора и определить его место в современной системе гражданских правоотношений.[12;26]

Определение кредитного договора, используемое в настоящее время в гражданском обороте на территории Республики Беларусь, дано в ст. 771 ГК. По кредитному договору банк или иная кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Еще одно определение  кредитного договора приведено в  ст. 138 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК). За исключением небольших нюансов, оно практически идентично данному в ГК. Судите сами: по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им.

 

Эволюция принципов  кредитования.

Сегодня кредитование народного хозяйства банками в Республике Беларусь осуществляется от своего имени и за свой счет на принципах возвратности, платности, срочности, целевой направленности и обеспеченности. Первые три принципа прямо установлены ст. 14 БК, а также п. 1 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее — Инструкция по кредитованию и постановление Нацбанка № 226). Что касается целевой направленности денежных средств, предоставляемых в качестве кредита, а также обеспеченности кредита, то эти требования вытекают из ст. 142, 146 и 148 БК.

Уже при рассмотрении принципов, на основании которых  проводятся кредитные операции в настоящее время, можно увидеть отличия кредитного договора от договоров займа и банковской ссуды. Сделки по предоставлению займа осуществляются на условиях возвратности и срочности. Банковская ссуда выдавалась банками СССР на принципах плановости, планово-целевого характера, материальной обеспеченности, срочности, возвратности и платности кредитов.[12;27]

Если отношения, основанные на договоре банковской ссуды, являлись отражением плановой экономики и жесткого административного регулирования, то кредитный договор — это правовая конструкция, адаптированная к рыночной экономике. С переходом от централизованного регулирования народного хозяйства к экономическим отношениям с равноправием государственной и частной форм собственности, произошедшим в 1986—1991 гг., когда предприятия стали самостоятельно определять свои экономические планы, значительно изменились и подходы к кредитованию. Отпала необходимость придерживаться принципа плановости, обязательного при кредитовании на основании договора банковской ссуды. В новых условиях хозяйствования определяющими регуляторами стали спрос и предложение. Это привело к тому, что составление государственного плана в том его виде, который использовался в СССР, утратило актуальность. Соответственно, перестали разрабатываться сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений.

Несколько изменился  подход к пониманию принципа обеспеченности. Если при заключении договора банковской ссуды применялось только материальное обеспечение — залог товарно-материальных ценностей, то при заключении кредитного договора может использоваться любой из способов обеспечения исполнения обязательств, указанных в ст. 310 ГК. Кроме того, БК предусматривает такие способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, как гарантийный депозит денежных средств и перевод правового титула на имущество.

Что касается остальных  принципов, то их смысл остался практически  таким же, как и при кредитовании посредством заключения договора банковской ссуды.

Стороны договора

Сторонами кредитного договора выступают банк или небанковская кредитно-финансовая организация в роли кредитодателя и юридическое или физическое лицо в роли кредитополучателя.

В соответствии со ст. 69 БК банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном тем же Кодексом, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные ч. 1 ст. 8 БК. В свою очередь, согласно ст. 9 БК небанковская кредитно-финансовая организация — юридическое лицо, имеющее право осуществлять

Информация о работе Кредитный договор