Личность и её правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Целью исследования является правовой статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

личность.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

     Важно отметить также и то, что обязанность  соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя. Иначе говоря,  с точки зрения содержания данная конституционная обязанность столь обширна, что установление ее одной оказалось бы достаточным для определения вида и меры дозволенного поведения человека и гражданина посредством конкретизации юридическими обязанностями, закрепляемыми нормами конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслей права.

     Конституция РФ, как уже указывалось, устанавливает  одновременно ряд конкретных социально  значимых обязанностей, которые, с одной  стороны, развивают универсальную  обязанность соблюдения Конституции РФ, а с другой стороны, являются конституционной основой меры должного поведения личности в определенной сфере и в этом качестве находят конкретизацию в юридических обязанностях, закрепляемых нормами соответствующих отраслей права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

     Под конституционным правовым статусом личности понимают всю совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных за индивидом в Конституции и принятых в ее развитие нормативно-правовых актах, реализация и исполнение которых обеспечивается системой конституционных гарантий.

     Выделяют  следующие составные элементы правового положения личности:

     1)гражданство:  только оно дает индивиду полный  набор прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством России;

     2)конституционная  правосубъектность или «общая  правоспособность»;

     3)принципы  правового положения личности;

     4)конституционные  права и свободы человека и  гражданина (занимают центральное место);

     5)юридические  обязанности;

     6)юридические  гарантии или предусмотренные  Конституцией условия реализации  прав и обязанностей личности.

     Под правами человека в юридической науке понимают формально определенную, юридически гарантированную меру возможного поведения в государственно-организованном обществе. Они носят субъективный характер, то есть индивид может пользоваться ими или нет по собственному усмотрению. Природа юридических прав выражается в возможности свободно избирать вариант, вид и меру своего поведения.

     Субъективная  юридическая свобода нередко  воспринимается как синоним субъективного юридического права. Но отождествлять эти два термина юридически неправильно. Если право определяет конкретную модель действия, предполагая определенный его результат, с указанием на конкретного субъекта как носителя права. Юридическая свобода предполагает более широкие возможности индивидуального выбора  (свобода мысли и слова, свобода труда, свобода экономической деятельности и так далее). Свобода, по сути, представляет собой право делать все, что не запрещено в рамках закона.

     Разграничение понятий права и свободы имеет  практический смысл. Если государство в своем основном Законе закрепило право, значит оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам права свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

     В юридической науке сложились  два основных подхода к правам и свободам человека. Первый подход называется позитивным, а второй естественным правом. Сторонники юридического позитивизма считают: «если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого закон не мог ограничить или даже уничтожить» (Б.Н.ЧИЧЕРИН)43. Сторонники естественного права считают права человека естественными, поскольку они изначально присущи людям, а не потому, что они предоставлены государством.

     Институт прав и свобод человека и гражданина в конституционном праве основывается на ряде базовых принципов (идей). Это закрепленные в основном законе страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты.

     Во-первых, Конституция на доктринальном уровне закрепляет постулат, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства».

     Во-вторых, Конституция провозглашает, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Конституция исходит из того, что государство не дарует людям их основные права и свободы, они не могут быть никому переданы, даже отказ от них недействителен.

     В-третьих, каждый вправе осуществлять свои права  и свободы в соответствии с принципом, «дозволено все, что не запрещено законом». При этом, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

     В-четвертых, права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18).

     В-пятых, в ст. 19 Конституция закрепляет принцип  равноправия личности, который пронизывает все содержание конституционных норм. Основу равноправия составляет равенство всех перед законом и судом (ч.1 ст.19). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.

     В- шестых, в ч. 3 ст. 19 Конституции закреплено положение о том, что мужчина  и женщина имеют равные права  и возможности для их реализации.

     В-седьмых, согласно Конституции РФ в случае противоречия внутреннего законодательства по правам человека общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ, приоритет отдается последним. 

     Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.

     Само  возникновение конституции как  основного закона государства 
во многом в историческом плане диктуется необходимостью 
провозглашения и закрепления на высшем уровне правовой регламентации 
идеи свободы личности, равенства всех перед законом и обеспечения на 
этой основе взаимоотношений личности и государства на качественно 
новых принципах. Именно в этом состоит особая значимость для личности 
соблюдения норм Конституции всеми государственными и муниципальными органами и их должностными лицами. Для современного конституционализма одну из центральных проблем в механизме правового регулирования составляют взаимоотношения государства и личности. Институт прав и свобод человека и гражданина является юридической формой (средством) выражения этих взаимоотношений. Основное содержание и смысл взаимоотношений государства и личности определяется не только и не столько объемом прав и свобод личности, сколько уровнем их признания, обеспечения и защиты - уровнем их государственного гарантирования, который имеет конкретно-исторический характер. Взаимоотношения государства и личности определяются, с одной стороны, достигнутым международно-правовым уровнем свободы личности, ее реальным положением в обществе и, с другой - сущностью государства, характером политической и экономической власти в данном обществе и государстве.

     Современное развитие общественных процессов вывело проблемы свободы личности, признания и обеспечения прав и свобод человека и гражданина далеко за внутригосударственные рамки, и их с полным основанием можно отнести к числу глобальных проблем современного мирового развития. Следует констатировать существенный разрыв между конституционными положениями, устанавливающими уровень обладания личностью правами и свободами, и их реальным осуществлением.

     Так же хотелось бы отметить, что всегда есть органы контролирующие соблюдение прав человека, так Уполномоченным по делам человека в Тверской области (Приложение 1.) является - Блохина Ирина Владимировна; Уполномоченный по правам ребёнка в Тверской области – Бадьина Елена Владимировна; Уполномоченного по защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья - Красовский Алексей Владимирович.

     Основными задачами деятельности Уполномоченного  являются44:

  1. обеспечение гарантий государственной защиты прав человека;
  2. содействие беспрепятственной реализации прав человека;
  3. содействие восстановлению нарушенных прав человека;
  4. обеспечение соблюдения и уважения прав человека и гражданина, их достоинства органами и должностными лицами;
  5. правовое просвещение и разъяснение гражданам их прав и свобод, а также форм и средств их защиты;
  6. участие в совершенствовании законодательства в сфере прав человека и их защиты.

     Уполномоченным  по делам человека в Тверской области  находится по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23. Имеет официальный сайт http://www.ombudsman-tver.ru.

     Местная газета «Вече Твери» опубликовало интервью Наталья Алябышева: права граждан защитить некому (Приложение 2).

     Так же есть Некоммерческое партнерство психологов "Центр развития личности" было создано в Твери в 1999 году. Руководитель Центра - Юрий Николаевич Рыльский, психотерапевт с многолетним стажем. Центр ставит перед собой цели распространения психологических и валеологических знаний, а также оказания практической психологической и психотерапевтической помощи населению. Находиться по адресу: 170005, Тверь, ул. Горького, 79/2. Сайт: http://personrost.tver.ru. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ 1993 г. Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2009.
  2. Конституция РСФСР 1925. 
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.
  4. Всеобщая декларация Прав человека ООН 10.12.1948 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в 1980 г.). О порядке рассмотрения предложений, редакции 4 марта заявлений и жалоб граждан. В кн.: Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
  5. Гражданский кодекс РФ Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006) //Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  6. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.01.2006) Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996. 3 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1. 9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997.
  8. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека" Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9 ст. 1011.
  9. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170.
  10. Федеральный закон от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 09.05.2005) «О милиции» Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
  11. Федеральный закон «Об образовании» от 29 июня 1992 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. К2 30. Ст. 1797; Российская газета. 1996. 23 января.
  12. Федеральный Закон РФ от 25.12.1992 N 4235-1 (в ред. от 07.03.2005) «О безопасности»//Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. 17. О беженцах: Закон РФ от 13 февраля 1993 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. 12. Ст. 425, 426. 18. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. 19. Ст. 685.
  13. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 г. ВСДН и ВС РФ", 12.08.93, N 32, ст. 1227.
  14. Федеральный закон от 17.01.95 N2 2202 (ред. от 10.02.99, от 04.11.2005) «О прокуратуре Российской Федерации»//С3 РФ. 1955. 20 ноября. 47, Ст. 4472; СЗ РФ. 1999. 15 февраля. К2 7. Ст. 878.
  15. Федеральный закон «О животном мире» «Собрание законодательства Российской Федерации» от 24 апреля 1995 года.
  16. Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995г. (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112Ф3,от 12.03.2002 Ы26-Ф3, от 21.03.2002 Ы31-Ф3, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
  17. Федеральный закон от 31.07.1995г «Об основах государственной службы Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
  18. Федеральный закон «Об общих нринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 154-ФЗ (ред. от 17.03.97) //СЗ РФ, 28.08.95, К 35, ст. 3506.
  19. Федеральный закон от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии» Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2965.
  20. Федеральный закон от 26.11.96 JT 140-ФЗ «О внесении изменений и S» дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»// СЗ РФ. 1996. 2 декабря. Хо 49. Ст. 5499.
  21. Федеральный закон «О мелиорации земель» «Собрание законодательства Российской Федерации» от 15 января 1996 года, N2 3, ст. 142.
  22. Федеральный закон от 21.12.96 160-ФЗ (ред. от 26.02.97) О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации»// СЗ РФ. 1996. 23 декабря. 52. Ст. 5881.
  23. Федеральный Закон от 26.09.97 (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) «О свободе совести и религиозных объединениях» СЗ РФ", 29.09.97, N 39, ст. 4465.
  24. Федеральный Закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112ФЗ, от 23.06.2003 N 85-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
  25. Гражданский процессуальный Кодекс РФ от 14.11.2002 г. (ред. от 27.12.2005) Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
  26. Закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05. 2002 г. (в редакции Закона РФ от 11.11.2003 г.) Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. N 22. Ст. 2031; 17.11.2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4447.
  27. Федеральный Закон от 20.12. 2002 г. jsr» 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  28. Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063. 
    39. Федеральный закон от 04.04.2005 32-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «Об общественной палате Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1277.
  29. Федеральный закон от 31.12.2005 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»// Российская газета. – от 31.12.2005.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года J2 607 «О приостановлении действия некоторых постановлений, принятых администрацией Воронежской области». «Собрание законодательства Российской Федерации», 29 апреля 1996 года, ст. 2116.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года», «О приостановлении действия постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 апреля 1995 г. Я» 150 «О мерах по государственному регулированию страховой деятельности в Республике Башкортостан». «Собрание законодательства Российской Федерации», 5 августа 1996 год, ст. 3892.
  32. Указ Президента РФ от 18.10.1996 N 1457 "Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации".
  33. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года «О 1юрмативных правовых актах губернатора Курской области» // «Российская газета» от 24 декабря 1997 года.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 26 января 1998 года 74 «О постановлениях Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 июня 48. Указ Президента РФ от 06.11.2004 N 1417 "О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов.
  35. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М., 1997.
  36. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ// Российская газета. 27 мая 2004 г.
  37. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.98 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации7/С3 РФ. 25, 22.06.98, ст. 3004; Вестник Конституционного Суда РФ", 5, 1998 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 8 декабря 1999 г. Х» 84 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление дел для дополнительного расследования»//Российская газета. 1999. 11 декабря. 249-250.
  38. Закона Тверской области от 12 марта 2007 г. N 17-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области".
  39. Постановление Законодательного Собрания Тверской области 
    от 28 июня 2007 г. N 635-П-4 "Об избрании Блохиной И.В. на должность Уполномоченного по правам человека в Тверской области".

Информация о работе Личность и её правовой статус