Личность и её правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Целью исследования является правовой статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

личность.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)
 

Учебная литература:

  1. Авдеенкова М. А., Дмитриев Ю. А.  Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. - 2004. № 2.
  2. Административное право. Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное (под ред. Л.Л. Попова) 2005 г.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации - Учебник. 2007 г.
  4. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. I. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М., 1995 г.
  5. Ануфриев В. А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. – С. 178-179.
  6. Багдасаров В. Ю. Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX — начала XX века. Автореф. - М., 1995;
  7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2008. – С. 784.
  8. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник  2002 г.
  9. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник 1996 г.
  10. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд. 2007 г.
  11. Быстрыкина О.А. Системообразующие связи внутреннего содержания права. Автореф. дис... канд. юр. наук. Волгоград, 2006.
  12. Есипова И.А. Правовое бездействие. Автореф дис...канд. юр. наук. Волгоград, 1998.
  13. Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации. Автореф. дис... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2001г.
  14. Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования
  15. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, Лаврентьев В. Основные принципы конституционного статуса личности (теоретико-правовой анализ). Автореф. дисс.канд. юр. наук. Волгоград, 2005.Малясов Р.А. Конституционный принцип равенства человека и гражданина перед судом в современной России. Автореф. дис... канд. юр. наук. Саратов, 2005.
  16. Нетров Н.В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации. Автореф. д и с канд. юр. наук. Саратов, 2004.
  17. Сабитова И.С. Конституционные основы обеспечения равенства прав и свобод мужчины и женщины в сфере труда. Автореф. дис... канд. юр. наук. Саратов, 2006.
  18. Сидоренко В.М. Нринцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
  19. Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд юр. наук. Саратов, 1999.
  20. Старшова У.А. Конституционные основы социального государства. Дисс.канд. юр. наук. Саратов, 2004.
  21. Фризен О.А. Территориальная организация публичной власти в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Дис юр. наук. Ростов н/Д. 2006.
  22. Васин А. Л. Права личности в российском государствоведении дореволюционного периода. Автореф. -  Казань,  1999.
  23. Венгеров Л.Б. Теория государства и права: Учебник – М.: Омега Л. 2005.
  24. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе.  М.: Наука, 1979.
  25. Витрук Н. В. Статус личности в политической системе общества. - М., 1993.
  26. Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  27. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Инфра-М, 1997.
  28. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. 2008 г.
  29. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. Учебник. 2007 г.
  30. Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Конституционное право России. - М.: Новый Юрист, 2000.
  31. Карташник В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. // Конституционное право. – М., 1995
  32. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. - М.: Норма. -  2003.
  33. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2008. - С.608.
  34. Личность, свобода, право / Кучинский В.А. - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 c.
  35. Манифест от 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» // Законодательство России XIX века.  - М.,  1970. - С. 33.
  36. Матузов Н. И. Правовая система и личность. - Саратов, 1998.
  37. Общая теория прав человека . / /Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 1996.
  38. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. -  С.580
  39. Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. // Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2001. - 448 с.
  40. Пиголкин А. С. Общая теория права. - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - С. 132-150.
  41. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2002.
  42. Российская газета.  // 25 декабря 1993.
  43. Сырых В.М. Теория государства и права: Учеб. для вузов. - М., 1998.
  44. Теория государства и права // под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  45. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации // под ред. Ю. Л. Шульженко. - М., 1997. 
  46. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений  Правительства РСФСР. Т. 2.   1929-1939 гг.  М., 1959.
  47. Черниченко С.В. Личность и международное право. - М.: Международные отношения, 1974. - 166 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1.

            
 
 
 
 
 

     Приложение 2.

     Интервью Натальи Алябышевой: права граждан защитить некому.

     Давая такой заголовок, автор явно хватил через край, подумает политически подкованный читатель. Права человека обязаны защищать многие государственные и муниципальные властные органы -представительные, исполнительные, правоохранительные. Это им предписывает Конституция РФ и многие российские законы к тому же обязывают. На деле же защищаться нередко приходится от этих самых «защитников». А отстаивать права граждан в нашей области некому. Именно такая картина вырисовывается из беседы обозревателя «Вече Твери» с видным тверским правозащитником - руководителем общественной приемной по правам человека при администрации области Натальей Алябышевой.

     - За последнее время Уполномоченный  по правам человека в РФ  Владимир Лукин трижды посетил Тверскую область. С чем было связано такое внимание главного правозащитника к нашему региону?

     - Один визит был официальный  - по приглашению губернатора области. Другой - рабочий. Владимир Петрович отреагировал на бежецкую историю. О ней много писала пресса - и тверская, и столичная. Местная милиция превысила свои полномочия при задержании группы граждан. Уполномоченный приезжал разбираться. Похожая ситуация была и в селе Рождествено Калининского района. Здесь в числе пострадавших были подростки. Об этом также сообщали СМИ. В обоих случаях наша приемная помогала защищать права потерпевших. В третий раз Уполномоченный приехал в Тверь по нашему приглашению - общественная приемная провела семинар по проблемам ЖКХ.

     - Наталья Михайловна, расскажите  о работе приемной подробнее. 

     - Она была создана постановлением  губернатора в декабре 2004 года. И руководитель, и члены приемной работают на общественных началах. Без ложной скромности скажу, что наша деятельность в 2005 году была заметной. Общественная приемная установила хорошие контакты с гуманитарно-политологическим центром «Стратегия» в Санкт-Петербурге, который ведет правозащитный проект по всей России. С этим центром мы провели несколько совместных мероприятий. Завязались тесные отношения с уполномоченными по правам человека в других регионах. Взаимодействуем с Межрегиональным фондом по правам человека под эгидой Совета региональных уполномоченных. В декабре 2005 года наша приемная выступила соорганизатором очень серьезного мероприятия - Международной конференции по правам человека. Она проходила в Твери в течение трех дней. В конференции участвовали правозащитники из Швеции. Очень широким было представительство регионов Центрального федерального округа. Приехали правозащитники из северной столицы. Прибыли уполномоченные по правам человека из ряда областей. Органы представительной и исполнительной власти всех областей ЦФО прислали свои делегации. Но от администрации Тверской области на этом мероприятии никто не присутствовал. Несмотря на приглашение вновь назначенный заместитель губернатора, курирующий общественную приемную, не проявил интереса не только к широкому общественному форуму, но и к нашей работе в целом.

     - У вас опустились руки?

     - Нет. Ведь все-таки главное, не мероприятия, а работа с людьми, которые к нам обращаются. Их сотни. И мы не имеем морального права оставлять их один на один со своими проблемами. Продолжаем работать. Хотя для работы приемной не созданы элементарные условия - нет помещения, телефона, финансирование не открыто. А на одном энтузиазме долго не продержишься.

     - Может быть, в приемной больше  нет надобности? С правами человека  в Тверской области полный  порядок?

     - Вы в это поверите? Права граждан  нарушаются, более того - поток жалоб в нашу приемную растет.

     - Каков их характер?

     - Много жалуются из мест лишения  свободы на условия содержания  и отношение персонала этих  специфических учреждений. Но на  первом месте - нарушение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. Жалуются на непосильные тарифы. Об этом в вашей газете было достаточно публикаций - я повторяться не стану. Много претензий у граждан по поводу соблюдения их конституционного права на жилище. Люди жалуются на порядок приватизации жилья, злоупотребления при приобретении квартир на вторичном рынке. В последнее время к традиционным жалобам прибавились новые - от жертв долевого участия в строительстве жилья.

     - В Москве пикет дольщиков не  так давно власти разогнали.  По некоторым сведениям, в акции участвовали и тверские представители -- члены инициативной группы пострадавших в афере, которую провернула корпорация «Социальная инициатива». Более шестисот тверских семей остались без жилья и без денег.

     - Власть делает вид, что она  здесь ни при чем. Но давайте  вспомним, с какой помпой начинала  свою комбинацию по обману граждан «Социальная инициатива» в Твери. Закладку первого камня в микрорайоне «Первомайский» почтили своим присутствием высокопоставленные представители властных структур и епархии. Люди у нас доверчивы. И они это восприняли как гарантию надежности нового жилищного проекта. А по сути это оказалось такой же авантюрой, как и финансовые пирамиды начала 90-х годов. Мы общаемся с общественным защитником прав обманутых вкладчиков Юрием Ивановичем Смирновым, который обращался ко мне за поддержкой в преодолении бюрократические препонов, из-за которых 2,5 года в области не выпачиваются компенсации.

     - В нашей газете было пять  публикаций на эту тему -- толку  никакого…

     - Я все больше утверждаюсь в  мысли, что власти не нуждаются  в правозащитных организациях. Для чиновников они - лишний раздражитель. Потому-то такое отношение и к работе общественной приемной по правам человека. Права граждан открыто нарушаются чиновниками самого высокого ранга.

     - Есть примеры?

     - Есть, конечно. Так, граждан лишили  права выбора организации, занимающейся обязательным медицинским страхованием. Почему-то отстранили от этого государственный Фонд обязательного медицинского страхования, затем и другие страховые фирмы. Теперь выдачей медицинских полисов занимается только одна частная страховая фирма - МАКС. Все знают, кто за ней стоит. Федеральный министр Зурабов помог обеспечить своему детищу монопольное положение на рынке страховых услуг.

     - Как думаете, во всех регионах  такая ситуация с правозащитным  движением?

     - В 33 краях и областях действует институт уполномоченного по правам человека. Приняты соответствующие региональные законодательные акты.

     - Что мешает сделать то же  самое в Тверской области?

     - Для этого нужна политическая  воля. Проект закона об Уполномоченном по правам человека вот уже пять лет не может пробить себе дорогу. Дважды была попытка внести законопроект на обсуждение депутатов Законодательного собрания прошлого созыва. И оба раза совет ЗС возвращалего на доработку по формальным основаниям. Депутаты нового созыва к этому закону пока не притрагивались.

     - А что думает губернатор?

     - От его имени законопроект  тоже не вносился. В июне прошлого  года я присутствовала на совещании  губернатора со своими заместителями,  где обсуждался законопроект об Уполномоченном по правам человека. Он вызвал возражения со стороны заместителей губернатора.

     - И какие же?

     - Как обычно, первый вопрос - финансовый: где отыскать в бюджете деньги на содержание аппарата уполномоченного.

     - Цена вопроса?

     - Было подготовлено финансово-экономическое обоснование и составлена смета расходов на полтора миллиона рублей в год.  
-- Это все же не та сумма, чтобы стать основным препятствием продвижению законопроекта. Что еще не устроило в нем высоких чиновников?

     - Сам факт появления независимого  контролирующего органа, обеспечивающего связь между обществом и властью. Был даже задан вопрос, кому должен подчиняться уполномоченный по правам человека.

     - Никому, естественно! 

     - А вот чиновничьему пониманию  этот независимый правозащитный  институт не доступен. Поэтому и чинятся всяческие преграды.

     - А время идет… 

     - Тем временем работа общественной  приемной не может быть развернута в том формате, как требует жизнь законопроект об уполномоченном по правам человека не движется. Права граждан в Тверской области сегодня стараются защищать лишь общественники, кто как умеет, объединяющего начала нет. Правда, в некотором роде лед тронулся. В структуре совета общественности при губернаторе появилась правозащитная комиссия. В ее работе участвую и я. Здесь идет обсуждение законопроекта. Рождаются новые идеи. Предлагается расширить число субъектов, имеющих право вносить предложения по кандидатуре уполномоченного. Ими могли бы стать общественные организации, депутаты. В редакции законопроекта ее предлагает губернатор, а депутаты ЗС избирают. Если право выдвижения кандидатуры расширится и она, после обсуждения получит широкую поддержку, то в результате можно выбрать фигуру, которая устроит и обе ветви власти, и общественность. Принятие закона позволило бы создать действительно независимый и демократичный институт защиты прав граждан в Тверской области.

Информация о работе Личность и её правовой статус