Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации;
4.Определить гарантии и компенсации при ликвидации юридического лица;
5. Раскрыть правовые основы ликвидации путем реорганизации предприятия.
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
1.1 Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
1.2 Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
1.3 Принудительная ликвидация……………………………………………….24
1.4 Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
1.5 Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82
- в случае если индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 1999 года не преобразовались в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо не ликвидировались;
- в случае если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" .
Орган, регистрирующий общественные объединения (Министерство юстиции РФ), вправе обращаться в суд с требованием о ликвидации общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не прошедших перерегистрацию до 1 июля 1999 года.
Орган, осуществляющий регистрацию
религиозных организаций, вправе вносить
в суд представление о
Прокурор.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Налоговые органы
Налоговые органы вправе предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды иски о ликвидации организации
любой организационно-правовой формы
по основаниям, установленным
В частности, налоговые органы вправе предъявлять иски о ликвидации юридических лиц при осуществлении ими деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Так, налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.
Таким нарушением может быть, например,
систематическое
В соответствии с абз.5 ст. 6 Закона
РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении
Антимонопольный орган
Федеральный антимонопольный орган
(территориальный орган в
Центральный банк РФ
Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Государственный уполномоченный
орган в области
С исками о ликвидации негосударственных
пенсионных фондов, осуществляющих деятельность
без соответствующей лицензии, вправе
обращаться государственный уполномоченный
орган в области
Иск о ликвидации фонда может подавать любое заинтересованное лицо
В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
При этом в качестве заинтересованных лиц с заявлением в арбитражный суд о ликвидации фонда могут обратиться:
- орган фонда, уполномоченный на то учредительными документами;
-и учредители (участники) фонда
Среди всего объема зарегистрированных юридических лиц значительную долю составляют фирмы-"однодневки", созданные лишь для проведения каких-либо хозяйственных операций, длительное время не осуществляющие деятельности, не сдающие отчетность в государственные органы, фактически отсутствующие по адресу, указанному в их учредительных документах.
В связи с этим налоговые органы стремятся сократить количество таких организаций, используя предусмотренные законом правовые основания для принудительной ликвидации таких юридических лиц в судебном порядке.
Ликвидация в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
Налоговые органы на основании абз.4
пп.16 п.1 ст.31 НК РФ вправе обращаться в
суд с исками о ликвидации юридических
лиц в случае неоднократного или
грубого нарушения
В случае, если организация не представляет в налоговый орган отчеты о ее финансово-хозяйственной деятельности, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов, такие нарушения могут быть признаны судом основанием для принудительной ликвидации юридического лица.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении указал, что требование налогового органа о ликвидации фирмы подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
- фирма осуществляет деятельность с грубыми нарушениями налогового законодательства: с 1995 года она не исполняет обязанности, предусмотренные в настоящее время ст.23 Налогового кодекса РФ, в частности по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов о финансовой деятельности, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов.
Осуществление деятельности с указанными нарушениями является основанием для ликвидации юридического лица в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 № 7745/00).
Однако при рассмотрении иска о
ликвидации юридического лица в случае
осуществления им деятельности с
неоднократными или грубыми нарушениями
закона арбитражный суд должен установить,
какие конкретно нарушения
Признание банкротом отсутствующего должника
Организация, не осуществляющая деятельности и имеющая задолженность перед бюджетом, может быть ликвидирована в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника.
В соответствии со ст.227 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, причем независимо от размера кредиторской задолженности.
Кроме того, в соответствии со ст.230 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом независимо от размера кредиторской задолженности, если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Необходимо отметить, что условием применения норм закона о банкротстве является наличие у организации задолженности. При этом в соответствии со ст.2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ юридическое лицо признается должником, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным законом.
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный
суд с заявлением о применении
к ТОО норм Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" о
банкротстве отсутствующего должника,
т.к. товарищество долгое время не представляет
бухгалтерскую и налоговую
Суд отказал в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у товарищества кредиторской задолженности перед бюджетом и иными кредиторами.
Президиум ВАС РФ отменил указанное решение, указав следующее.
Положения закона о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Указанные положения закона применяются и в случае отсутствия у предприятия кредиторской задолженности.
Поэтому в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01).
Таким образом, Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01 удовлетворены требования налогового органа, несмотря на то что у организации не было задолженности перед бюджетом.
Тем не менее эту правовую позицию нельзя признать обоснованной, т.к. понятие "должник" предполагает именно наличие задолженности. При отсутствии у организации задолженности перед бюджетом или иными кредиторами она не признается должником. Следовательно, все нормы о банкротстве отсутствующего должника должны применяться только в отношении организации, у которой есть задолженность перед бюджетом или иными кредиторами.
Также вызывает вопросы порядок определения факта отсутствия руководителя организации и невозможности установить его место нахождения.
Так, если исполнительный орган (руководитель) юридического лица отсутствует по адресу, указанному в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, можно ли считать местом нахождения руководителя место его жительства? И нужно ли в связи с этим для признания факта отсутствия руководителя организации признавать его безвестно отсутствующим в соответствии со ст.42 ГК РФ?
В судебной практике подобный вопрос был решен следующим образом.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО, имевшего перед ним задолженность, несостоятельным и ликвидации должника по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Суды первой и апелляционной
инстанций сочли возможным
Однако директор ООО подал кассационную жалобу, в связи с чем суд кассационной инстанции отменил ранее принятые решения, ссылаясь на то, что кредитор не доказал, что руководитель ООО фактически отсутствует, и не предпринял каких-либо действий для признания его безвестно отсутствующим по правилам ст.42 ГК РФ.
Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и оставил в силе ранее принятые решения, посчитав, что в материалах дела имеются доказательства отправки кредитором своего заявления по всем известным ему адресам должника, а утверждение суда кассационной инстанции о необходимости применения правила признания гражданина безвестно отсутствующим является неверным (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 № 6373/99).
Новое основание для ликвидации
С 1 января 2003 года у налоговых органов
(которые с 1 июля 2002 года осуществляют
государственную регистрацию
Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года обязаны представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. “а” - пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Невыполнение этого требования
является основанием для принятия судом
решения о ликвидации такого юридического
лица на основании заявления
В случае, когда суд принимает решение о принудительной ликвидации организации, обязанности по проведению ликвидационных процедур как правило возлагаются на ее учредителей.