Ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации;
4.Определить гарантии и компенсации при ликвидации юридического лица;
5. Раскрыть правовые основы ликвидации путем реорганизации предприятия.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
1.1 Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
1.2 Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
1.3 Принудительная ликвидация……………………………………………….24
1.4 Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
1.5 Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82

Работа состоит из  1 файл

курсовая по трудовому + гражданка.docx

— 118.39 Кб (Скачать документ)

Обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в  связи с ликвидацией организации, сокращением численности или  штата работников должно быть направлено к работнику именно после предупреждения об увольнении, а не до предупреждения;

От работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения.

Поскольку инициатива в прекращении  трудовых отношений принадлежит  работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.

С предложением о прекращении трудовых отношений до окончания срока  предупреждения может обратиться и  работник. Расторжение трудового  договора в этом случае зависит от усмотрения работодателя.

Дополнительная компенсация выплачивается  работнику в день увольнения одновременно с выплатой выходного пособия.

5. При принятии решения о ликвидации  организации, сокращении численности  или штата работников организации  и возможном расторжении трудовых  договоров с работниками работодатель  обязан в письменной форме  сообщить об этом в органы  службы занятости не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости).

Начало проведения соответствующих  мероприятий определяется приказом (распоряжением) работодателя путем  указания на дату их осуществления. Например, 1 марта работодателем издан приказ о сокращении штата на 2 единицы  с 1 июля. Сообщение органу службы занятости  направляется не позднее 1 мая, т. е. не позднее 2 месяцев.

Массовое высвобождение работников организации может быть обусловлено  различными причинами - рационализацией  производства, совершенствованием организации  труда, перепрофилированием предприятия  или его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой  производства и т. д.

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности  или организационно-правовой формы  организации, полное или частичное  приостановление производства (работы), влекущие сокращение количества рабочих  мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после  предварительного уведомления (не менее  чем за 3 месяца) соответствующих  профсоюзов и проведения с ними переговоров  о соблюдении прав и интересов  членов профсоюза (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы имеют право вносить  на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Предложения выборных профсоюзных  органов, иных представительных органов  работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством  Российской Федерации порядке (ст. 21 Закона о занятости).

В силу ст. 82 ТК критерии массового  увольнения работников в связи с  сокращением численности или  штата закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Если на организацию не распространяется действие названных соглашений или  в соглашениях критерии массового  увольнения не названы, то в этом случае следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости, где также определены такие критерии, а именно показатели численности увольняемых за определенный календарный период.

Мероприятия, призванные уменьшить  численность увольняемых работников, обеспечить их занятость, предусматриваются  в разделе коллективного договора организации и осуществляются работодателем. В этот раздел могут включаться: мероприятия, которые сократят рабочее время без сокращения численности работников; льготы и компенсации увольняемым работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора; другие меры, способствующие социальной защищенности работников. При кратковременном снижении объемов производства могут предусматриваться мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников, например временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места, и другие мероприятия (п. 6 Положения об организации работы по содействию занятости).

Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов  могут приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей  о массовом высвобождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах: если уровень безработицы (в % от численности занятых в регионе) составляет 3 - 5%, то возможный срок приостановки высвобождения - 1 месяц; соответственно 5 - 7% - 2 месяца, 7 - 9% - 3 месяца, 9 - 11% - 4 месяца, свыше 11% - 6 месяцев. Если уровень безработицы в регионе превышает 11%, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки: когда численность увольняемых работников 50 и более человек, устанавливаемый срок поэтапного высвобождения составляет 8 месяцев; соответственно 200 и более человек - 10 месяцев, 500 и более человек - 12 месяцев. С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы (п. 17 Положения об организации работы по содействию занятости).

Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению  работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих  бюджетов. Работодатели могут участвовать  в подготовке решений органов  государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении  работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами (п. 18 Положения об организации работы по содействию занятости).

6. С 1 января 2007 г. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая Закона о занятости).

7. Установлены критерии, определяющие отнесение субъектов Российской Федерации к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, что обеспечивает принятие мер по стабилизации положения на рынке труда (Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875 // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4698).

8. Если изменение организационных или технологических условий труда влечет изменение определенных сторонами условий трудового договора работников, что может привести к их массовому увольнению, работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев (см. коммент. к ст. 74).

9. Обеспечению трудоустройства  увольняемых работников способствует  опережающее профессиональное обучение. Оно организуется в соответствии  с мероприятиями, направленными  на обеспечение занятости работников, увольняемых при массовом высвобождении,  которые (мероприятия) предусматриваются  в коллективном договоре организации  и осуществляются работодателем.  При необходимости органы по  вопросам занятости могут полностью  или частично компенсировать  работодателям затраты на опережающее  профессиональное обучение. К гражданам, увольняемым из организаций и нуждающимся в таком обучении, относятся лица: которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации как в данной, так и в других организациях; которым необходимо изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей их профессиональным навыкам; которые утратили способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности.

Опережающее профессиональное обучение граждан, затраты на которое могут  быть полностью или частично компенсированы, должно осуществляться, главным образом, под конкретные рабочие места, определяемые работодателями совместно с органами по вопросам занятости.

Компенсация (возмещение) работодателям  затрат на опережающее профессиональное обучение граждан осуществляется по окончании обучения и трудоустройства  граждан. Средства для указанной  компенсации органы по вопросам занятости  перечисляют непосредственно работодателям  в установленном порядке.

Не подлежат полной или частичной (неполной) компенсации (возмещению) затраты  на обучение лиц, прекративших обучение до полного завершения курса обучения без уважительных причин, а также  лиц, не трудоустроенных работодателями по окончании обучения в сроки, предусмотренные  договором между работодателем  и органом по вопросам занятости (Порядок работы территориальных  органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем  профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, утв. Постановлением Минтруда России от 17 февраля 2000 г. N 18 // Бюллетень Минтруда России. 2000. N 3).

10. В период срока предупреждения  работник может выбрать новое  место работы, обратившись в службу  занятости, к другим работодателям.  В целях содействия гражданам  в поиске нового места работы  в коллективные договоры включается, например, положение о предоставлении  увольняемому (в период действия срока предупреждения) одного свободного дня в неделю с сохранением заработной платы.

11. Безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для их трудоустройства с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т. ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается (ст. 32 Закона о занятости). Постановлением Минтруда России от 14 июня 2001 г. N 48 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 8).

Граждане, относящиеся к специалистам ядерного оружейного комплекса, вышедшие на досрочно оформленную пенсию в  соответствии с Законом о занятости, имеют право на получение дополнительного  ежемесячного пожизненного материального  обеспечения в соответствии с  Указом Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3554).

12. Ежемесячная компенсационная выплата выплачивается нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" // СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3035).

13. Статьей 23 Закона об особенностях  социальной защиты работников  организаций угольной промышленности  установлена следующая поддержка,  предоставляемая увольняемым работникам:

Увольняемым при ликвидации организаций  по добыче (переработке) угля (горючих  сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с  законодательством Российской Федерации, предоставляется единовременное пособие  в размере 15% среднего заработка  за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих  сланцев);

Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет  и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией  этих организаций предусматривается  дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии);

В случае продажи пакета акций организаций  по добыче (переработке) угля (горючих  сланцев), находящегося в федеральной  собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений  военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей: семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца; пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей; вдовам (вдовцам) бывших работников организаций; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;

Информация о работе Ликвидация юридического лица