Ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации;
4.Определить гарантии и компенсации при ликвидации юридического лица;
5. Раскрыть правовые основы ликвидации путем реорганизации предприятия.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
1.1 Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
1.2 Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
1.3 Принудительная ликвидация……………………………………………….24
1.4 Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
1.5 Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82

Работа состоит из  1 файл

курсовая по трудовому + гражданка.docx

— 118.39 Кб (Скачать документ)

Общие гарантии при увольнении запрещают увольнять работника во время его нетрудоспособности или в отпускной период. Исключение составляет пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ. Все остальные работники, включая беременных женщин, одиноких матерей, и прочие подлежат увольнению. Поэтому, права работника при ликвидации предприятия предусматривают, что работодатель обязан проинформировать работников об этом факте за два месяца до увольнения. Предупреждение должно происходить персонально и под обязательную расписку. Без предварительного предупреждения, работодатель может уволить работника только с письменного согласия и компенсируя данный факт в размере средней заработной платы за два месяца.  Так же работники имеют право на гарантии  и компенсации.

Защита трудовых прав - это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении - оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. В такой ситуации могут использоваться также способы, закрепленные в ст. 142 ТК: отказ от работы при задержке более чем на 15 дней выплаты начисленной заработной платы, разные акции протеста работников и др.

Раздел XIII ТК назван «Защита трудовых прав работников. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Следовательно, процесс этой защиты имеет свои стадии, в частности:

а) профилактика от трудовых правонарушений;

б) рассмотрение трудового правонарушения при разрешении трудовых споров;

в) восстановление нарушенных трудовых прав;

г) ответственность за трудовые правонарушения.

Надо учитывать, что первая защита трудовых прав работников имеет место  уже на стадии создания новых актов, чтобы в них не ликвидировать  завоеванные права. Вся защита трудовых прав со всеми ее стадиями и способами  входит также в механизм правового  регулирования труда. А таким  механизмом является система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность трудовых и непосредственно  связанных с ними других отношений  в сфере труда в соответствии с целями и задачами правового  социального государства.

Структурными элементами механизма  правового регулирования являются:

а) нормы права, устанавливающие  правила поведения,

б) правоотношения как элемент реальной жизни права;

в) акты реализации юридических прав и обязанностей, т. е. фактическое  поведение субъектов правоотношений. В этом элементе механизма правового регулирования труда возможны правонарушения работодателем своих трудовых обязанностей, а следовательно, прав работников.

Защита трудовых прав работников это  одновременно и защита правопорядка в труде, восстановление нарушенной законности. А законность в сфере  труда - строгое и полное осуществление  предписаний трудового законодательства всеми субъектами трудового права.

Правопорядок в сфере труда - это система общественных отношений  в труде, которая устанавливается  по точному и полному осуществлению  норм трудового законодательства всеми  субъектами трудового права.

В условиях стабильности трудового  правопорядка, в котором участвуют  все элементы механизма правового  регулирования труда, эффективнее  реализуются трудовые права и  обязанности субъектов, трудовых и  непосредственно связанных с  ними правоотношений, а в случаях  трудовых правонарушений быстрее и  полностью защищаются и восстанавливаются  трудовые права работников.

Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение  всех субъектов трудового права. Поскольку он складывается на основе норм трудового права, то в силу этого  охраняется, защищается государством.

Способы защиты трудовых прав работников являются одновременно гарантиями законности в сфере труда и трудового  правопорядка.

Конкретный уровень (нормальный, высокий, низкий) трудового правопорядка и  законности в сфере труда в  каждой организации отражает и состояние  общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве.

К высокому уровню трудового правопорядка и законности в сфере труда  на каждом производстве должны стремиться как к результату правового регулирования  труда все субъекты трудового  права.

Работодатель, его представители  не имеют права препятствовать работникам в осуществлении всех форм самозащиты своих трудовых прав (а не только по ст. 379 ТК). А преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты своих трудовых прав ст. 380 ТК запрещает. За нарушение данного запрета  они несут ответственность как за нарушение трудового законодательства, установленную Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и даже Уголовным кодексом.

Ответственность за нарушение трудового  законодательства и охраны труда  как дисциплинарную, так и административную (штраф) и материальную, а в соответствующих  случаях - уголовную, несут виновные должностные лица администрации, работодатель. Виновные в этом руководители производства, его подразделений и их заместители  могут быть по требованию профсоюзного органа наказаны вплоть до увольнения, смещены с занимаемой должности. Работники за нарушение инструкций по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

 Государственный  надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней5, Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.

 В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»6, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

 Федеральная  инспекция труда - единая централизованная  система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

 Действующее  законодательство (ТК РФ, Конвенция  Международной организации труда  № 81 об инспекции труда, Положение  о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:

- обеспечение  соблюдения и защиты, трудовых  прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение  соблюдения работодателями трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение  работодателей и работников информацией  о наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение  до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействия)  или злоупотреблений, которые не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.

 В соответствии  с вышеуказанными задачами органы  федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:

1) осуществляют  государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

 анализируют  обстоятельства и причины выявленных  нарушений, принимают меры по  их устранению и восстановлению  нарушенных трудовых прав граждан;

 осуществляют  в соответствии с законодательством  Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют  в установленном порядке соответствующую  информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют  мероприятия по координации деятельности  ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят  предупредительный надзор за  строительством новых и реконструкцией  действующих объектов производственного  назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) обобщают  практику применения, анализируют  причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения

по их совершенствованию;

8) анализируют  состояние и причины производственного  травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения  по проектам строительных норм  и правил, других нормативных  документов о соответствии их  требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

10) участвуют  в установленном порядке в  разработке государственных стандартов по безопасности труда;

 11) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

12) запрашивают  у федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

 

13) ведут  прием и рассматривают заявления,  письма, жалобы и иные обращения  работников о нарушениях их  трудовых прав, принимают меры  по устранению выявленных нарушений  и восстановлению нарушенных  прав;

14) осуществляют  информирование и консультирование  работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 информируют  общественность о выявленных  нарушениях трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, ведут разъяснительную  работу о трудовых правах работников;

 готовят  и публикуют ежегодные доклады  о соблюдении трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, в установленном порядке  предоставляют их Президенту  РФ и в Правительство РФ.

Информация о работе Ликвидация юридического лица