Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:45, автореферат
Актуальность темы исследования. История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети. Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.
5. Внесено предложение о закреплении на национальном уровне обязательств государств оказывать международным уголовным судебным органам всю необходимую поддержку, включая исполнение ордеров на арест лиц, ответственных за вербовку и использование детей в вооруженных конфликтах, в том числе путем заключения соглашений на основе принципа аut dedere, aut judicare. Сформулирован вывод о необходимости популяризации и подробного освещения через международные и национальные средства массовой информации решений международных уголовных судебных органов, касающихся защиты детей.
6. Необходимо принятие дополнения либо официального разъяснения положений Римского статута Международного уголовного суда в части ст. 26 в отношении лиц, принимавших участие в вооруженном конфликте, но не достигших возраста 18 лет. Данное толкование должно быть направлено на урегулирование вопроса о юрисдикции МУС в отношении детей, которые были завербованы и участвовали в вооруженных столкновениях как международного, так и немеждународного характера.
7. В рамках института Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка необходимо учредить должность специального лица, занимающегося разрешением вопросов детей, оказавшихся в ситуации вооруженного конфликта. В этой связи в обязанность данных лиц следует включить обучение детей правилам поведения во время вооруженного конфликта; предлагается также ввести обучение основам международного гуманитарного права как факультативный предмет в школах.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы заключается в комплексном исследовании состояния сотрудничества государств и международных организаций в вопросе защиты детей в период вооруженных конфликтов. Даны рекомендации по принятию новых международно-правовых документов, и предложены возможные пути по улучшению и углублению сотрудничества государств и международных организаций по вопросам защиты детей в период вооруженных конфликтов.
Основные выводы и предложения, а также материалы исследования могут быть использованы: специалистами, работающими в сфере защиты прав ребенка; при разработке и принятии международно-правовых актов; в учебном процессе в преподавании курса «Международное публичное право» и специальных курсов «Международное гуманитарное право», «Международное уголовное право», «Международное право прав человека».
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование подготовлено на кафедре международного и европейского права юридического факультета Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, где состоялось его обсуждение и рецензирование. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в опубликованных работах, в том числе в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией: «Юридический мир» и «Пробелы в российском законодательстве».
Ряд положений диссертационной работы излагался на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Гражданское образование – глобальная проблема трансформирующегося мира: российский опыт, международное измерение» (Казань, Академия управления «ТИСБИ», апрель 2007 г.), «Современные проблемы развития международного и конституционного права» (Казань, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, ноябрь 2007 г.), «Актуальные проблемы современного международного права» (Москва, Российский университет дружбы народов, апрель 2010 г.).
Материал диссертационного исследования также используется в учебном процессе (ведение семинарских занятий) по курсу «Международное публичное право» на юридическом факультете Казанского государственного университета.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновываются значение и актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи, указываются нормативная и теоретическая основы работы, определяются методы исследования, раскрывается научная новизна работы, обозначаются положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость диссертации, представляются сведения по апробации результатов исследования.
Глава I «Защита прав детей в период вооруженных конфликтов в современном международном праве» состоит из трех параграфов и посвящена исследованию истории становления института защиты прав детей в период вооруженных конфликтов и изучению действующих стандартов защиты прав детей, рассмотрению вопроса участия детей в вооруженных конфликтах как одной из проблем современного международного права.
В первом параграфе главы I «Становление института защиты прав детей в праве вооруженных конфликтов» рассмотрены основные исторические этапы становления данного института. Вопрос участия детей в вооруженных конфликтах имеет очень глубокие корни, уходящие еще во времена средневековья. Истории известны факты Крестового похода детей (XIII в.) и использования детей в качестве солдат в мировых войнах (ХХ в.). Однако осознание того, что дети являются более уязвимыми и беззащитными по отношению к взрослым и им необходима отдельная защита, в полной мере происходит только в начале прошлого века.
Начало становления института защиты прав детей в праве вооруженных конфликтов наблюдается еще в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., хотя эти документы направлены на установление правил ведения войны. Однако в данных международных документах предусматривалось, что определенная защита детям предоставляется как части населения. Далее, благодаря Лиге Наций, в период Первой мировой войны был создан Комитет детского благополучия. В этот период отмечается дальнейшее развитие института защиты прав детей, начинается осмысление и оформление прав ребенка. В частности, принимаются Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми (1921 г.), Женевская декларация прав ребенка (1924 г.). Это были первые документы международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей, выразившие международную озабоченность их положением.
Система международной защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека окончательно сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Далее принимается ряд международных документов, направленных на защиту прав ребенка: Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах.
В XXI веке вопрос участия детей в вооруженных конфликтах также не потерял свою актуальность и значимость. Мировое сообщество озабочено данной проблемой, доказательством чего являются принятые: в 2002 г. – Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей»; в 2006 г. – Комплексные стандарты в отношении разоружения, демобилизации и реинтеграции; в 2007 г. – Парижские руководящие принципы и обязательства, касающиеся детей, связанных с вооруженными силами или вооруженными группировками.
Однако в диссертации подчеркивается, что вопрос осуществления прав ребенка является для многих государств достаточно сложным в мирное время и тем более сложным в период вооруженных конфликтов. Вместе с тем констатируется, что основным принципом международного гуманитарного права должно являться особое покровительство и защита ребенка и то, что дети в любых конфликтных и чрезвычайных ситуациях всегда должны получать всю необходимую защиту первыми.
Второй параграф главы I «Международно-правовой статус ребенка и действующие стандарты в сфере защиты детей в период вооруженных конфликтов» посвящен анализу международных и региональных документов, касающихся защиты прав детей в ситуациях вооруженного конфликта. Так, подробно анализируются положения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. к ним, Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Факультативного протокола 2000 г. к ней и Африканской хартии прав и основ благополучия ребенка 1990 г. – первого регионального договора, устанавливающего 18 лет в качестве минимального возраста для любого набора и участия в военных действиях, и другие.
Детально рассматривается «пробел» ст. 38 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым «государства принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях» и Факультативный протокол к Конвенции, по которому вышеуказанный возраст увеличивается до 18 лет и запрещается даже косвенный характер участия детей в вооруженном конфликте. Данный протокол был подписан Российской Федерацией 15 февраля 2001 г. и ратифицирован 26 июня 2008 г. Российская Федерация на основании п. 2 ст. 3 Факультативного протокола сделала заявление, что граждане, не достигшие 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы. В то же время в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, достигшие возраста 16 лет. При зачислении в данные учреждения они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, однако законодательством Российской Федерации гарантируется, что такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы только не ранее достижения ими возраста 18 лет.
Рассматривается позиция государств (США и Сомали), которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, и называются возможные причины непринятия данного документа. Существующее явление сегодняшнего дня – использование детей в качестве комбатантов – наглядно показывает, что международно-правовые стандарты в области защиты детей в период вооруженных конфликтов некоторыми государствами просто игнорируются.
Соблюдение всех положений вышеупомянутых международно-правовых документов всеми государствами, вовлеченными в вооруженные конфликты, и теми государствами, которые не вовлечены в такие конфликты, можно было бы назвать всеобщей коллективной ответственностью в соблюдении основных прав детей на мир.
Делается вывод о том, что государства-участники Конвенции о правах ребенка должны активизировать национальные и международные мероприятия по предупреждению вербовки детей в вооруженные силы, в частности, посредством подписания и ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах; путем принятия законодательного акта, прямо запрещающего вербовку детей в вооруженные силы (группы), их использование в боевых действиях и осуществления экстерриториальной юрисдикции в целях укрепления международной защиты детей от вербовки.
В третьем параграфе главы I «Проблемы участия детей в вооруженных конфликтах и вопросы их реабилитации в постконфликтный период» изложены основные проблемы, связанные с участием детей в военных конфликтах (вербовка детей, применение оружия неизбирательного действия) и их защитой в постконфликтных ситуациях.
Проблема применения оружия неизбирательного действия, где основными жертвами выступают дети, носит актуальный характер. Например, в настоящее время в Ираке дети ежедневно становятся жертвами неразорвавшихся боеприпасов и вооружений, оставленных иракскими войсками в школах и жилых районах в ходе вооруженных столкновений в 2003 – 2004 гг. Оставленные авиабомбы кассетного типа неизбирательно поражают гражданское население, в частности детей. Применение оружия неизбирательного действия в ходе нападений на районы проживания гражданского населения оказывает пагубное воздействие на мирных жителей, особенно детей, еще в течение долгого времени после его использования. Так, в южной части Ливана дети до сих пор получают увечья и погибают из-за огромного количества мин, оставшихся еще там после конфликта 2006 г. Кроме того, особо отмечается проблема «сопутствующих потерь» при проведении авиаопераций2. В этой связи отмечается, что при планировании военных операций приоритетное внимание в обязательном порядке необходимо уделять обеспечению безопасности мирных граждан, и в особенности детей. Делаются отдельные рекомендации по детальному планированию военных операций с целью минимизации человеческих жертв и обязательным приоритетом сохранения жизни детей.
В работе отдельно освещается вопрос применения кассетных боеприпасов в связи с принятием в 2008 г. Конвенции по кассетным боеприпасам, запрещающей использование, производство, накопление и передачу таких боеприпасов и требующей от государств-участников в течение 8 лет уничтожить существующие запасы этого оружия. Конвенция также обязывает государства очистить территории, зараженные кассетными боеприпасами и предоставить помощь всем жертвам и пострадавшим от действия таких боеприпасов. Делаются рекомендации по скорейшей ратификации данной Конвенции наибольшим количеством государств и сокращению сроков уничтожения запасов и очистке районов, зараженных кассетными боеприпасами, в свете того, что дети чаще, чем кто бы то ни было, становятся жертвами таких боеприпасов.
Особо уделяется внимание проблеме сексуальной эксплуатации и надругательств в отношении детей в период вооруженного конфликта, так как данное злодеяние в некоторых регионах начинает превращаться в одно из средств ведения войны (Дарфур, Судан). Отмечается существующая взаимосвязь между распространением вируса иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД) и сексуальным насилием девушек и женщин в зонах боевых действий. Вооруженные конфликты также усугубляют другие условия, способствующие распространению ВИЧ/СПИДа, в частности, крайнюю нищету, вынужденное перемещение и разделение семей. В этой связи констатируется, что необходимо продолжение и укрепление программ повышения информированности по вопросам ВИЧ/СПИДа, предоставления медицинской помощи и поддержки в рамках миротворческих операций и гуманитарных программ.
В диссертации также отмечается, что случаи сексуального домогательства в отношении детей в период вооруженных конфликтов со стороны сотрудников международных миссий и миротворческого контингента ООН должны быть совершенно недопустимы. Еще в конце 2006 г. бывший Генеральный секретарь ООН К.Аннан принял решение создать специальную Группу правовых экспертов, которая непосредственно занимается расследованием случаев сексуальной эксплуатации в миротворческих операциях. В эту группу вошли представители Австралии, Нигерии, Сингапура и США. Одной из задач Группы стала выработка рекомендаций по пресечению порочной практики, сложившейся в некоторых ооновских миссиях. Речь шла о стандартизации правил, запрещающих сексуальную эксплуатацию и сексуальные злоупотребления для всех категорий миротворческого персонала. Несомненно, создание Группы правовых экспертов была первой и довольно-таки успешной попыткой ООН вплотную и более детально заняться проблемой сексуальных домогательств сотрудников ООН по отношению к детям в период вооруженных конфликтов. И в настоящее время Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун продолжает следить за работой указанной Группы. По данному вопросу Совет Безопасности ООН периодически рассматривает вопросы об обеспечении или расширении присутствия советников по вопросам защиты детей в миротворческих операциях и политических миссиях ООН при выполнении ими своих мандатов. Отдельно в рамках данного вопроса делается вывод о необходимости разработки положений деятельности советников по вопросам защиты детей, а также специальных процедур, регулирующих вопросы их взаимодействия с различными международными организациями.