Международно-правовая защита детей в период вооруженных конфликт в деятельности международных организаций и в практике международных уг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:45, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети. Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.

Работа состоит из  1 файл

Международно-правовая защита детей в период вооруженных конфликт.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

Основным методом работы организации Международная Амнистия (МА) является привлечение внимания общественности к фактам нарушений прав человека и оказание возможного давления на власти соответствующей страны, в первую очередь за счет потока обращений (писем, телеграмм, факсов) от граждан разных стран. МА систематически публикует доклады и периодические издания по вопросам защиты прав человека, в которых приводятся случаи нарушений прав человека в отдельных странах.

Говоря о защите детей  в период вооруженных конфликтов, необходимо отметить, что в ходе вооруженных конфликтов Международная Амнистия не принимает ничью сторону и одинаково осуждает нарушения прав детей, допускаемые любой из противодействующих сил. МА выступает против нарушений прав человека, совершаемых как правительственными силами, так и вооруженными формированиями, защищает права детей в зоне вооруженных конфликтов, а также беженцев и вынужденных переселенцев.

В вопросе защиты прав детей нельзя обойти вниманием и институт омбудсменов по правам ребенка. Так, на сегодняшний день омбудсмены, или комиссары по правам ребенка (уполномоченные по правам ребенка), действуют более чем в 25 странах мира (Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Люксембурге, Норвегии, Польше, России, Франции и других). В диссертации выделяется четыре основных способа образования института уполномоченного по правам ребенка:

1) в рамках существующих государственных органов и институтов (Германия, Дания, Россия);

2) на основании специального закона, принимаемого парламентом (Норвегия, Швеция);

3) в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия);

4) в рамках неправительственных организаций и под их эгидой (Финляндия, Израиль).

Учитывая произошедшие вооруженные столкновения на приграничных территориях Российской Федерации, автор в рамках диссертационного исследования предлагает учреждение в составе (структуре) института Уполномоченного по правам ребенка в РФ должности специального лица, отвечающего за организацию решения вопросов детей, оказавшихся в ситуациях вооруженного конфликта.

Кроме того, в результате исследования делаются следующие основные выводы:

– необходима более тесная взаимосвязь уполномоченных по правам ребенка в различных странах и Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтах для проведения обучения детей правилам поведения во время вооруженных столкновений;

– существует необходимость разработки определенных правил и процедур, регламентирующих механизмы взаимодействия между международными и региональными организациями для более оперативного реагирования и оказания соответствующей помощи и поддержки детям, оказавшимся втянутыми в вооруженный конфликт;

– в целях повышения эффективности взаимодействия и сотрудничества международных межправительственных и неправительственных организаций в постконфликтной реабилитации следует принять Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся постконфликтной реабилитации детей, учитывающий реалии современного дня и проблемы реинтеграции в общество детей, принимавших участие в вооруженных столкновениях.

Глава III «Практика международных уголовных судебных органов по рассмотрению дел, связанных с участием детей в вооруженных конфликтах» состоит из двух параграфов и посвящена анализу практики международных уголовных судебных органов по рассмотрению такого рода дел и ее роли в совершенствовании защиты детей, затронутых вооруженным конфликтом.

В первом параграфе главы III «Положения Римского статута и деятельность Международного уголовного суда по защите детей в период вооруженных конфликтов» анализируются нормы Римского статута МУС, касающиеся детей и работа Суда над рассмотрением дел, которые связаны с нарушением их прав.

Главное отличие МУС  от, например, специальных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде состоит в том, что они были созданы Советом Безопасности ООН для рассмотрения конкретных ситуаций, сложившихся после совершения наиболее серьезных преступлений. Юрисдикция этих трибуналов ограничена временем и соответствующими территориями. Они не предназначались для рассмотрения нарушений, которые произошли в других местах, или для предотвращения нарушений в будущем. МУС же был учрежден как уголовный судебный орган с постоянной юрисдикцией, как инстанция высокого значения, востребованная всем мировым сообществом.

В диссертации проводится анализ положений Римского статута, касающихся непосредственно детей, и отмечается, что уже в преамбуле говорится о «миллионах детей, ставших жертвами немыслимых злодеяний, глубоко потрясших совесть человечества». Разбираются положения, касающиеся вопросов использования детей в период международных и немеждународных вооруженных конфликтов, и подчеркивается, что набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях отнесены к военным преступлениям (ст. 8).

Отдельно рассматривается вопрос судебного преследования за сексуальные преступления. В Статут включены преступления, сопряженные с насилием на сексуальной почве, такие, как изнасилования, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции и принудительная беременность, в качестве преступлений против человечности, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Данные преступления также являются военными преступлениями, в случае совершения их во время международного либо внутреннего вооруженного конфликта.

Существует единое мнение в отношении того, что изнасилования  и сексуальное насилие в отношении  детей в условиях вооруженных  конфликтов являются тяжкими преступлениями. Ввиду этого в исследовании отмечается важность наращивания усилий для борьбы с обстановкой безнаказанности и обеспечения доступа к правосудию, для привлечения к ответственности за совершенные преступления и для предоставления пострадавшим средств правовой защиты. Подчеркивается, что, согласно нормам международного гуманитарного права и прав человека, дети, пострадавшие в результате вооруженного конфликта, имеют право на особое уважение, защиту и заботу, включая защиту от всех форм сексуального насилия и сексуальной эксплуатации.

Обращается внимание на такой немаловажный фактор, как предъявление определенных (специальных) требований при выдвижении и выборе судей МУС. Статут указывает, что государства-участники при отборе судей должны учитывать и принимать во внимание потребность в наличии судей, обладающих опытом юридической деятельности, в том числе и по специальным вопросам, например, касающимся насилия в отношении женщин или детей (ст. 36). Статут закрепляет и прокурору ряд обязанностей и специальных полномочий, связанных с детьми. Так, прокурор назначает консультантов с опытом юридической деятельности по специальным вопросам, включая вопросы, касающиеся гендерного насилия и насилия в отношении детей (ст. 42); принимает надлежащие меры для обеспечения эффективного расследования и уголовного преследования за преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда, соблюдая при этом интересы и личные обстоятельства потерпевших и свидетелей, в том числе возраст, гендерный фактор, а также учитывает характер преступлений, в частности преступлений, связанных с насилием в отношении детей (ст. 54).

Со времени начала практической работы МУС в 2005 г. прокурору удалось передать в суд уголовное дело по обвинению Томаса Лубанги. Это одно из первых дел, к слушанию которых приступил МУС6. Сегодня в камерах предварительного заключения в Гааге по обвинению прокурора находятся также лидеры вооруженных группировок из Демократической Республики Конго Жермен Катанга и Матье Чуи7. В апреле 2007 г. МУС выдал ордера на аресты министра по гуманитарным делам Судана Ахмеда Харуна и лидера арабской полиции «Джанджавид» Али Мухаммеда Али Абдуль-аль-Рахмана. Они обвиняются в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в Дарфуре. Однако до сих пор эти лица остаются на свободе.

Томас Лубанга обвиняется прокурором в совершении серьезных военных преступлений, в частности, в вербовке малолетних детей. Т.Лубанга командовал так называемыми «Патриотическими силами освобождения Конго» во время гражданской войны, которая унесла жизни более 3 млн. человек. Он был доставлен в Гаагу в марте 2006 г. До этого Т.Лубанга провел год в тюрьме в Киншасе (Демократическая Республика Конго). Обвинительное заключение лидеру «Патриотических сил освобождения Конго» прокурор МУС предъявил еще в августе 2006 г., и в настоящее время данное дело находится в работе Суда.

В марте 2009 г. МУС выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, причастного к преступлениям против человечности и военным преступлениям. В частности, президенту Судана предъявлены обвинения в причастности к нападениям на мирное население в Дарфуре, убийствам, изнасилованиям, пыткам и принудительным перемещениям. Все эти преступления совершались в ходе пятилетней кампании (2003 – 2008 гг.), осуществляемой правительством Судана против повстанческих группировок «Освободительное движение Судана», «Освободительная армия Судана» и «Движение за справедливость и равенство». За это время было убито, по меньшей мере, 35 тыс. человек, более тысячи женщин и детей были изнасилованы, несколько миллионов человек стали внутренне перемещенными лицами8.

В настоящее время, кроме  ситуации в ДРК и Судане, МУС расследует также преступления, совершенные на территории Уганды. В связи с этим были выданы распоряжения об арестах членов действующей там повстанческой группировки «Армия сопротивления Бога». Среди них – лидер группировки Джозеф Кони. Он также в настоящее время находится на свободе9. Д.Кони предъявлены обвинения в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, включая насильственную вербовку и использование детей в возрасте до 15 лет в боевых действиях. Анализируя состояния указанных дел, автор исследования отдельно подчеркивает, что в работе Международного уголовного суда имеются определенные трудности представлении доказательств и квалификации преступлений.

В дополнение к этому в диссертации отмечается, что определенным образом требует своего решения вопрос о назначении наказания Международным уголовным судом лицам, принимавшим участие в вооруженном конфликте, но не достигшим возраста 18 лет. Ст. 26 Римского статута указывает, что Суд не обладает юрисдикцией в отношении лиц моложе 18-летнего возраста. Таким образом, неурегулированным остается вопрос о привлечении к ответственности Международным уголовным судом тех же самых детей, которые были завербованы и участвовали в вооруженных столкновениях. Предлагается принять соответствующее дополнение либо издать официальное разъяснение к указанному положению Статута, так как данный пробел должен быть урегулирован с учетом особого статуса детей, предполагая a priori, что защита детей в период как международного, так и немеждународного вооруженного столкновения имеет определенную особенность по причине того, что в указанный период деления участвующих в сражении на комбатантов и некомбатантов де-факто практически не существует. Как правило, ребенок оказавшийся в такой ситуации, вряд ли может рассчитывать на гарантию жизни и в большинстве случаев дети становятся жертвами вооруженных конфликтов, а не нарушителями закона.

Второй параграф главы III «Рассмотрение дел, затрагивающих права детей во время военных действий, в практике международных уголовных трибуналов» посвящен анализу рассмотренных и находящихся на рассмотрении дел в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии, Международном уголовном трибунале по Руанде, Специальном суде по Сьерра-Леоне, Чрезвычайных судебных палатах в Камбодже и Специальных коллегиях с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Тиморе-Лешти.

Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный  трибунал по Руанде были созданы Советом Безопасности в 1993 г. (МТБЮ) и в 1994 г. (МУТР) соответственно и имеют мандат на судебные преследования лиц, ответственных за совершение серьезных нарушений международного гуманитарного права в бывшей Югославии и Руанде.

За время своего существования МТБЮ издал обвинительные заключения против 161 лица, 10 человек были оправданы, 55 получили тюремные сроки различной длительности, 13 были переданы для разбирательства на родине, 16 скончались до вынесения вердикта, двое умерли, отбывая срок. Более 90 трибуналов – то есть большинство – было проведено против сербов. Отмечается, что, несмотря на многократные обращения и предоставление всех необходимых доказательств, к рассмотрению МТБЮ не были приняты случаи массовой гибели сербского мирного населения, а также преследования и издевательства над сербскими детьми в концентрационном лагере «Силос». Однако завершены рассмотрения дел по обвинениям в геноциде, в заговоре с целью совершения геноцида, преступлениях против человечности и нарушении законов и обычаев войны, в том числе связанных с насильственным удержанием и переселением сотен детей10.

Международный уголовный  трибунал по Руанде за 15 лет своей  работы  вынес судебные решения по делам 44 обвиняемых, 6 человек было оправдано, 2 скончались до вынесения вердикта, 2 дела были переданы в национальные суды. В МУТР имеются дела, где установлены факты вопиющего нарушения норм международного гуманитарного права высокопоставленными должностными лицами, ответственными за образование детей, пасторами дневных церквей, медицинскими работниками. В судебных решениях по результатам рассмотрения данных дел наличествуют обвинения в геноциде и убийстве тысяч детей11. Однако указывается, что на сегодняшний день находятся на свободе еще 13 лиц, скрывающихся от правосудия, которые должны предстать перед МУТР, в том числе как обвиняемые в убийствах, гонениях и принудительных переселениях детей.

Деятельность международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде должна быть завершена в 2010 г. Однако в настоящее время есть определенные предпосылки того, что, например, МТБЮ не успеет уложиться в указанные сроки.

Информация о работе Международно-правовая защита детей в период вооруженных конфликт в деятельности международных организаций и в практике международных уг