Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:45, автореферат
Актуальность темы исследования. История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети. Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.
В диссертации подчеркивается, что в целях завершения работы указанных трибуналов в срок – сотрудничество тех государств, в которых находятся скрывающиеся от правосудия лица, играет ключевую роль. Завершение работы без проведения арестов или передачи этих скрывающихся от правосудия лиц несет опасность того, что может сохраниться ощущение вседозволенности и безнаказанности. В связи с этим необходимо, чтобы государства оказывали всемерное содействие в деятельности международных уголовных судебных органов, особенно в случаях защиты и восстановления нарушенных прав детей.
По официальным данным, в десятилетней гражданской войне в Сьерра-Леоне (1991 – 2002 гг.) участвовали более 10 000 детей. Как известно, во время войны в Сьерра-Леоне дети больше, чем в каком-либо другом конфликте, использовались в качестве комбатантов и совершали преступления.
В работе Специального суда по Сьерра-Леоне находится дело по обвинению бывшего главы Либерии Чарльза Ганкей Тэйлора. Он был передан в распоряжение Специального суда по обвинению в 11 случаях совершения военных преступлений и преступлений против человечности, включая вербовку, или мобилизацию детей в возрасте до 15 лет в вооруженные силы (группы), или их использование для активного участия в боевых действиях во время гражданской войны в 1991 – 2002 гг.12 Рассмотрение данного дела в настоящее время находится в самой активной стадии. В феврале 2009 г. был завершен допрос свидетелей со стороны обвинения, а в мае 2009 г. судебная палата отклонила ходатайство адвокатов экс-президента о досрочном оправдании их подзащитного (адвокаты пытались доказать судьям, что существующих письменных и устных доказательств недостаточно для дальнейшего содержания бывшего президента под стражей и продолжения процесса над ним). Всего по просьбе прокурора был допрошен 91 свидетель.
Назначение же наказания Специальным судом по Сьерра-Леоне Алексу Тамбе Бриме, Бриме Бази Камаре и Сантиги Борбору Каню из Революционного совета вооруженных сил, а также осуждение Алье Кондевы из ополчения Сил гражданской обороны за вербовку и использование детей-солдат послужили важным сигналом о том, что такие преступления против детей являются нетерпимыми, а те, кто совершает подобные действия, будут привлечены к суду13. Но в данной области следует заметить, что, независимо от международных усилий, национальные органы также обязаны оперативно начинать национальный процесс надлежащего преследования за тяжкие преступления против детей.
Указывается, что правовой статус Специального суда по Сьерра-Леоне отличается от правовых статусов МТБЮ и МУТР тем, что последние являются вспомогательными органами Совета Безопасности ООН, а Специальный суд по Сьерра-Леоне является самостоятельной международной организацией.
Однако наряду с положительными аспектами деятельности Суда – освобождение малолетних от ответственности, самостоятельная деятельность Суда, отмечаются и так называемые отрицательные – это временные границы юрисдикции Суда и полная зависимость от добровольных взносов.
По данному вопросу видится необходимым закрепление обязательности выделения большей части денежных средств на функционирование Суда со стороны ООН в целях недопущения уменьшения его самостоятельности и независимости.
В данном параграфе рассматривается также деятельность Чрезвычайных судебных палат в Камбодже и Специальных палат по тяжким преступлениям в Тиморе-Лешти и констатируется, что международный судебный орган сегодняшнего дня может и должен стать действенным средством достижения целей международной юстиции и являться удерживающим фактором от совершения нарушений норм международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов.
По итогам анализа обозначенных вопросов формулируются следующие основные выводы: представляется актуальным обеспечение практического применения существующих стандартов в области защиты детей и выполнение соответствующих руководящих принципов, позволяющих улучшить защиту детей; необходимы решительное публичное порицание и осуждение на международном уровне нарушения положений, касающихся вопросов использования детей в международных и немеждународных вооруженных конфликтах, и применение практических действий, направленных на борьбу с этими деяниями, – таких как оказание дипломатической поддержки всего мирового сообщества в исполнениях ордеров на арест лиц, ответственных за вербовку и использование детей в вооруженных конфликтах, и оперативное рассмотрение подобных категорий дел международными трибуналами и Международным уголовным судом.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщения и формулируются выводы, основанные на материалах и по результатам проведенного исследования.
В приложениях к диссертационному исследованию указываются положения международного гуманитарного права, предоставляющие общую и особую защиту детям в период вооруженных конфликтов, и приводится перечень сторон, которые осуществляют вербовку или использование детей в ситуациях вооруженных конфликтов.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие научные статьи:
а) публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Рахимов С.Ф. Защита прав ребенка и проблемы запрещения оружия неизбирательного действия // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1. – С. 106-108 (0,2 п.л.);
2. Рахимов С.Ф. Проблемы сексуальной эксплуатации и надругательства в отношении детей в период вооруженных конфликтов //Юридический мир. 2009. № 3. – С. 76-80 (0,3 п.л.);
б) публикации в иных изданиях:
3. Рахимов С.Ф. Значение решений Международного уголовного суда для национального законодательства // Право и суд в современном мире № 2: Материалы международной студенческой научно-практической конференции «Защита прав человека и основных свобод» и Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики». – Казань, 2004. – С. 52-54 (0,2 п.л.);
4. Рахимов С.Ф. Некоторые проблемы защиты детей в период вооруженных конфликтов // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 8. / Под ред. Р.М.Валеева. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова – Ленина, 2007. – С. 240-245 (0,4 п.л.);
5. Рахимов С.Ф. Вопросы защиты детей в период вооруженных конфликтов в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года и Дополнительного протокола к ней // Гражданское образование – глобальная проблема трансформирующегося мира: российский опыт, международное измерение: Материалы Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2007 года). В 2-х ч. – Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2007. – Ч. II. – С. 146-152 (0,5 п.л.);
6. Рахимов С.Ф. Некоторые аспекты становления института защиты детей в период вооруженных конфликтов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007, № 2. – С. 335-337 (0,2 п.л.);
7. Рахимов С.Ф. Об актуальных проблемах в области международно-правовой защиты детей в период вооруженных конфликтов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007, № 7. – С. 148-150 (0,2 п.л.);
8. Рахимов С.Ф. Современные проблемы международно-правовой защиты детей в период вооруженных конфликтов // Современные проблемы развития международного и конституционного права: сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Д.И.Фельдмана / отв. ред. Г.И.Курдюков, О.М.Смирнова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – С. 249-253 (0,3 п.л.);
9. Рахимов С.Ф. Основные проблемы защиты детей в период вооруженных конфликтов // Международно-правовые чтения. Выпуск 7 / отв. ред. П.Н.Бирюков; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. – С. 35-38 (0,2 п.л.).
Общий объем опубликованных работ: 2,5 п.л.
1 По разным оценкам, на сегодняшний день в военных действиях приблизительно в 40 странах мира принимает участие от 300 до 500 тыс. лиц в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них всего по 7 или 8 лет. За последние 10 – 15 лет в связи с конфликтными ситуациями погибло более 2 млн. детей, свыше 1 млн. детей стали сиротами, более 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, и свыше 10 млн. детей пережили тяжелую психологическую травму. Дети составляют до 50% жертв войны из числа гражданского населения и более 50% из числа беженцев и переселенцев. См.: Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / Перевод с французского Е.Кирпичниковой. – М.: Изд-во «МИК», 2004. – С. 398; Child Soldiers Global Report 2008 / Coalition to Stop the Use of Child Soldiers. UK, London, 2008; Statements and reports by the Special Representative of the UN Secretary General on Children and Armed Conflict. United Nations doc.: А/55/749 (2001), А/58/328 (2003), А/62/228 (2007), А/63/227 (2008).
2 Например, в результате воздушных бомбардировок на территории Афганистана в 2008 г. было убито более 800 мирных жителей, из которых около четверти – дети, в 2009 г. среди всех жертв детей было уже более 300 // Доклад Генерального секретаря ООН «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» (A/64/705 – S/2010/127).
3 В докладе Генерального секретаря ООН S/2002/1299 указываются 23 организации и государственные органы некоторых стран. В их числе – Афганистан, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Либерия и Сомали. Отдельно необходимо обратить внимание на то, что в некоторых названных государствах к услугам детей-солдат прибегают не только повстанцы, но и правительства. Более того, например, в Афганистане дети использовались и продолжают использоваться всеми сторонами на протяжении уже более 30-летнего вооруженного конфликта.
4 В докладе Генерального секретаря ООН «Дети и вооруженные конфликты» (А/63/785 – S/2009/158) по состоянию на 2009 г. фигурирует список уже из 56 государственных и негосударственных субъектов, которые вербуют или используют детей в ситуациях вооруженного конфликта. Необходимо указать, что 19 из них находятся в этом списке уже не первый год.
5 На основании информации Специального представителя по вопросу о детях и вооруженных конфликтах и доклада Генерального секретаря ООН за 2003 г. A/58/546 – S/2003/1053 в Чеченской республике повстанческие группы привлекали и использовали детей для установки наземных мин и взрывных устройств. В соответствии с данной информацией Чеченская республика и группы чеченских повстанцев упоминаются в приложении к данному докладу, в котором перечисляются стороны в вооруженном конфликте, которые вербуют или используют детей. Однако в последующих докладах упоминания о данных группах уже отсутствуют.
6 Case ICC-01/04-01/06 – Situation in the Democratic Republic of the Congo in the case of the Prosecutor v. Thomas Lubanga Dyilo.
7 Case ICC-01/04-01/07 – Situation in the Democratic Republic of the Congo in the case of the Prosecutor v. Germain Catanga and Mathieu Ngudgolo Chui.
8 Case ICC-02/05-01/09 – The Prosecutor v. Omar Hassan Ahmad Al Bashir.
9 Case ICC-02/04-01/05 – The Prosecutor v. Joseph Kony, Vincent Otti, Okot Odhiambo and Dominic Ongwen. Situation in Uganda.
10 Cases: IT-94-2 The Prosecutor v. Dragan Nikolič; IT-02-60/2 The Prosecutor v. Dragan Obrenovič; IT-00-39 The Prosecutor v. Momčilo Krajišnik.
11 Cases: ICTR-01-74 The Prosecutor v. François Karera; ICTR-95-54 The Prosecutor v. Jean de Dieu Kamuhanda; ICTR-96-10 & ICTR-96-17 The Prosecutor v. Elizaphan Ntakirutimana & Gérard Ntakirutimana.
12 Case SCSL-03-01 The Prosecutor v. Charles Ghankay Taylor.
13 Case SCSL-04-16 The Prosecutor vs. Brima, Kamara and Kanu.