Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:38, курсовая работа
Цель работы: решить поставленные задачи; выяснить причину возникновения выше указанных проблем и предложить возможные способы их устранения.
Тема некоммерческие организации в России достаточно актуальна на протяжении уже 20 лет, т.к. законодательство о некоммерческих организациях в России стало складываться 1990 годах. Таким образом, закон СССР «об общественных объединениях» 1990 году укрепил правовую основу личных неимущественных прав граждан в сфере политической и общественной жизни « право граждан на объединения».
Основательно закрепилось положение некоммерческих организаций в России с принятием ФЗ «О некоммерческих организаций» от 12.01.1996 г. Но принятие этого ФЗ не решило всех задач в этой сфере т.к. существует на сегодняшний день и проблемы в сфере регулирования некоммерческих организаций, а именно появление коллизий в праве. Однако это не одна проблема также отсутствует надёжная статистика некоммерческих организаций. Согласно последнему отчету Федеральной регистрационной палаты, их чуть больше 200 тысяч. Следует отметить, что в отчете, который Росс-регистрация предоставила Росстату в 2008 году, цифра 200 тысяч получается только при сложении общественных объединений и НКО. Еще одну цифру на встрече с Дмитрием Медведевым 15 апреля 2009 года назвал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: "В стране 413 тысяч негосударственных, некоммерческих организаций: четверть — это потребительские кооперативы, реальных НКО около 70 тыс.". При этом, по его словам, треть НКО "вообще не имеет сотрудников».1
Задача этой работы:
Во-первых, изучить историю развития законодательства о статусе некоммерческих организаций;
Во-вторых, определить общее понятие некоммерческой организации и выявить наличие как общих, так и конкретных признаков;
В-третьих, перечислить все виды некоммерческих организаций и изучить отдельные, а именно: потребительский кооператив, учреждение, ТСЖ, фонды, товарная биржа.
Цель работы: решить поставленные задачи; выяснить причину возникновения выше указанных проблем и предложить возможные способы их устранения.
Глава1. История развития законодательства о статусе некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации являются одним из видов юридических лиц, в действующем гражданском законодательстве России. И поэтому в начале исследования данного вопроса рассмотрим историю возникновения юридического лица.
Юридическое лицо как субъект права прошло длинный путь развития. Процесс его образования своими корнями уходит в римское право. Однако юридическое лицо не получило в римском праве значительного развития. Несмотря на широкое развитие внешней торговли и ростовщичества, в основе римского хозяйства, как общества рабовладельческого, лежало натуральное производство. Среди исследователей истории развития юридического лица в древнем Риме широко распространено мнение, что понятие юридического лица зародилось; в отношении городских общин, имущество которых постепенно было обособлено, выделено в самостоятельную единицу, в связи, с чем муниципии, как территориальные объединения собственников-рабовладельцев, стали уподобляться субъектам права.2
Римские юристы не доработались до понятия юридического лица. Они уподобляли муниципии, союзы, императорскую казну (фиск) лицу, но отсюда они не делали вывода о том, что существуют два вида лиц — люди и коллективные образования. Лицом по римскому праву являлся только человек.
Лишь в буржуазном обществе понятие юридического лица получило свою законченность и определенность. Широкое развитие коллективных образований в буржуазном обществе тесным образом связано с процессом концентрации и централизации капитала, с появлением разнообразных капиталистических объединений. Таковы различные виды торговых товариществ. Буржуазное законодательство, в конце концов, признало имущественную правоспособность за различного рода политическими, профессиональными, культурными, научными и т. п. обществами, союзами и учреждениями, поскольку эти организации для достижения своих целей становятся участниками гражданского оборота.3 Юридическим лицом сделалось и само государство, как казна (фиск). В этом своем качестве государство приравняло себя к прочим участникам гражданского оборота, выступая как, частный собственник.
В развитых правопорядках, а именно в европейском континентальном праве и в буржуазной теории различают два вида юридических лиц: а) корпорации представляют собой добровольное объединение физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников; и б) учреждения – организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства.
К числу корпоративных организаций в России могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц, а также большинство некоммерческих организаций. К учреждениям могли бы быть отнесены не только фонды и «автономные некоммерческие организации», но и «унитарные предприятия». Однако в российском гражданском праве понятие учреждение имеет своё, особое значение, отличное от традиционного.4 Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем - собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество.5 Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения.
Законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации стало складываться лишь в 1990-х годах, тогда был принят закон СССР «об общественных объединениях». Если говорить не конкретно о понятие некоммерческой организации как виде юридического лица, а о подобных организациях, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение и распределения прибыли. То такие организации существовали в России еще в 30-е годы 20 столетия.6 Они регулировали развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты. Признавался специальный статус этих организаций, действующих в общественных интересах, в противоположность государственным.
Первыми принятыми тогда нормативными актом в этой области были: Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и Положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.
Основным аналогом международного понятия «некоммерческая организация» в России до последних лет являлась так называемая «общественная организация» — добровольное самоуправляемое объединение граждан, созданное с целью реализации их личных неимущественных (духовных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и др.) интересов, которое существует почти исключительно как членская организация, без целей получения и распределения прибыли.
С принятием части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации
от 30 ноября 1994 года, ситуация кардинально изменилась. Нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел «Некоммерческие организации». В котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут заниматься благотворительностью. Даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов некоммерческих организаций, порядок получения и использования ими имущества, а в некоторых случаях и требования, которые должны быть включены в учредительные документы некоммерческих организаций.
Затем
был принят ФЗ «о
Данный закон определил основные формы некоммерческих организаций и закрепил основные принципы их функционирования.7 Однако, естественно, он не в состоянии содержать подробного регулирования всех аспектов некоммерческой деятельности, осуществляемой в самых различных организационно-правовых формах. В частности, значительные отличия существуют в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций, а в рамках негосударственного сектора специфического регулирования требуют некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями, или созданные по инициативе ряда физических лиц, либо отдельным гражданином.
Наряду с Гражданским Кодексом и ФЗ «о некоммерческих организациях» в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций действуют и другие ФЗ регулирующие отдельные виды некоммерческих организаций. Эта множественность нормативно правовых актов создает противоречия, т.е. коллизии. А там где коллизии, по сути, существуют и пробелы в праве. Коллизии же нуждаются в устранении, а пробелы в восполнении.
Со временем развития НКО в России, появилась проблема статистики этих организаций. Трансформация социально – экономической системы в нашей стране за последнее десятилетие привела к значительному сокращению роли государства в решении различных, в том числе, социальных проблем. В результате отмечаются резкое снижение эффективности систем социального обеспечения и уровня доступности основных социальных услуг.8
Как реакция общества на происходящие социальные и макроэкономические изменения, с конца 80х годов в России начинается движение граждан по созданию общественных объединений. Характеризуя этот нарождающийся сегмент некоммерческих организаций или третий сектор, Леонова И.Г. в 1999 приводит данные Госкомстата, согласно которым в стране было зарегистрировано 236795 неправительственных организаций. Однако, исследователь считает их ориентировочными, поскольку “существенная часть зарегистрировавшихся организаций прекращают либо приостанавливают свою деятельность”, что не отражается в официальной статистике.9
Показатели динамики регистрации некоммерческих организаций в России в период с 1991 по 1997 годы приводят Хананашвили Н.Л. и Якимец В.Н. (в 1999 ).10
Год регистрации Количество организаций
1991 4613
1992 9380
1993 8669
1994 8728
1995 9091
1996 17594
1997 17500
Как следует из приведенных данных, в 1997 году в России было зарегистрировано 17500 некоммерческих организаций. Резкий рост числа этих организаций в 1996 году, конечно же, связано с принятием ФЗ “Об общественных организациях” от 19.05.95г. В том же году 7 июля Государственной Думой был принят ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. 12 января 1996 года появился федеральный Закон “О некоммерческих организациях”.
Российские НКО впервые были официально пересчитаны в 2007 году. 17 декабря 2007 года начальник управления методического обеспечения и контроля в сфере государственной регистрации и деятельности НКО Российской регистрации Александр Степанов заявил, что за 11 месяцев 2007 года его ведомство зарегистрировало "8718 неправительственных организаций, из них около 30% — это общественные объединения". По данным Росстата, за год было зарегистрировано 72 068 НКО, к 1 января 2008 года их общее число достигло 75 112. 1 января 2009 года насчитывалось лишь 73 212 НКО.11 Даже профильные чиновники путают понятия и данные в этой сфере. Сравнивая эти цифры с данным Росстата за весь год, можно обнаружить, что за декабрь госорганы успели зарегистрировать больше объединений, чем за предыдущие 11 месяцев. В том же году чиновник упоминал "расчеты экспертов Общественной палаты" и сообщал, что в России более 300 тыс. НКО.
Я думаю, это путаница в цифрах связана в первую очередь с коррумпированностью регистрационных организаций, а также возможно и в непрофессионализме статистических подсчетах.
Глава 2. Понятие и признаки НКО.
В статье
50 ГК РФ, а также в статье 2 ФЗ
«О НКО» дается понятие
По-моему, данное понятие не раскрывает полной сущности некоммерческой организации т.к. определение основано не на характеристике основных свойств этих организаций, а на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. Положительному свойству коммерческих организаций - извлечение прибыли - противопоставлено отрицательное свойство - "не имеющие извлечение прибыли в качестве" основной цели своей деятельности. Этот признак дополняется вторым, существенным для тех некоммерческих организаций, которые в соответствии с Законом могут иметь какую-то прибыль, - "не распределяющие полученную прибыль между участниками".11
Для того чтобы раскрыть сущность этого понятия необходимо определить признаки НКО. Для этого потребуется изъять определенную особенность всех или большинства видов или форм НКО.
Я выделила следующие признаки: