Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Некоммерческие организации существуют очень давно, что обусловлено потребностью людей объединяться по интересам для реализации каких-либо социальных, культурных и иных целей. Актуальность данной темы заключается в том, что историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить1. Они стимулируют этот процесс “снизу”, от населения, граждан, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава I Правовая природа некоммерческих организаций
1.1 Понятие и признаки некоммерческой организации......................................5
1.2. Способы создания некоммерческих организаций ........................................9
1.3 Регистрация некоммерческой организации…………..................................11

Глава II Классификация некоммерческих организаций и их хозяйственно-правовая деятельность
2.1.Формы некоммерческих организаций...........................................................13
2.2.Отношения собственности некоммерческих организаций.........................25
Заключение.............................................................................................................28
Список используемой литературы .................................................................... 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая НКО.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

В условиях рыночной экономике основным становится явочно-нормативный способ создания юридических лиц. Как и при разрешительном способе создания юридических лиц, инициатива образования организации исходит от будущих ее членов. Общее разрешение на образование организации дается заранее, до проявления такой инициативы; если при разрешительном способе такое разрешение представляется собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном - это нормативный акт общего характера. Таким образом, основное разрешение на образование организации дается здесь заранее и в общем виде. Остальная часть контроля за ее созданием осуществляется при регистрации данной организации.

Помимо вышеназванных  способов создания юридических лиц, закон выделяет еще один - это реорганизация. Действующее законодательство понимает под реорганизацией юридического лица - прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующий организаций. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества прекращаемого юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменное наименование и пр. Реорганизация возможно в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В зависимости от того, какой орган принял решение о реорганизации юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительная реорганизация юридического лица происходит по решению суда либо по решению уполномоченных государственных органов10.

1.3. Регистрация некоммерческой организации

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Общий порядок государственной регистрации юридических лиц урегулирован Законом ПМР «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 222-3-IV от 11.06.2007г. Государственная регистрация осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным на то нормативным правовым актом Президента ПМР (п. 1 ст. 6 Закона Законом ПМР «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Таким органом является Государственная служба регистрации и нотариата Министерства юстиции ПМР (ГС РиН МЮ ПМР). Необходимым условием внесения сведений о создании НКО в единый государственный реестр юридических лиц является принятие решения о государственной регистрации НКО ГСРиН МЮ ПМР или его территориальным органом (отделом).

Ранее регистрации общественных организаций  регламентировалась Приложением к Постановлению Правительства ПМР N 296 от 14 июля 2000 года «Положением "О порядке государственной регистрации           (перерегистрации) общественных объединений". Для НКО предусматривается расширенный перечень документов, необходимых для государственной регистрации. Как и любое другое юридическое лицо, НКО должно представить в регистрирующий орган заявление, решение о создании НКО, учредительные документы НКО, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица, документ об уплате государственной пошлины. Состав учредительных документов определяется с учетом организационно-правовой формы НКО.

Для общественной организации (объединения)- устав, утвержденный учредителями (участниками), для учреждения – решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для ассоциации или союза –учредительный договор, заключенный с членами и устав, утвержденный ими (ст. 14 Закона ПМР «О некоммерческих организациях»). В решении о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов должен быть обязательно указан состав избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах). За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина.

 

Глава II Классификация некоммерческих организаций и их хозяйственно-правовая деятельность

2.1 Формы некоммерческих организаций.

Как было сказано выше, формами НКО являются: потребительские кооперативы, фонды, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации) (ст.ст. 6-11 Закона ПМР «О некоммерческих организациях»).

Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (ст. 125 ГК ПМР). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы. Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов. В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива. Поэтому одно и то же лицо может являться членом (пайщиком) нескольких потребительских кооперативов. 11

Потребительский кооператив основывается на началах членства и  образуется на основе объединения его  участниками имущественных взносов. Несмотря на отсылочную норму  в п.6 ст. 125 ГК ПМР о том, что правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности членов определяются в соответствии с ГК, а также законами о потребительских кооперативах, такого закона  на сегодняшний день в ПМР не имеется. Данное обстоятельство создает значительный законодательный пробел и трудности в правоприменительной практике. Следует отметить то, что потребительские кооперативы не отнесены к НКО Законом ПМР «О некоммерческих организациях». Таким образом, правовое регулирование потребительских кооперативов производится в соответствии с нормами ГК ПМР, типовыми уставами кооперативов.

Лица, принимающие участие  в создании кооператива, а также  вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные  взносы, называемые паевыми. Они формируют  паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества. Деятельность потребительского кооператива направлена на удовлетворение потребностей его участников, а не на извлечение прибыли. Однако при реализации своих уставных целей кооператив несет определенные затраты. Поэтому члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива. В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. Например, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива. Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, право преимущественного получения товаров и услуг в организациях потребительского общества, право гарантированного сбыта своей продукции через эти организации, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив. Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие (кооперативные) выплаты, предусмотренные уставом.

Система органов управления потребительского кооператива такая  же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков, которое наряду с вопросами, отнесенными законом и уставом к его исключительной компетенции, вправе принять к своему рассмотрению любой другой вопрос. Деятельность кооператива возглавляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива12. При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива.

В Законе ПМР «Об общественных объединениях» отмечается, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона). Следует отметить, что Закон «Об общественных объединениях» регулирует вопросы деятельности объединений как являющихся юридическими лицами, так и не обладающих таким статусом и, соответственно, не подпадающих под понятие некоммерческой организации, предусмотренное в ГК ПМР.

В отличие от ст.51 ГК ПМР, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в Законе «Об общественных объединениях» понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия (ст. 7 Закона). При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения не тождественны понятиям фонда и учреждения, используемым в ГК ПМР для обозначения самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, например, в Законе ПМР «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №447-З-IV от 16.04.2008г.

Религиозные организации, упоминаемые в ст. 51 ГК, следует расценивать как разновидность общественных организаций. Они являются объединениями граждан, имеющих своей целью совместное исповедание и распространение веры. Их правовое положение регулируется нормами Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 23.08.1995г. Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами.

Общественное объединение создается  учредителями. Помимо них в объединение  могут вступать и иные лица, оформляющие  свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Кроме того, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками13.

Учредительным документом общественного  объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Эти цели, в частности, определяют границы реализации общественным объединением права предпринимательской деятельности. Такая деятельность может вестись только в соответствии с уставными целями и должна им соответствовать. Например, религиозная организация вправе распространять, в том числе и на возмездной основе, предметы культа и религиозного просвещения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения (чт. 19 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Например, политическая партия имеет право лишь на информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (ст. 31 Закона ПМР «О политических партиях" от 28.01.2000г. № 239-З).

Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности. Так, они могут участвовать в уставном капитале других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.

Учредители, члены, участники  общественных объединений не сохраняют  право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных  прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе.

Информация о работе Некоммерческие организации