Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Некоммерческие организации существуют очень давно, что обусловлено потребностью людей объединяться по интересам для реализации каких-либо социальных, культурных и иных целей. Актуальность данной темы заключается в том, что историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить1. Они стимулируют этот процесс “снизу”, от населения, граждан, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава I Правовая природа некоммерческих организаций
1.1 Понятие и признаки некоммерческой организации......................................5
1.2. Способы создания некоммерческих организаций ........................................9
1.3 Регистрация некоммерческой организации…………..................................11

Глава II Классификация некоммерческих организаций и их хозяйственно-правовая деятельность
2.1.Формы некоммерческих организаций...........................................................13
2.2.Отношения собственности некоммерческих организаций.........................25
Заключение.............................................................................................................28
Список используемой литературы .................................................................... 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая НКО.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и (или) юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»). Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом «Об общественных объединениях», - если это общественный фонд, Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - при создании благотворительного фонда14. Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин "фонд" (например,  Пенсионный фонд ПМР, Фонд социального страхования ПМР).

Закон не ограничивает численность  учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в  отношении субъектного состава  учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления. В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

Для надзора за деятельностью  фонда из числа учредителей и  иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов  фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный  и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе. Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

Устав является единственным учредительным документом фонда. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке. Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях.

Реорганизация фонда  возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим  правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в  иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 9 Закона «О некоммерческих организациях»). В организационно-правовой форме учреждений создаются и действуют государственные органы и органы местного самоуправления, многие организации здравоохранения, культуры, образования, иные организации, которые осуществляют лишь тот минимальный объем хозяйственной деятельности, который необходим им для реализации целей, ради которых они созданы учредителем.15

Учреждение создается  на основе имущества, переданного ему  учредителем, и не имеет членства. При этом учреждение, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, не является собственником переданного ему учредителем имущества. Оно, как и казенное предприятие, обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Однако, в отличие от казенного предприятия, учреждение может быть создано на основе не только публичной, но и частной собственности. Соответственно, учредителем данной формы некоммерческой организации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое либо физическое лицо. Законами, регулирующими некоторые виды деятельности, может быть ограничен субъектный состав лиц, имеющих право создавать учреждения. Например, только религиозная организация вправе создать учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала (ст. 19 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Учредительным документом учреждения является его устав (положение). Устав утверждается учредителем  и должен соответствовать требованиям  закона к уставу юридического лица вообще и соответствующего вида юридических лиц, в частности. Учреждения некоторых видов действуют на основании общих, типовых положений (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении) либо разрабатывают свои уставы на основе примерных положений (например, примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Деятельностью учреждения руководит единоличный исполнительный орган (директор, заведующий и т.п.), назначаемый собственником.

По общему правилу  учреждение не может распоряжаться  имуществом, переданным ему собственником  в оперативное управление, а также  средствами, выделяемыми собственником  по смете. В уставе собственник может предоставить учреждению право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такие доходы и приобретенное на них имущество учитываются на самостоятельном балансе учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение16.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всеми имеющимися у него денежными средствами. Под  ними понимаются не только денежные средства, переданные учреждению собственником  по смете, но и доходы от разрешенной  ему деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы. При недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. 17На имущество собственника, закрепленное за учреждением, и имущество, приобретенное им за счет средств, выделенных по смете, взыскание по долгам учреждения обращено быть не может.

В процессе деятельности юридических лиц у них может  возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или  иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (ст. 11 Закона «О некоммерческих организациях»).

Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК ПМР предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей. Если коммерческие организации - участники союза (ассоциации) возлагают ведение предпринимательской деятельности на само объединение, оно должно быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество либо оно может создать хозяйственное общество для ведения такой деятельности и участвовать в нем. Объединение некоммерческих организаций обладает ограниченным правом осуществления предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей. Прибыль, полученная от такой деятельности, не может быть распределена между участниками союза (ассоциации). Имущество, переданное учредителями союзу или ассоциации (например, в виде вступительных, членских взносов, пожертвований), принадлежит такому объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками объединения, а направляется на цели, соответствующие целям объединения. Вопрос о порядке распределения такого имущества должен быть разрешен в учредительных документах объединения. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Сами же члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер и порядок возложения этой ответственности должны быть предусмотрены учредительными документами объединения.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия своим членам в достижении социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих или других общеполезных некоммерческих целей (п. 1 ст. 8 Закона «О некоммерческих организациях»). По действующему законодательству в форме некоммерческого партнерства могут создаваться фондовые биржи, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения. Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако оно не может быть создано одним лицом. Учредительным документом некоммерческого партнерства является его устав, утверждаемый учредителями. В случае заключения учредительного договора (что не является обязательным) он также становится учредительным документом партнерства. В учредительных документах некоммерческого партнерства указываются цели его деятельности, условия членства в нем, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, источник формирования его имущества, порядок распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации18.

Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание его членов, имеющее  исключительную компетенцию. Возглавляет  партнерство единоличный исполнительный орган; уставом может быть предусмотрена  возможность создания и коллегиального исполнительного органа. Члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении его деятельностью, получать информацию о деятельности партнерства. Особенностью некоммерческого партнерства является то, что его члены при выходе из партнерства могут получить часть имущества партнерства или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов, а при ликвидации партнерства - часть ликвидационного остатка пропорционально своим взносам. Таким образом, они напрямую заинтересованы в результатах деятельности партнерства.19

Имущество, переданное партнерству  его участниками, становится собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство  не отвечает по обязательствам его членов, а члены партнерства - по обязательствам партнерства. По единогласному решению учредителей партнерство может быть преобразовано в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество.

 Автономной некоммерческой организацией признается организация, не имеющая членства, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (прежде всего, некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). Автономные некоммерческие организации могут действовать в тех же сферах, что и учреждения (здравоохранение, культура, образование, наука, физическая культура и спорт и др.). Однако, в отличие от учреждений, такие организации не создаются на основе публичной собственности и являются собственниками имущества, переданного им учредителями. Число учредителей автономной некоммерческой организации закон не ограничивает, т.е. ее вправе создать и одно лицо. Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Учредители автономной некоммерческой организации не имеют прав в отношении имущества организации и не отвечают по ее обязательствам. При этом они обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным целям в порядке, определенном в учредительных документах. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, наравне с другими лицами.

Учредительными документами  автономной некоммерческой организации  являются устав, а также учредительный договор, если он заключен (что, как и в некоммерческих партнерствах, необязательно). В уставе определяются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации. Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган, в который, помимо учредителей, включаются и наемные работники этой организации, однако их количество не может превышать одну треть от общего числа членов данного органа. Кроме того, в организации образуется единоличный исполнительный орган, который вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции высшего органа. В уставе может быть предусмотрено и создание коллегиального исполнительного органа. По решению высшего органа автономной некоммерческой организации она может быть преобразована в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд.

2.2. Отношения собственности некоммерческих организаций.

В собственности некоммерческих организаций  может находиться любое имущество. Некоммерческая организация может  иметь в собственности или  в оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты собственности. В странах рыночной экономики некоммерческие организации в зависимости от формы собственности могут быть подразделены на государственные, муниципальные и частные организации.

К государственным некоммерческим организациям относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности государству, республике (республиканская собственность), ее муниципальным образованиям— муниципальная. К государственным некоммерческим организациям относятся органы государственного управления, крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи. Муниципальные некоммерческие организации включают общеобразовательные школы, детские сады, поликлиники, отделы социального обеспечения и др.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственные и муниципальные некоммерческие организации имеют свои преимущества и недостатки. 20

Информация о работе Некоммерческие организации