Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки нормативно-правового акта
Понятие нормативно правового акта
Признаки нормативно правовых актов
Глава 2. Виды нормативных правовых актов
2.1 Особенности закона и его виды
2.2 Значение подзаконных актов
Глава 3. Действие нормативно правовых актов
3.1 Действие нормативно правовых актов во времени
3.2 Действие нормативно правовых актов в пространстве
3.3 Действие нормативно правовых актов по кругу лиц
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава
1. Понятие и признаки нормативно-правового
акта
Глава
2. Виды нормативных правовых актов
2.1 Особенности
закона и его виды
2.2 Значение
подзаконных актов
Глава
3. Действие нормативно правовых актов
3.1 Действие
нормативно правовых актов во
времени
3.2 Действие
нормативно правовых актов в
пространстве
3.3 Действие
нормативно правовых актов по
кругу лиц
Заключение
Список
используемой литературы
1.1 Понятие
нормативного правового акта.
Нормативный правовой акт –
это разновидность правового
акта, принимаемого полномочным
на то органом и содержащего
правовые нормы , т.е предписания
общего характера и
Нормативные акты издаются
Нормативный акт занимает особое место
в системе правовых актов. Его следует
отличать от актов применения и толкования
права.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д.(
На современном
этапе развития нормативный правовой
акт является доминирующей формой в
российском праве. Он единственный, кто
определяет вид той или иной системы права.
Именно он устанавливает роль и иерархическую
системную взаимосвязь других правовых
источников (форм). Только нормативные
правовые акты задают основу всей системы
законодательства в целом. Важность этого
понятия требует его закрепления в законодательных
актах.
Говоря уже
о других источниках: правовых обычаях,
судебных прецедентов, правовых доктрин
и иных правовых форм, нельзя не отметить
то, что на данный момент в Республике
Казахстан они занимают альтернативную,
резервную или вспомогательную роль в
регулировании тех или иных общественных
отношений.
В настоящее
время, в связи с отсутствием
легальной дефиниции "нормативный
правовой акт", существуют различные
точки зрения относительно понятия нормативного
правового акта и его признаков. Многие
учёные-теоретики зачастую берут за основу
определение, сформулированное ещё в 1982
году С.С. Алексеевым. Звучит оно так: "Нормативный
правовой акт - это официальный акт, документ
правотворческого компетентного органа,
содержащий юридические нормы (устанавливающий,
изменяющий или отменяющий юридические
нормы).
На наш взгляд,
данное определение чётко раскрывает
смысл понятия нормативного правового
акта, его функции и задачи.
Стоит привести
ещё несколько точек зрения на
определение понятия нормативного правового
акта, так как у каждого учёного существует
своя позиция по данному вопросу.
Нормативный правовой
акт — это разновидность
Нормативный правовой
акт — это акт правотворчества,
в котором содержатся нормы права.
Нормативный правовой
акт — это официальный документ
уполномоченного
Современная юридическая
наука рассматривает формы
Необходимо уделить
внимание тому факту, что само понятие
«акт» в теории государства и права
употребляется в двух смыслах. Во-первых,
акт как действие, во-вторых, акт как документ.
И именно во втором смысле определяется
нормативный правовой акт как источник
права.
Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.
Правовой акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.
Результат
правотворчества – это
Общеобязательность – его должны исполнять и соблюдать все лица, на которых направлен нормативно-правовой акт.
Оформление в виде официального документа – оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.
Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.
Государственное принуждение – это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.
Определенный порядок группировки правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над другим.
Государственно-властный
характер – это подкрепление закона
государственной волей, обозначает,
что он был принят органами правосудия
Российской Федерации.
Автор выделяет
следующие признаки нормативного правового
акта:
Нормативный правовой
акт имеет волевое содержание. Здесь говорится
о том, что правовой акт является выражением
чьей-то воли. Вопрос уже в том, чью волю
выражает тот или иной акт. Наиболее узким
ответом является связь нормативного
правового акта и воли государства. Рассматривая
данный вопрос с позиции социологического
подхода, следует отметить, что закон должен
отражать интересы общества. Обобщая сказанное,
можно отметить, что нормативный правовой
акт выражает волю социальной общности.
В акте закрепляются задачи и цели, на
решение которых он направлен.
Официальный характер
изложения нормативного правового
акта. «Официальный характер акта заключается
в его издании от имени органа,
организации либо государства. Управомоченность
названных субъектов принимать
правовые акты предопределяется Конституцией,
законом, положением, уставом, т.е. статутным
актом. Отсюда следует важное правило
об издании каждым субъектом только тех
видов актов, которые за ним закреплены.
Нередко же на практике государственные
органы произвольно избирают форму правового
акта и нарушают тем самым законность».
Официальный характер нормативные правовые
акты обретают в его связях с государством.
Уже тот факт, что нормативный правовой
акт необходим для государственной организации
общественных отношений, требует взаимодействия
информационных потоков в системе "государство
- общество". Данная роль выполняется
опубликованием нормативных правовых
актов для ознакомления адресатов предписаний
с его содержанием.
Нормативный
правовой акт входит
в единую систему. Тем самым закрепляется
иерархическое строение системы правовых
актов. Системность показывает, что любой
нормативный правовой акт является составной
частью системы законодательства. Он не
может идти вразрез с другими элементами
данной системы. Законодательство в целом
обязано выступать единой системой, в
которой все правовые нормы взаимосвязаны
между собой и друг другу не противоречат.
Но на практике российское законодательство
как таковой системы не образует, а лишь
является совокупностью документов, которые
конфликтуют впоследствии между собой.
Несмотря на данный недостаток в законодательстве,
этот признак очень важен, так как лишь
благодаря ему, нормативные правовые акты
могут выполнять стоящие перед ними задачи.
По мнению С.С. Алексеева, "собственная
структура законодательства проявляется
в вертикальной плоскости. Она выражается
в иерархическом построении нормативных
юридических актов, в их соподчинении,
при котором каждый акт занимает строго
определенную ступень в иерархической
структуре"30. Благодаря иерархичности
может осуществиться идея юридической
силы нормативных правовых актов, без
которой невозможно функционирование
их системы. Законодательная система обязаны
в строгой последовательности включать
в себя нормативные правовые акты. А органы
государственной власти законными действиями
обязаны защищать эту систему от нарушений.
Нормативность.
Нормативность обладает всеобщим и общеобязательным
характером. Всеобщий характер нормативного
правового акта заключается в том, что
он обязан содержать общие требования
в виде правовых норм и рассчитан на многократное
применение. Нормативность выступает
в роли одного из важнейших признаков
нормативного правового акта. Этот принцип
является основным для права в целом, так
как именно благодаря нему реализуются
регулятивные свойства права. Нормативность,
прежде всего, выявляет всеобщность содержания
и действия акта, который образует порядок
отношений, действующий сколько угодно
во времени. Для законодателя представляет
сложность без юридического механизма,
верно, установить и осуществить функционирование
тех общественных отношений, которые возникли
в общественной практике. Он обязан выявить
типичное в единичном, которое и составляет
правовую норму. Таким образом, типичность
регулируемых отношений придаёт правовому
акту нормативный характер. Он независимо
ни от чего существует для всех субъектов
и никому персонально не адресован. Именно
благодаря нормативности право может
выступать мерой, равной масштабам поведения
для других лиц.
Информация о работе Нормативно правовй акт в системе источника права