Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки нормативно-правового акта
Понятие нормативно правового акта
Признаки нормативно правовых актов
Глава 2. Виды нормативных правовых актов
2.1 Особенности закона и его виды
2.2 Значение подзаконных актов
Глава 3. Действие нормативно правовых актов
3.1 Действие нормативно правовых актов во времени
3.2 Действие нормативно правовых актов в пространстве
3.3 Действие нормативно правовых актов по кругу лиц
Заключение
Список используемой литературы
Нормативный
правовой акт является
документом. В последнее время в научных
трудах высказывается мнение о тройственной
природе нормативного правового акта,
который обозначается и как правовой источник,
и как правовая форма, и как акт-документ.
Еще в 1973 г. С.С. Алексеев подчеркивал значение
юридической техники, которая представляет
собой "средства и приемы документарного
выражения нормативного акта... средства
и приемы специально-юридического изложения
их содержания". В самом деле, нормативный
правовой акт должен соответствовать
всем требованиям: будь то стиль выражения
и язык актов или установление формы документа.
Относительно языка нормативных правовых
актов можно отметить следующее: целью
любого законодателя является то, что
он стремится предельно чётко и доступно
изложить содержание той или иной правовой
нормы, сделать его наиболее ясным для
простых граждан страны. Что же касается
вопроса о форме, структуре и тексте, то
в законах это освещено не в полной мере.
Данный пробел решается с помощью подзаконных
актов, которые в свою очередь, применительно
к закону, регулируют вопросы юридической
техники. Таким образом, нормативный правовой
акт - это письменный документ, имеющий
свою внутреннюю структуру, отличающийся
языком и наличием специальных терминов.
Нормативный
правовой акт принимается
в специальной процедуре. Признак
закона состоит в том, что воля органов
государственной власти, творящей норму
права, должна выразиться в установленном
заранее порядке. На данный момент в российском
государстве достаточно хорошо развит
механизм правового регулирования правотворчества.
Основные вопросы законодательного процесса
закреплены в Конституции Республики
Казахстан. Отсутствие законодательного
регулирования восполняется подробными
нормами регламентов палат парламента
Республики Казахстан. Роль процедурных
вопросов огромна, так как в случае нарушения
порядка принятия правовых актов, они
могут быть отменены. Данный вопрос становится
предметом обсуждения высших судебных
инстанций. Недопустимо, чтобы между законом,
обладающим высшей юридической силой,
и подзаконными актами палат существовал
вакуум. «Законодательный процесс лихорадит
вследствие нечетких процедур. Страдает
же от этого нормативный правовой акт
как результат этой борьбы без правил».
Нормативный
правовой акт издаётся
компетентными органами
и лицами. Каждый правотворческий
орган издаёт правовые акты в пределах
своей компетенции, а их компетенция отражена
в юридических нормах законов, Конституции,
кодексов и других. Каждому органу выделен
тот круг вопросов, который он вправе решать.
Выход за эти рамки представляет собой
нарушение компетенции. Компетенция правотворческих
органов носит либо всеобщий характер,
либо относится к отдельным стадиям принятия
нормативного правового акта. В большинстве
своём Верховный Суд Республики Казахстан
по заявлениям сторон может участвовать
в оценке компетенции участников правотворческой
деятельности.
Нормативный
правовой акт регулирует
общественные отношения. Общественные
отношения регулируются путём запретов,
дозволений и обязываний, с помощью различных
юридических средств. Для характеристики
нормативных правовых актов немаловажное
значение имеют адресаты их предписаний,
т.к. именно их конкретные отношения регулируются
правовыми нормами. Логично, что общественные
отношения возникают между людьми, однако
не все отношения требуют правового воздействия.
В данном случае имеется ввиду, что некоторые
общественные отношения регулируются
моральными, этическими и религиозными
нормами. Социальность означает, что участники
правоотношений не могут быть отношением
между человеком и, скажем, вещью. Уже тот
факт, что они являются регулятором общественных
отношений, понимается так, что предписания
описательного, декларативного характера
не могут рассматриваться как нормативные.
Они не регулируют все общественные отношения
и не действуют на них вообще, а регулируют
конкретные отношения.
Гарантируется
принудительной силой государства.
Под этим признаком понимается, что
за нарушение предписаний
Таким образом,
понятие и признаки нормативного
правового акта находится в постоянном
развитии. Остались неизменными такие
признаки, как его связь с органами государственной
власти, обеспечение принудительной силой
государства. Несмотря на это граждане,
либо организации, зачастую не видят в
нормативных правовых актах абсолютной
истины, что является проблемой. Это свидетельствует
лишь о том, что необходимы новые подходы
к такой доктрине нормативных актов, которая
придаст ей юридической силы и будет доступна
широкому кругу лиц
Глава 2.Виды нормативно-правовых
актов
2.1 Особенности
закона и его виды
В настоящее
время нормативные правовые акты
в Российской Федерации по юридической
силе делятся на две группы: на законы
и соответственно подзаконные акты.
Попытаемся доказать данное утверждение.
Закон - это обладающий
высшей юридической силой нормативный
акт, принятый в особом порядке высшим
представительным органом государственной
власти или непосредственно народом
и регулирующий наиболее важные общественные
отношения42.
На протяжении
многих тысячелетий понятие закон
используется в практической и научной
деятельности. Бывает и так, что закон
отождествляется понятию самого
источника права. И в связи
с этим ещё в середине 19 века учёные-теоретики
внесли предложение о понятии закона в
2-х смыслах: формальном и материальном.
В формальном смысле закон понимался как
нормативный правовой акт, принятый законодательным
органом в специальной процедуре; в материальном
смысле - как тождественное понятие для
всех источников права в целом.
Всякие попытки
объединить эти понятия могут
привести к неблагоприятным
Как и любой
нормативный правовой акт, закон
обладает своими признаками:
всегда содержит
правовые нормы, является юридическим
документом;
принимается высшим
органом законодательной власти
или самим народом, посредством
референдума;
издаётся для
решения наиболее важных, для государства
и общества, вопросов и устанавливает
основу правового регулирования во всех
отраслях права;
правом отмены
или поправки обладают только те органы,
которые приняли данный закон, либо,
в случае несоответствия Конституции,
Конституционным Судом Российской Федерации
и конституционными судами республик.
Говоря о законе,
как об источнике права, нельзя не
отметить его отличие от других нормативных
правовых актов:
от актов индивидуального
характера, т.е. тех актов, которые
содержат чёткие инструкции по конкретным
вопросам (к примеру, нормативный акт о
назначении на должность судьи районного
суда РФ);
от актов толкования,
т.е. тех актов, которые лишь разъясняют
действующие правовые нормы, но не могут
устанавливать какие-то новые (например,
постановление).
В демократическом
государстве законы должны быть ведущими
источниками права, основой правопорядка
и всей правовой системы в целом.
«Законодательство
- это вся совокупность законов, действующих
в стране»44.
Но следует
знать, что под законодательством понимаются
не только законы, но и иные нормативные
документы с содержанием правовых норм
(например, указы Президента РФ).
В последнее
время указы Президента стали
обладать соответствующей, что и
закон, юридической силой до принятия
и вступления закона в силу по конкретному
вопросу. В частности, в части первой Гражданского
Кодекса Российской Федерации прямо записано:
«В случае противоречия указа Президента
Российской Федерации или Постановления
Правительства Российской Федерации настоящему
Кодексу или иному закону применяется
настоящий Кодекс или соответствующий
закон»45.
По значимости
содержащихся правовых норм, законы подразделяются
на два вида: конституционные и
обыкновенные.
К конституционным
законам относятся законы, вносящие
поправки в Конституцию, а также законы,
предусмотренные для издания непосредственно
самой конституцией. В нашей действующей,
на данный момент, конституции существует
четырнадцать таких законов: например,
законы о Правительстве РФ (ст. 114), о Конституционном
Суде РФ (ст. 128), об изменении конституционно
- правового статуса субъекта РФ (ст. 137
Конституции Российской Федерации). Наравне
с обычными законами, у конституционных
законов предусмотрена наиболее сложная
процедура принятия их в Федеральном Собрании.
К примеру, на принятый конституционный
закон не может быть наложено вето Президента
(ст.108 Конституции Российской Федерации).
Обыкновенные
законы – это нормативные правовые
акты действующего законодательства,
которые охватывают различные сферы
общества. Они также обладают высшей юридической
силой, но, к тому же, обязаны соответствовать
Конституции и конституционным законам.
Обыкновенные
законы подразделяются на кодификационные
и текущие. К кодификационным
относятся законы, устанавливающие
основы правового регулирования в какой-либо
отрасли права (например, Законы РФ «Об
охране окружающей природной среды», «Об
образовании»46) и все кодексы, принятые
Государственной Думой РФ. Кодексы достаточно
детально регулируют лишь определённую
область общественных отношений. В основном,
кодексы относятся к определённой отрасли
права (например, Уголовный Кодекс РФ,
Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс
РФ и многие другие).
Текущие законы
в Российской Федерации подразделяются
на законы федерального значения и законы
регионального значения (субъектов Федерации).
Таким образом, помимо федерального закона
«О языках народов Российской Федерации»47
в ряде многих республик, входящие в состав
Российской Федерации, издаются собственные
законы о языках. Законы федерального
значения оказывают своё действие строго
на территории всей Российской Федерации.
Если закон субъекта Российской Федерации
не соответствует федеральному закону
Российской Федерации, то действует лишь
федеральный.
Конституция в
Российской Федерации является основным
законом, обладает высшей юридической
силой и определяет правовую основу государства,
систему правосудия, права и свободы граждан
и многое прочее.
В настоящее
время в Российской Федерации
действует Конституция, принятая в
ходе референдума, состоявшегося 12 декабря
1993 года. Она состоит из преамбулы, основного
(первого) раздела, состоящего из девяти
глав и особого (второго) раздела, в котором
содержатся заключительные и переходные
положения.
Следует отметить
отличия конституции от других нормативных
актов:
конституция имеет
учредительный и
как уже было
отмечено, конституция является основным
законом государства, составляющим
фундамент всей правовой системы;
конституция обладает
наивысшей юридической силой. Главенствующая
роль Конституции как основного
закона, выявляется в том, что любой закон
обязан приниматься в строгом соответствии
с ней;
она характеризуется
стабильностью. Это объясняется
тем, что конституция закрепляет
в себе устои государственного и
общественного строя.
Важную роль в системе законодательства играют отраслевые законы, такие как: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы и т.п. Также существуют и межотраслевые законы, содержащие в себе правовые нормы нескольких отраслей права (например, право собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права49).
Информация о работе Нормативно правовй акт в системе источника права