Нормативно правовй акт в системе источника права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки нормативно-правового акта
Понятие нормативно правового акта

Признаки нормативно правовых актов

Глава 2. Виды нормативных правовых актов
2.1 Особенности закона и его виды
2.2 Значение подзаконных актов
Глава 3. Действие нормативно правовых актов
3.1 Действие нормативно правовых актов во времени
3.2 Действие нормативно правовых актов в пространстве
3.3 Действие нормативно правовых актов по кругу лиц
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Подзаконные акты — это акты, принятые на основе Конституции  в соответствии с законом с  целью конкретизации и дополнения его нормативных положений50. 

Вследствие того, что подзаконные акты не так сильны в юридическом плане, чем законы, они основываются исключительно  на них. Несмотря на то, что закон  играет главенствующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты всё же играют вспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства. 

В настоящее  время известны следующие виды подзаконных  актов: 

1) Нормативные  правовые акты Президента Российской  Федерации. Президент является  главой государства и поэтому, в соответствии с этим, его указы занимают второе, после законов, место в иерархии, и также требуют их исполнения на территории всего государства. Предметом регулирования указов Президента РФ являются основные направления внешней и внутренней политики. Если случится так, что указ Президента противоречит Конституции и законам РФ, то Конституционный Суд РФ, на основании его заключения, принимает решение об утрате силы данного указа. Процедура принятия и вступления в силу указа проходит быстрее, чем в законах.  

2) Нормативные  правовые акты Правительства.  Исполнительную власть Российской  Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации51. Реализуя  поставленную задачу, Правительство  РФ принимает постановления и  издает распоряжения. В форме постановлений издаются решения, имеющие наиболее важное значение; в форме распоряжений – по текущим вопросам. Особенность актов Правительства заключается в том, что они принимаются только на основании законов РФ и указов Президента РФ. 

3) Нормативные правовые акты министерств и ведомств. Их особенность состоит в том, что они издают приказы и инструкции, содержащие правовые нормы, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и законами РФ. Поэтому любой ведомственный акт должен быть основан на указании вышестоящих органов, что на практике редко бывает. 

В современном  российском законодательстве известно множество таких актов. В их число  входят: приказы, постановления, уставы, положения и многие другие акты. Создаются они с целью реализации функций государственного управления в различных сферах общественной жизни, будь то наука, культура, промышленность и многое другое. Они обязательны для исполнения всеми подведомственными министерствам и ведомствам организациями, учреждениями и должностными лицами. 

Нормативным правовым актам министерств, которые затрагивают  права и свободы граждан, необходимо пройти государственную регистрацию  в Министерстве юстиции РФ и опубликовать данный акт после неё не позднее  срока в десять дней. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»: акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются52. 

Государственная регистрация необходима, так как  она проверяет законность решения министерств или ведомств. То есть проверяется, не ущемляются ли права и свободы граждан данным актом, не возлагаются ли на них несвойственные им обязанности, предусмотренные российским законодательством. При разрешении споров в судах, нельзя использовать данные акты при принятии решения. Такое ограничение является необходимым средством борьбы юристов за справедливость в принятии и применении актов, субъектом исполнения коих являются граждане. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 1993 года «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», центральные органы федеральной исполнительной власти обязаны доводить до сведения соответствующих учреждений и организаций РФ о принятых ими ведомственных нормативных актов. 

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение  дня после государственной регистрации  направляются Министерством юстиции  Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации53. 

4) Нормативные  акты субъектов РФ. Локальные  нормативные правовые акты. Решая  определённые задачи, встающие перед  органами государственной власти  субъектов Федерации, они в  пределах своей компетенции, принимают решение, которое после приобретает правовые форму. Акт субъекта Федерации действует лишь на территории того субъекта, где он был принят. Решения, принятые на областном уровне (инструкции), должны быть представлены исполнителям в течение семи дней с того дня, как они были приняты, но не позже той даты, когда оно вступает в законную силу. 

В теории государства  и права локальным нормативным  правовым актом называется юридический  документ, в котором содержатся нормы  права и который принимается  субъектом управления на предприятии, учреждении и иной организации. К примеру, глава администрации субъекта Федерации вправе издать постановления и распоряжения, с целью разрешения вопроса, относящегося к его компетенции. 

На основе вышесказанного можно сказать, что общим обстоятельством для всех видов подзаконных актов в Российской Федерации, совместно с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть своя иерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, Постановление Правительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, нежели аналогичное постановление, только уже правительства области или министерства. 

Также существуют локальные правовые акты государственных организаций и негосударственных учреждений с различными формами собственности. С целью законодательного закрепления их деятельности, они создают различные нормативные правовые акты: уставы и положения. Такие акты составляют нижнее звено в системе подзаконных актов и для того, чтобы приобрести юридическую силу, им требуется зарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе власти. К примеру, устав закрытого акционерного общества только после регистрации в государственных органах власти, приобретает свою юридическую силу. 

Следовательно, как и было сказано выше, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных  правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.  

Итогом наших  исследований во второй главе является вывод, что понятие и признаки нормативного правового акта развиваются. Но имеются и постоянные признаки, как например, связь нормативных  правовых актов с государственной  властью и обеспечение их исполнения посредством государственного принуждения. Однако признак принятия нормативного правового акта компетентными органами и лицами имеет тенденцию к изменению, так, к примеру, решения Конституционного Суда Российской Федерации по конкретному делу становится обязательным к исполнению при аналогичных обстоятельствах. В ходе исследования было установлено, что структура нормативного правового акта – это результат нормотворческого развития в целях чёткого и последовательного изложения материала в правовом акте для удобства использования. Принято делить нормативные правовые акты на две основные группы: законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Действие нормативно правовых актов.

3.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие во времени определяется моментами  вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. 

 Нормативно-правовые  акты могут вступать в силу. 

а) с момента  принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или  в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении  нормативно установленного срока со дня их опубликования.  

 Утрата юридической  силы происходит вследствие: 

а) истечения  срока, заранее установленного в  самом нормативном акте;

б) прямой официальной  отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила  регулирования той же социальной сферы. 

 По общему  правилу закон обратной силы  не имеет, то есть он не  распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: 

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет  или смягчает уголовную и административную ответственность. 

 Также в  порядке исключения может быть  применен еще один принцип  действия нормативно-правового акта  во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую  силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. 

       Таким образом, Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости  от своего вида могут действовать  трояким образом: 

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать  лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться  для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. 

 При этом  под государственной территорией  понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. 

 Порядок,  в соответствии с которым законы  не распространяются на то  или иное пространство или  лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. 

     Таким образом, пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

3.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового  акта по кругу лиц подчиняется  общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: 

а) иностранные  граждане и лица без гражданства  не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

Информация о работе Нормативно правовй акт в системе источника права