Обеспечение исполнения обязательств по уплате налгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание

В своей курсовой работе я рассмотрю понятие и содержание способов обеспечения исполнения обязательств по налогам и сборам. Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на сегодняшний момент, хотя некоторые из способов обеспечения и не нашли пока должного отражения в практической работе налоговых органов.

Содержание

Введение 3
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов 5
Залог имущества, ипотека, поручительство, пени. 7
Приостановление операций по счетам налогоплательщика 13
Арест имущества, как исполнение решения о взыскании налога 15
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора,
а так же пени 18
Возврат излишне взысканного налога, сбора, пени 19
Выводы 20
Список использованной литературы: 21

Работа состоит из  1 файл

Обеспечение исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание  

Введение 3

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате

       налогов и сборов 5

Залог имущества, ипотека, поручительство, пени. 7

Приостановление операций по счетам налогоплательщика 13

Арест имущества, как исполнение решения  о взыскании налога 15

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора,

       а так же пени 18

Возврат излишне взысканного налога, сбора, пени 19

Выводы   20

Список  использованной литературы: 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема  моей курсовой работы «Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов».

     Налоговые обязательства составляют предмет  регулирования центрального элемента системы налогового права - налогового обязательственного права. Предметом  налогового обязательственного права  являются относительные организационно-имущественные отношения активного типа, обеспеченные имущественными санкциями, складывающиеся между публично-территориальными образованиями и частными субъектами (организациями, физическими лицами), выступающими в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков, осуществляющих перечисление сумм налогов и сборов (т.е. фискальных должников). Предмет налогового обязательственного права - это обязательства, вытекающие из налогового закона, особые публичные обязательства. Доминирующей составляющей этих отношений является имущественный элемент; налоговые обязательственные отношения - это отношения собственности в динамике, складывающиеся при распределении бремени публичных расходов.

     В Налоговом Кодексе Российской Федерации закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиком, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение его к безусловному исполнению своих обязанностей.

     Исполнение  обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

     1) залогом имущества;

     2) поручительством;

     3) пеней;

     4) приостановлением операций по счетам в банке;

     5) наложением ареста на имущество налогоплательщика.

     В своей курсовой работе я рассмотрю понятие и содержание способов обеспечения исполнения обязательств по налогам и сборам. Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на сегодняшний момент, хотя некоторые из способов обеспечения и не нашли пока должного отражения в практической работе налоговых органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 

     Существенным  нововведением Налогового кодекса  РФ является установление в нем способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Это сделано в целях предотвращения или уменьшения тех негативных последствий, которые могут возникнуть у государства в связи с полной или частичной неуплатой налогов (сборов) обязанными лицами.

     При установлении таких способов обеспечения  обязанностей учитывались соответствующие нормы гражданского законодательства (гл.23 ГК РФ), традиционно включающие правила о неустойке, залоге, поручительстве, банковской гарантии и других способах обеспечения исполнения обязательств частноправового характера. Что касается публично-правовых отношений, основанных на власти и подчинении, то определенный опыт и специфика применения некоторых из перечисленных способов в рамках таких отношений был отражен в таможенном законодательстве Российской Федерации.

     В п.1 ст. 72 НК РФ приводится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В него законодатель включил следующие меры:

     1) залог имущества;

     2) поручительство;

     3) пеня;

     4) приостановление операций по  счетам в банке;

     5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

     Именно  эти способы законодатель посчитал наиболее эффективными с точки зрения целей налогового регулирования. Ни налоговые органы, ни тем более  налогоплательщики не могут использовать другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, кроме указанных в гл.11 НК РФ. Напротив, гражданское законодательство (п.1 ст.329 ГК РФ) предусматривает возможность установления разнообразных способов обеспечения обязательств не только в законе, но и в договоре. Такое различие связано с публичным характером налоговых отношений.

     Однако  из указанного общего правила установлено  одно исключение. Другие меры обеспечения  соответствующих обязанностей, не поименованные  в п.1 ст.72 НК РФ, могут применяться  только в соответствии с российским таможенным законодательством и в части налогов (сборов), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Речь идет, например, о банковской гарантии, которая нередко применяется в практике таможенных органов.

     Употребление  в п.1 ст.72 НК РФ слова "могут" указывает  на возможность (но необязательность) применения какого-либо способа обеспечения  исполнения соответствующей обязанности. Однако в законе не указываются органы и лица, в компетенции которых находится выбор конкретного способа, а также критерии, которыми следует при этом руководствоваться. Между тем целесообразно учитывать особенности каждого из предусмотренных в ст.72 НК РФ способов применительно к налоговым отношениям и различным ситуациям, ведь в конечном счете публичный интерес состоит в своевременном поступлении налогов (сборов) в бюджет. 
 
 
 
 
 

     Залог имущества, ипотека, поручительство, пени. 

     Правовая  сущность залога имущества согласно ст.73 НК РФ заключается в том, что  налоговый орган по обеспеченной залогом налоговой обязанности осуществляет в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или иным обязанным лицом) этой обязанности ее исполнение за счет стоимости заложенного имущества. Таким образом, из отношений залога имущества вытекает право государства в лице налогового органа потребовать реализации предмета залога и передачи ему вырученных по такой реализации денежных средств в размере, не превышающем суммы налоговой обязанности. Следует подчеркнуть, что залогом имущества обеспечивается не только уплата налога (сбора), но и соответствующих пеней. Если другие способы обеспечения носят больше личный характер (кредитор верит личности основного или акцессорного должника), то залог рассматривается как вещно-правовой способ обеспечения. Право кредитора следует за вещью (предметом залога).

     Особенности залога имущества, установленные законодательством  о налогах и сборах, касаются:

     1) оснований применения залога;

     2) договора залога;

     3) предмета залога;

     4) порядка использования заложенного имущества.

     В п.1 статьи 72 НК РФ предусмотрено основание использования такого способа обеспечения исполнения налоговой обязанности, как залог имущества. Он может применяться в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов). Об этом же говорится в п.5 ст.61 НК РФ (изменение сроков уплаты налога и сбора).

     Договор залога имущества заключается в  письменной форме (п.2. ст.339 ГК РФ). Договор  об ипотеке должен быть нотариально  удостоверен и зарегистрирован. Несоблюдение требований к оформлению договора о залоге влечет его недействительность (п.7 ст.73 НК РФ, п.4 ст.339 ГК РФ). Сторонами договора выступают залогодержатель и залогодатель. Залогодержателем являются налоговые органы (ст.30 НК РФ), а залогодателем - налогоплательщик, плательщик сбора, иное обязанное лицо, а также любое третье лицо (например, другая коммерческая организация). Если залогодателем выступает третье лицо, не участвующее в основном правоотношении, его обязательства перед залогодержателем не могут превышать сумму, вырученную от реализации заложенного имущества.

     Предмет залога (имущество), как сказано в  п.4 ст.73 НК РФ, определяется в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст.336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество (включая  вещи и имущественные права), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Помимо имущества, изъятого из оборота, необходимо учитывать также положения ст.129 ГК РФ, допускающие существование ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав (они могут принадлежать лишь определенным участникам оборота или находиться в обороте по специальному разрешению). В таможенном регулировании залогоспособность некоторых видов имущества была ограничена.

     Заложенное  имущество может оставаться у  залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу. В этом случае на налоговый орган возлагается обязанность по обеспечению сохранности заложенного имущества. Налоговый кодекс допускает совершение каких-либо сделок в отношении данного имущества, но все они осуществляются только по согласованию с залогодержателем (налоговым органом). Однако в комментируемой статье не решены вопросы об оформлении согласования и о последствиях несоблюдения этого требования. Вряд ли при отсутствии согласования можно применить последствия, установленные в гражданском законодательстве, так как п.7 ст.73 НК РФ допускает применение гражданского законодательства к налоговым отношениям только "при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов". Все эти недостатки по существу юридически блокируют действия залогодателя и его контрагентов.

     При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются  в соответствии с п.3 ст.49 НК РФ и  ст.64 ГК РФ. Поскольку залог имущества  в налоговых отношениях обеспечивает уплату обязательных платежей в бюджет (во внебюджетные фонды), то ст.64 ГК РФ может быть истолкована следующим образом: требования, обеспеченные таким залогом, удовлетворяются в четвертую очередь (удовлетворение требований по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды). В пользу данной позиции говорят также п.3 ст.49 и п.7 ст.73 НК РФ.

     Нормы, сосредоточенные в комментируемой статье, регулируют порядок применения поручительства в налоговой сфере. Рассматриваемые правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

     Общее основание для применения поручительства в качестве способа обеспечения  исполнения налоговой обязанности  сформулировано в п.1 статьи 74 НК РФ: изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов.

     Сущность  налогового поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Указание в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит об ограничении ответственности поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме того, как представляется, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения налоговой обязанности, которая может возникнуть в будущем. Такой вывод основан на буквальном толковании п.2 комментируемой статьи.

     Применение  налогового поручительства позволяет  государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с  налогоплательщика, а с другого  лица - поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и  полной уплаты платежей.

     Отношения по взиманию налогов и сборов, где одной из сторон выступает налоговый орган, носят публично-правовой (властный) характер. Тем не менее поручительство оформляется в соответствии с правилами гражданского законодательства (ст.361-367 ГК РФ). Такое регулирование возможно на основании п.3 ст.2 ГК РФ. Кроме того, в комментируемой статье есть общая норма о том, что гражданское законодательство Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (п.6 ст.74 НК РФ). Изъятия из данного правила могут быть предусмотрены как в Налоговом кодексе, так и в других актах законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Обеспечение исполнения обязательств по уплате налгов