Обеспечение исполнения обязательств по уплате налгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание

В своей курсовой работе я рассмотрю понятие и содержание способов обеспечения исполнения обязательств по налогам и сборам. Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на сегодняшний момент, хотя некоторые из способов обеспечения и не нашли пока должного отражения в практической работе налоговых органов.

Содержание

Введение 3
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов 5
Залог имущества, ипотека, поручительство, пени. 7
Приостановление операций по счетам налогоплательщика 13
Арест имущества, как исполнение решения о взыскании налога 15
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора,
а так же пени 18
Возврат излишне взысканного налога, сбора, пени 19
Выводы 20
Список использованной литературы: 21

Работа состоит из  1 файл

Обеспечение исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     В отношениях налогового поручительства участвуют налогоплательщик, поручитель и налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо (п.5 ст.74 НК РФ). По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Закон не запрещает налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым органам целесообразно истребовать у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки из банков о наличии и размере денежных средств этого лица).

     Договор о налоговом поручительстве заключается  в письменной форме между налоговым  органом по месту учета налогоплательщика и поручителем. Согласно ст.362 ГК РФ несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. Он подлежит государственной регистрации в этом налоговом органе в течение трех рабочих дней со дня заключения договора.

     В п.3-4 статьи 74 НК РФ установлены правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия адресованы налоговому органу и поручителю.

     Для государства и представляющего  его налогового органа имеет важное значение правило о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика (ст.322, п.1 ст.363 ГК РФ и п.3 ст.74 НК РФ). Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).

     После исполнения поручителем в полном объеме обязательств налогоплательщика  к поручителю переходит право  требовать получения от налогоплательщика  уплаченных им сумм и процентов по ним, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

     В п.1 ст.75 НК РФ приводится легальное  определение понятия "пеня". Оно  содержит несколько признаков.

     Во-первых, пеня - это установленная ст.75 НК РФ денежная сумма, уплата которой обеспечивает исполнение налоговой обязанности. Во-вторых, основанием для взыскания пени служит уплата причитающихся сумм налога (сбора) в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законодательством о налогах и сборах. В-третьих, пеня выплачивается налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом добровольно и одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Закон допускает принудительное (помимо воли налогоплательщика) взыскание пени за счет:

     1) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке; 2) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в Налоговом кодексе порядке (ст.46-48 НК РФ).

     Порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным. В бесспорном порядке (на основании одностороннего решения налогового органа) пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц.

     В п.2 статьи 75 НК РФ зафиксировано соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Соотношение императивно закреплено в законе и не может произвольно изменяться налоговыми органами. При этом Налоговый кодекс исходит из карательного принципа, что объясняется применением рассматриваемой пени в публичных отношениях. Поэтому сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах. Следует обратить внимание также на то, что пеня может взыскиваться наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).

     Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки исполнения налоговой  обязанности. Начисление начинается со дня, следующего за днем уплаты налога (сбора), установленным законодательством о налогах и сборах. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора) за каждый день просрочки исполнения налоговой обязанности. Максимальный размер взыскиваемой пени равен неуплаченной сумме налога. 
 

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика 

     Приостановление операций по счетам в банке применяется  для обеспечения исполнения решения  о взыскании налога или сбора.

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

     Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых  в соответствии с гражданским  законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

     Фактическим основанием приостановления операций по расчетным счетам в банке является:

     1) неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога;

     2) непредставление этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации;

     3) отказ от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

     Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

     Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке направляется налоговым органом в банк с  одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

     Решение налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика-организации  в банке подлежит безусловному исполнению банком.

     Приостановление операций по счетам в банке действует  с момента получения банком решения  налогового органа о приостановлении  таких операций и до отмены этого  решения.

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации  отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

     Банк  не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

     Указанные правила применяются также в  отношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.

     При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. 
 
 

     Арест имущества, как исполнение решения о взыскании  налога 

     Арестом имущества в качестве способа  обеспечения исполнения решения  о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

     Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

     Арест имущества может быть полным или  частичным.

     Полным  арестом имущества признается такое  ограничение прав налогоплательщика-организации  в отношении его имущества, при  котором он не вправе распоряжаться  арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

     Частичным арестом признается такое ограничение  прав налогоплательщика-организации  в отношении его имущества, при  котором владение, пользование и  распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

     Арест может быть применен только для обеспечения  взыскания налога за счет имущества  налогоплательщика-организации в  соответствии со ст. 47 НК РФ.

     Арест может быть наложен на все имущество  налогоплательщика-организации.

     Аресту  подлежит только то имущество, которое  необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

     Решение о наложении ареста на имущество  налогоплательщика-организации принимается  руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

     Арест имущества налогоплательщика-организации  производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

     Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

     Проведение  ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

     Перед арестом имущества должностные  лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его  представителю) решение о наложении  ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

     При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе  либо в прилагаемой к нему описи  перечисляется и описывается  имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

     Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются  понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

     Руководитель (его заместитель) налогового или  таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

     Отчуждение (за исключением производимого под  контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ и (или) иными федеральными законами.

     Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или  таможенного органа при прекращении  обязанности по уплате налога.

     Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

     Указанные правила применяются также в  отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Зачет или возврат излишне  уплаченной суммы  налога, сбора, а так  же пени 

     Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Информация о работе Обеспечение исполнения обязательств по уплате налгов