Общая характеристика Конституции Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Основной закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ________5
0. Краткая конституционная история_______________________________5
0. Характерные черты и порядок изменения Основного закона. Конституционный контроль________________________________________8
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРГ_______________11
2.1. Основы конституционного статуса человека в ФРГ______________11
2.2. Особенности германского федерализма________________________16
2.3. Бундестаг и бундесрат_______________________________________18
2.4. Федеральный президент и Федеральное правительство___________21
2.5. Суд и местные органы Германии______________________________23
2.6. Федеральная счетная палата ФРГ______________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ_____33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)" Ярославский филиал

      Кафедра гуманитарных и экономических дисциплин 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Конституционное право  зарубежных стран» 

      Тема: «Общая характеристика Конституции Германии» 
 

                  Работу  выполнила:

                  Кулишенко С.Э.

                  группа  Юрз-25

                  Научный руководитель:

                  Колпазанова Е.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

      Ярославль-2011

 

           Содержание 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ________5
  2. Краткая конституционная  история_______________________________5
  3. Характерные черты и порядок изменения  Основного закона. Конституционный контроль________________________________________8
  4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРГ_______________11

2.1. Основы конституционного статуса человека в ФРГ______________11

2.2. Особенности германского федерализма________________________16

2.3. Бундестаг и бундесрат_______________________________________18

2.4. Федеральный президент и Федеральное правительство___________21

2.5. Суд и местные органы Германии______________________________23

2.6.   Федеральная счетная палата ФРГ______________________________27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ_____33

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Германия  – высокоразвитая индустриальная страна, входящая в "Большую семерку", член Европейского союза.

      История современной Германии ведет отсчет с 3 октября 1990 г. – Дня национального единства – даты вступления Германской Демократической Республики в Федеративную Республику Германии. "Объединение означало, что ГДР с 3 октября 1990 оказалась в сфере территориального действия Основного закона ФРГ. С этого момента государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР"1. Другими словами, с точки зрения конституционного права пять бывших земель ГДР стали составными частями Федеративной Республики Германии.

     Основной  закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

    Все вышесказанное определяет актуальность и значимость выбранной темы исследовательской  работы.

 

     Целью  курсовой работы является рассмотрение общих характеристик Конституции Германии. В связи с поставленной целью основными задачами исследования будут:

    1. Дать краткую историческую справку становления Конституции в Германии;
    2. Выявить характерные черты и порядок изменения Основного закона;
    3. Определить основы конституционного статуса человека в ФРГ, особенности германского федерализма;
    4. Описать полномочия бундестага и бундесрата, Федерального президента, Федерального правительства, суда и местных органов Германии и  Федеральной счетной палаты в соответствии с Основным законом.

    Курсовая  работа состоит из двух разделов. Первый освещаяет общую характеристику Конституции Германии, второй – основные положения Конституции ФРГ. Предметом исследования является Конституция Германии. Объект исследования – конституционное право зарубежных стран.

    Информационной  базой работы послужили:  книги, посвященные  исследуемой проблеме, ресурсы сети Интернет.  
 
 

 

1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ

    1. Краткая конституционная история
 

      Германия  как географическая область встречается в письменных источниках с античных времен. На протяжении Средних веков  и Нового времени существовали различные германские союзы и германские государства. В 60-е гг. 19 века в результате объединения под главенством Пруссии была создана Германская империя, окончательно оформившаяся принятием Конституции 1871 г. Вслед за свержением монархии в 1918 г. Была принята Конституция 1919 г., именуемая Веймарской по названию города, где она разрабатывалась и одобрялась. После прихода к власти А.Гитлера и установления нацистской диктатуры Веймарская Конституция формально не была отменена, однако фактически произошла смена государственного строя. В результате поражения в 1945 г. Нацистской Германии в развязанной ею Второй мировой войне ее территория была оккупирована войсками СССР, США, Великобритании и Франции.

      Послевоенная  Германия оказалась расколотой на западную и восточную части. Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства (что фактически означало расчленение Германии) было принято в 1948 г. на Лондонской конференции. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ (Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). Первоначальный проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых уполномочили военные губернаторы западных держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету - органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных в Западной Германии, и пяти представителей Западного Берлина с совещательным голосом. Парламентский Совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов оккупационных зон. В начале мая 1949 г. Парламентский совет окончательно принял Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.

      Юридической основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор  об окончательном урегулировании в  отношении Германии, заключенный  ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

      Первоначально Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен прекратить свое действие "в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа" (ст. 146 Основного закона), т.е. после объединения. Собственно говоря, даже название "Основной закон" было использовано для того, чтобы не путать его с Конституцией. Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции, проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести изменения в действующий Основной закон. Так, временный конституционный акт превратился, по сути, в бессрочный.

      В основном законе нашли свое отражение  традиционные черты германского  буржуазного конституционализма; в нем был учтен опыт Веймарской конституции. В содержании акта заметно влияние западных держав-победительниц (США, Великобритании, Франции), ощутим общественно-политический компромисс послевоенного развития Германии, поскольку основной закон принимался на фоне подъема антифашистского и демократического движения в западных землях.

      Таким образом, Конституция Германии носит  название "Основной закон", что  было обусловлено рядом обстоятельств:

      1) стремлением к объединению Германии; после объединения действие закона должно было распространиться на всю германскую территорию;

      2) временным характером его действия  – до вступления в силу конституции,  принятой свободным волеизъявлением  всего германского народа.

 

      

  • Характерные черты и порядок изменения  Основного закона. Конституционный контроль 
  •       Основной  Закон практически начинается с  регулирования прав и свобод, раздел об основных правах идет сразу же после  Преамбулы. Вообще расположение норм, посвященных правам и свободам граждан, в начале конституций является одной  из характерных черт основных законов, принятых после Второй мировой войны. Но для Германии такой подход к правам человека был связан, очевидно, со стремлением преодолеть нацистское наследие.

          Стремление  преодолеть нацистское прошлое проявилось также в статьях Основного закона, осуждающих агрессивную войну, провозглашающих верховенство международного права и предусматривающих возможность передачи законодательным путем суверенных прав Федерации международным учреждениям ради обеспечения мира и коллективной безопасности. В частности, в п. 1 ст. 26 говорится, что "действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, являются противоконституционными". Статья 25 гласит: "Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории". А в п. 2 ст. 24 провозглашается, что Федерация "соглашается на такие ограничения своих суверенных прав, которые должны привести к установлению и обеспечению мирного и устойчивого порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира".

          Следует отметить, что одной из характерных  черт Основного закона является довольно хорошая юридическая проработка различных его положений. Вместе с тем многие статьи содержат отсылки к закону, который должен подробнее урегулировать те или иные отношения, нашедшие закрепление в общем виде в Основном законе.

          В ФРГ установлена федеративная парламентарная республика, что, естественно, нашло отражение в конституционном тексте. Закреплен ряд фундаментальных принципов: принцип правового государства, принцип разделения власти (в варианте, характерном для парламентарной республики) и др. В Основной закон было внесено много поправок и дополненений, что существенно изменило содержание ряда статей и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт современного Основного закона.

          Основной  закон относится к "жестким" конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата. На практике за 50-летнюю историю Основного закона в него было внесено более полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых раздела, более четырех десятков новых статей, полностью или частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из статей пересматривались по нескольку раз). Если принять во внимание, что первоначальный текст включал 146 статей, то масштабность конституционного пересмотра (хотя и растянутого во времени) не может не броситься в глаза.

          В ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. Конституционный суд приступил к работе в 1951 г.

          К компетенции Федерального конституционного суда относятся:

    • толкование Основного закона;
    • проверка конституционности законов и иных нормативных актов;
    • рассмотрение споров между федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, котороые полагают, что нарушены их конституционные права;
    • рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление;
    • рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия (всего 18 типовых случаев).

    Информация о работе Общая характеристика Конституции Германии