Общая характеристика Конституции Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Основной закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ________5
0. Краткая конституционная история_______________________________5
0. Характерные черты и порядок изменения Основного закона. Конституционный контроль________________________________________8
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ФРГ_______________11
2.1. Основы конституционного статуса человека в ФРГ______________11
2.2. Особенности германского федерализма________________________16
2.3. Бундестаг и бундесрат_______________________________________18
2.4. Федеральный президент и Федеральное правительство___________21
2.5. Суд и местные органы Германии______________________________23
2.6. Федеральная счетная палата ФРГ______________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ_____33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

 

  • Бундестаг и бундесрат 
  •       Бундестаг в составе 656 депутатов избирается на четырехлетний срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов избирается в  округах по мажоритарной системе  относительного большинства путем  прямого голосования, а другая - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным округам - избрать не менее трех депутатов.

          Состав  Бундестага в результате подсчета голосов  по отдельным избирательным округам  и земельным спискам почти  соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге.

          Пересчет  количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не 25 человек, а при увеличении численности Бундестага - и более.

          Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.

          Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн - четырьмя, более 6 млн человек -пятью). Соответственно, численный состав Бундесрата (65 членов) несколько меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса представителей земель подаются как один голос. Члены Бундестага имеют императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям, как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата (впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального правительства.

          Так, законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется. Бундесрат создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов.

     

  • Федеральный президент и Федеральное правительство 
  •       Главой  ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. В целом права президента выходят за рамки прав главы парламентарной республики. Большинство актов президента требуют обязательной контрассигнации Федерального канцлера либо соответствующего министра. Исключением в данном случае служат предложение президентом кандидатуры канцлера, его назначение, решение, обязывающее канцлера и федеральных министров продолжать ведение дел, а также личное право президента отказаться от своей должности.

          Вместе  с тем полномочия президента весьма широки. Он может участвовать в  заседаниях правительства, промульгирует  законы, распускает Бундестаг по предложению  канцлера, если тот остался в меньшинстве, либо по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов, предлагает кандидатуру канцлера. Особенно высока роль президента в случае отсутствия в Бундестаге абсолютного большинства мест у одной из политических партий. По представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься минуя Бундестаг. При этом президент не несет политической ответственности за свои действия.

          Центральное место в системе федеральных  органов власти ФРГ занимает Федеральное  правительство, состоящее из канцлера и министров. На правительство возложены  обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции. Канцлер, единственный из членов правительства, избирается большинством голосов Бундестага. Его кандидатура предлагается президентом, инициатива Бундестага в этом вопросе весьма ограничена. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия). Канцлер несет ответственность перед Бундестагом, определяет Внутреннюю и внешнюю политику государства. Фактически именно канцлер назначает и увольняет министров, число которых не ограничено Конституцией, упоминающей лишь министров финансов, обороны и иностранных дел. Утверждение министров, как и их увольнение, производится федеральным президентом. Федеральное правительство имеет право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов, а также общих административных предписаний. Кроме того, оно обладает прав предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости, устраняя тем самым Бундестаг от принятия законов (ст. 81).

          Так, главой ФРГ согласно Конституции  является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. Центральное  место в системе федеральных  органов власти ФРГ занимает Федеральное  правительство, состоящее из канцлера и министров.

     

  • Суд и местные  органы Германии 
  •       Судопроизводство  федерации ограничено деятельностью  Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель. Так, рассмотрение гражданских и уголовных дел в землях осуществляют высшие суды земель (от одного до четырех в каждой земле), суды земель первой и второй инстанции, участковые суды. В то же время упомянутые федеральные суды (кроме Федерального конституционного суда в отношениях с органами конституционного контроля земель) выступают в качестве судов высшей инстанции для соответствующих земельных судов.

          Федеральный конституционный суд является самостоятельным  и независимым от всех других конституционных  органов судом федерации. Срок полномочий судей – 12 лет; он ограничен достижением 68-летнего возраста. Избранные на должность судьи назначаются федеральным президентом.

          Полномочия  Федерального конституционного суда весьма широки. Он разрешает следующие категории  дел:

          а) о толковании федеральной конституции  по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или  других участников, которые конституцией или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

          б) в случае расхождения мнений или  возникновения сомнений относительно формальной и фактической совместимости  федерального права и права земель с федеральной конституцией или совместимости права земли с другим федеральным правом; такие вопросы Суд рассматривает по предложению Федерального правительства, правительства земли или одной трети части Бундестага;

          в) в случае расхождения мнений о  правах и обязанностях федерации и земель, в частности, при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

          г) по другим спорам публично-правового  характера между федерацией и  землями, между землями или в  пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной судебный порядок (ст. 93).

          Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов  государственной власти, управления и правосудия. На выборах в ландтаги при использовании пропорциональной избирательной системы заградительный барьер составляет в большинстве земель, так же как и на федеральные выборах, 5%, и только в земле Рейнланд-Пфальц установлена оговорка в 3,3%. При этом в шести землях предусмотрена возможность досрочного роспуска ландтага в результате голосования избирателей. К этим землям относятся: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бремен, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц. Правда, на практике известна только одна попытка использования такой возможности.

          В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии - двухпалатный), формируемое  им правительство, премьер-министр  как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля (лишь в Шлезвиг-Гольштейне функции контроля за соблюдением Конституции земли 1990 г. осуществляет Федеральный конституционный суд).

          Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные  договоры друг с другом и согласованные  с центром договоры по экономическим  и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате.

          В некоторых землях (Берлин, Северная Вестфалия, Рейланд-Пфальц, Нижняя Саксония) избиратели своим голосованием могут отменять в целом или частично вступившие в силу земельные законы (народное вето). Так, в Берлине закон считается отмененным, если за это проголосовало большинство принявших участие в голосовании, при условии что против закона выступило не менее 30% от общего числа граждан, имеющих право голоса. В Нижней Саксонии решение об отмене закона принимается большинством избирателей, имеющих право голоса.

          Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению земель. Общины выступают на своей территории исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. За исключением случаев, решение по которым возложено на другие ведомства, общины могут решать любую задачу публичной власти. Тем же статусом в рамках Законодательной компетенции обладают объединения общин. Самостоятельное управление своими делами общинами и их объединениями гарантируется государством (так, например, сказано в ст. 137 Конституции земли Гессен, но аналогичные положения есть и в конституциях других земель). Вместе с тем на них могут быть возложены законом или постановлением государственные задачи, которые те должны решать в соответствии с поступающими указаниями.

          Государство обязано обеспечивать общинам, а  также их объединениям получение  денежных средств, необходимых для  выполнения ими как их собственных, так и возложенных на них государством задач, на основе баланса финансовых затрат. При этом государство предоставляет в распоряжение общин в интересах их независимой публичной деятельности источники доходов, которыми те распоряжаются на принципах собственной ответственности.

          Итак, судопроизводство федерации ограничено деятельностью Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель.

          Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов  государственной власти, управления и правосудия.

          В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии - двухпалатный), формируемое  им правительство, премьер-министр  как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля.

          Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные  договоры друг с другом и согласованные с центром договоры по экономическим и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате.

          Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению  земель.

     

    2.6.   Федеральная счетная палата. 

          Основной  закон ФРГ не содержит сколько-нибудь подробных норм, касающихся Федеральной  счетной палаты; ее статус должен быть урегулирован федеральным законом (абз. 2 ст. 114). Такой закон был принят 11 июля 1985 г. Федеральная счетная палата – высшее федеральное ведомство, независимый орган финансового контроля, подчиненный только закону. В рамках установленных задач Палата содействует Бундестагу, Бундесрату и Федеральному правительству в принятии ими решений.

    Информация о работе Общая характеристика Конституции Германии